Миллиард на ветер. Невероятный провал смартфонов Microsoft Kin и почему так вышло

Американская технологическая компания Microsoft хотела ярко выйти на рынок телефонов. Амбициозные девайсы Kin оказались промахом. Слишком дорогие устройства, которые выпустили 13 мая 2010 года, были не нужны массовой аудитории.

Microsoft не раз пыталась покорить новые для себя направления. К 2010 году у гиганта индустрии был большой опыт в создании операционных систем, в том числе для мобильных устройств. С техникой дела обстояли не лучшим образом. Успешной на тот момент была линейка консолей Xbox. А плеер Microsoft Zune, который обещали сделать «убийцей» iPod, не смог стать популярным. После настал черед телефонов.

Microsoft Kin Two
Microsoft Kin Two Источник: Wikimedia

Сомнительный проект

У компании были амбициозные планы. В 2008 году Microsoft за $500 млн приобрела американскую компанию Danger, известную по линейке девайсов Hiptop. Это серия устройств в формате слайдера — экран у них выдвигается в сторону в альбомной ориентации, открывая QWERTY-клавиатуру. К тому времени уже ходили слухи, что Microsoft собирается использовать опыт с плеерами Zune для разработки телефона. Девайс получил кодовое название Project Pink. В него, с учетом покупки Danger, вложили около $1 млрд.

T-Mobile Sidekick II от Danger
T-Mobile Sidekick II от Danger Источник: Wikimedia

Долгое время о разработке сообщали лишь инсайдеры. В конце 2009 года даже появились слухи, что проект закрывают. Источники внутри компании рассказывали, что руководство считает бесперспективным создание телефона и сомневается в нем. Среди причин называли проблемы с аккумулятором, дизайном интерфейса и другими компонентами.

Однако всего через полгода Microsoft официально анонсировала свои устройства. Сразу два телефона показали 12 апреля. Они получили названия Kin One и Kin Two, которые отличались форм-фактором. Первый девайс был почти квадратным, QWERTY-клавиатура у него выдвигалась вниз. Kin Two больше напоминал классический смартфон. Его клавиатура открывалась вбок, чтобы использовать устройство в альбомном режиме. В Microsoft подчеркнули, что девайсы сочетают в себе телефон, компьютер и онлайн-сервисы. «Мы создали Kin для людей, которые живут, чтобы быть на связи, делиться, выражать свои мысли и общаться со своими друзьями и семьей. Социальное поколение хочет и требует большего от своего телефона», — так охарактеризовал новинку президент подразделения развлечений и устройств компании Робби Бах.

Microsoft Kin One
Microsoft Kin OneИсточник: Snazzy Labs

К моменту выхода Microsoft Kin на рынке было много популярных смартфонов от брендов с большой историей. Например, это HTC Desire, iPhone 3GS, Blackberry Bold 9700, а Samsung анонсировала первый Galaxy S. Конкуренция была очень тяжелой, поэтому Microsoft требовались уникальные фишки, которые могли заинтересовать покупателей. Компания решила позиционировать новые телефоны как устройства для подростков. Но молодой аудитории Kin не подошел.

«Недосмартфон»

Поскольку Microsoft делала ставку на соцсети и взаимодействие с другими людьми через интернет, было бы логично представить устройство компании смартфоном. Однако это не так. Разработчики создали для девайса операционную систему Kin OS, которая не позволяла устанавливать сторонние приложения. Пользователю доступны только программы, которые изначально загружены Microsoft. Такое решение сильно ограничивало использование устройства. Телефон не поддерживал популярные в те годы мессенджеры, даже Windows Live Messenger, созданный Microsoft, А еще в нем даже не было календаря.

Microsoft Kin One
Microsoft Kin OneИсточник: Marc Corredera Reviews

Были и другие минусы. Не всем понравился размер экрана. У Kin One диагональ дисплея равняется 2,6 дюйма, чего недостаточно для комфортного использования. Но экран Kin Two оказался побольше — 3,4 дюйма. В обзорах также ругали качество фото и производительность: девайсы периодически подтормаживали. В общем, совсем не то, что хотели бы подростки.

Слишком дорого

Если не вдаваться в подробности, стоимость смартфонов Microsoft казалась очень привлекательной. Младшую модель продавали всего за $50, а старшая стоила $100. Но был очень большой нюанс. Вдобавок к устройству покупатель получал обязательный контракт с оператором Verizon на два года. В месяц нужно было платить минимум по $70. За 24 месяца выходило бы почти $1700. Например, iPhone 4, который также вышел в 2010 году, без контракта стоил $549 в версии на 8 ГБ. А если брать с договором оператора, то ежемесячная плата начиналась от $15. На таком контрасте очевидно, что стоимость совсем не подходила целевой аудитории. Для подростков и молодых людей это было слишком дорого.

Создатели телефона защищали высокую цену. По словам Грега Салливана, который занимал должность старшего менеджера по продуктам подразделения мобильных коммуникаций Microsoft, клиенты привыкнут к ежемесячной плате, когда осознают, что «это отличная сделка». А в Verizon заявляли, что немало людей и так платят по $70 за различные устройства. Но потенциальных покупателей оттолкнула цена Microsoft Kin. Оператору даже пришлось значительно снизить стоимость устройств — до $29 и $49 соответственно. Но и это не помогло. Оказалось, что Verizon не особо пытался продавать Kin. Сотрудники Microsoft анонимно посещали в магазины оператора и оставались удивленными. В торговых точках продвигали смартфоны с операционной системой Android.

Быстрый финиш

Продажи начались 13 мая 2010 года. Первоначальная линейка Microsoft Kin просуществовала меньше двух месяцев. Компания сняла с продажи все устройства 30 июня 2010 года — спустя 48 дней после запуска. Премьеру девайсов в Европе также пришлось отменить. Причиной такого решения стали очень низкие продажи. Поговаривали, что Microsoft Kin купили больше 1000, но меньше 10000 раз. Но даже был слух, что речь идет всего о 503 смартфонах. Официально Microsoft не раскрывает статистику.

Microsoft Kin Two
Microsoft Kin TwoИсточник: NXT Windows

Несмотря на грандиозный провал, компания сделала еще одну попытку с Kin. В декабре 2010 года оба смартфона вернулись на рынок под новыми именами — ONEm и TWOm. На этот раз девайсы позиционировали как обычные телефоны. Младшую модель давали бесплатно при приобретении контракта на два года, а стоимость старшей снизили до $50. Однако к устройствам пропал интерес покупателей. Окончательно их перестали продавать в январе 2011 года. Так Microsoft Kin остался в истории как один из крупнейших провалов не только для компании, но и в истории технологий.