«МАЗ 1500», или как в СССР сделали спорткар из обычного Москвича

Минский автомобильный завод специализируется на выпуске крупногабаритной техники. Но были и периоды, когда конструкторы МАЗа разрабатывали и спортивные машины. О такой мы и поговорим.
Автор Hi-Tech Mail

Несмотря на то, что СССР никогда не был выдающейся автоспортивной державой, в его истории есть ряд любопытных моментов. Помимо проведения соревнований, конструкторы ведущих советских автопроизводителей бились над задачей создать спортивный автомобиль. Одним из таких проектов стал «МАЗ-1500».

«Мерседес» по-белорусски

Внешний вид автомобиля «МАЗ-1500»
Внешний вид автомобиля «МАЗ-1500»Источник: 5koleso

«МАЗ-1500» разрабатывался в конструкторском отделе Минского автомобильного завода под руководством Владимира Майбороды. Машину создавали для участия гонках по шоссе и на кольцевых трассах. В роли ориентира выступал Mercedes-Benz 300 SLR.

Mercedes-Benz 300 SLR (W196S) 1955
Mercedes-Benz 300 SLR (W196S) 1955Источник: Autowp

Mercedes-Benz 300 SLR создавался для участия в гонках World Sportscar Championship и в конструкционном плане был похож на Mercedes-Benz W196 для Формулы-1.

Скорость и практичность

При создании спорткара конструкторы уделили большое внимание устойчивости автомобиля на поворотах. В частности, они стремились понизить центр тяжести. Чтобы увеличить моменты инерции по вертикальной и поперечной осям, самые тяжелые узлы разместили на шасси спереди и сзади на максимальном удалении друг от друга.

Схема автомобиля из журнала
Схема автомобиля из журналаИсточник: Autopuzzles

Материалом для шасси выступили стальные трубы. Их крепили к кузовным элементам из стеклопластика с помощью клея БФ-2. Кузов был двухместным и получил две опускающиеся двери. По бокам выполнены тоннели для отвода воздуха из подкапотного пространства.

Прототипы МАЗ-1500 на дороге
Прототипы МАЗ-1500 на дорогеИсточник: Motor

Разработчики оснастили аппарат независимой подвеской с использованием деталей от серийного автомобиля «Москвич-407». Передняя подвеска была на поперечных рычагах, а задняя — торсионная. Крепление колес осуществлялось с помощью центральных гаек. Тормозная система имела специальный гидравлический привод, осуществляемый раздельно на передние и задние колеса. Рулевой механизм взят также от автомобиля «Москвич-407», но с некоторыми доработками.

МАЗ-1500 со спортивным номером
МАЗ-1500 со спортивным номеромИсточник: Auto.onliner

Для достижения высокой скорости конструкторы установили модернизированный рядный 4-цилиндровый двигатель МЗМА-407 с мощностью 60 лошадиных сил. Для переключения передач использовалась механическая 3-ступенчатая коробка с удлинителем.

По словам инженера-конструктора Майбороды, автомобиль показал хорошую устойчивость и управляемость. За счет низко расположенного центра тяжести в 340 мм от земли, при радиусе качения 315 мм, автомобиль был способен преодолевать повороты на повышенной скорости. Максимальная скорость на прямом участке дороги достигала 165 км/ч.

Судьба автомобиля и след в автокультуре

Оба автомобиля «МАЗ-1500» принимали участие в гонках чемпионата СССР в 1961—1962 годах. Первой машиной был красный автомобиль гонщика Юрия Колобова с номером 78. Второй — лимонный болид под № 77. Его пилотировал сам Владимир Майборода. В 1963 году было принято решение ликвидировать отдельный класс спортивных автомобилей с двигателями «Москвич». В связи с этим автомобиль сняли с соревнований.

Модель «МАЗ-1500» ручной работы
Модель «МАЗ-1500» ручной работыИсточник: 5koleso

Одну машину передали в «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту СССР». Судьба второй не известна. Не один из автомобилей до наших дней не дошел, но память о них сохраняется в частных фотоколлекциях.