От аборигенов до миллионеров
Провести этнографическое исследование невозможно, сидя на диване с книжкой или ноутбуком. Наблюдатель должен жить среди людей, участвовать в их повседневной жизни, слушать истории и погружаться в атмосферу, царящую внутри общины. Этнографы стараются понять, что означают определенные символы и ритуалы, что люди чувствуют и думают. И как воспринимают свой мир.
Звучит весьма романтично. Представляется вполне довольный жизнью путешественник, сегодня живущий в какой-нибудь африканской деревне, а завтра изучающий быт миллионеров в Сан-Франциско. Но так ли это?
Шпионы по соседству
А вы знали, что за вашим повседневным бытом могут наблюдать? Например, появился у вас на работе новый сотрудник. И все бы ничего, только оказывается, это не менеджер Вася, а этнограф под прикрытием. И легенду он себе придумал для того, чтобы максимально погрузиться в изучаемую среду и успешно провести свое скрытое этнографическое исследование. А потом липовый Вася напишет свой этнографический отчет, где подробно изложит нравы и привычки вашей рабочей общины. Это называется скрытая этнография. Страшно?
Не переживайте, в основном подобные исследования проводятся открытым образом, то есть имея согласие группы на участие в них. Но в этом тоже есть свои минусы. Не всегда подобное наблюдение будет достоверным, ведь участники процесса могут вести себя иначе, зная, что находятся под наблюдением.
Собственно, этнография — это метод исследования, при котором изучаются черты характера и поведение определенной демографической группы в реальном времени.
Обстановка же, при которой проводится исследование, может быть открытой и закрытой. Например, исследователь наблюдает за жителями определенного района. Доступ в этот район открыт для всех. А значит, ничто не мешает ознакомиться с сообществом и его деятельностью.
С закрытой средой все намного сложнее. Исследуемая группа может иметь определенные ограничения и подобраться к ней близко, проникнуться внутренней атмосферой и нравами бывает довольно сложно. Например, получить доступ в тюрьму для изучения внутреннего быта, социальных и культурных норм заключенных, весьма проблематично. А уж сблизиться с участниками группы для наиболее полного погружения в атмосферу, и вовсе, небезопасно.
Наблюдение также может быть активным и пассивным. Участники группы раскрывают все особенности, вовлекают в свои мероприятия, приглашают ознакомиться с деталями быта. Такое исследование называется активным.
Пассивный же наблюдатель всегда остается в стороне, изучая группу на расстоянии. Люди, в свою очередь, занимаются повседневными делами, и ничто их не отвлекает. Это дает возможность провести более реалистичное исследование. Но, в то же время, может повлиять на поведение членов группы, знающих, что за ними наблюдают со стороны.
Как нас изучают
Как это происходит в реальной жизни? Например, есть задача — изучить группу детей, чтобы понять их привычки, характеры, социальную динамику. В течение недели исследователь внимательно наблюдает за детской группой, играющей на площадке. Выявляет их предпочтения, тягу к определенным игрушкам, устанавливает повторяющиеся модели поведения, следит за взаимодействием между детьми — с кем играют больше или меньше, есть ли группы друзей внутри сообщества.
Или повадки группы байкеров. Этнограф внимательно изучает действия, обычаи, привычки этих людей на протяжении нескольких месяцев. Здесь же можно применить активный способ погружения в среду. Наблюдатель принимает участие в общих мероприятиях, занятиях. Посещает вместе с группой их любимые места. В итоге получается реальная картина социальных обычаев, характеров, быта исследуемой группы.
А вот более романтичный пример: изучение деревни коренных жителей. Подобных мест на планете еще очень много, а значит, и материалов для исследований хватает. Этнограф сообщает жителям о цели своего приезда с помощью переводчика. То есть использует открытый способ исследования. Но при этом наблюдает пассивно, не вмешиваясь в ежедневные процессы и мероприятия. В течение нескольких месяцев этнограф изучает местные ритуалы, пищу, привычный быт, занятия в свободное время, взаимоотношения внутри общины. В результате получается исчерпывающий отчет о жизни определенной этнической группы, ее характерах и обычаях.
От надписей на гробницах до философских трудов
По сути, наука зародилась еще в древнем Египте. Уже тогда велись наблюдения за соседними народами, а результаты записывались на гробницах. В XIV веке знаменитый венецианский купец и исследователь Марко Поло написал книгу «Путешествия Марко Поло», где он повествует о Великом Шелковом пути, нравах, привычках, военных стратегиях. Произведение стало бестселлером, его перевели на десятки языков, существовало бесчисленное количество рукописных копий.
Мощный толчок к развитию «народоописания» дает эпоха Великих географических открытий, начавшаяся в XV веке. Тогда на карту были нанесены обширные новые земли.
Предшественником современных ученых этнографов можно назвать Бернардино де Саагуна, испанского миссионера, историка и лингвиста, работавшего в Мексике в XVI веке. Он оставил после себя ценные труды по истории доколумбовой Мексики.
Как самостоятельная наука этнография начала развиваться в XIX веке. Большой вклад в этнографию внесли такие ученые как Эдуард Тэйлор, Джеймс Фрезер, Эмиль Дюркгейм, Бронислав Малиновский, Марсель Мосс, Франц Боас. Они не только собирали материалы, но и осмысливали их, разрабатывали научные теории культуры и этничности.
В настоящее время этнография — это не только изучение быта и нравов «примитивных» народов, но и исследование процессов в современном обществе, изучение его отдельных групп. Теперь ее невозможно отделить от философии, социологии, психологии, демографии. Что позволяет этнографам полнее охватить предмет изучения. Кстати, день этнографа в России отмечается 17 июля.