Самостоятельный Manta Ray приблизил будущее
Беспилотные подводные аппараты — уже не техника из научной фантастики. В апреле 2024 года появились первые сведения о новой субмарине, а уже в мае разработчик продемонстрировал изображения прототипа в реальной водной среде.
Northrop Grumman Corporation — американская военно-промышленная компания показала миру новую разработку. Огромный беспилотный аппарат, похожий на ската манту. Собственно, отсюда он и получил свое название. Машина предназначена для автономной работы в океанских глубинах, там, куда не могут добраться люди. Ей положено выживать долгое время в экстремальных условиях без участия человека, выполняя при этом различные задачи: от исследовательских до разведывательных.
При этом Manta Ray способен заряжать свои батареи самостоятельно и переходить в спящий режим в случае низкого энергопотребления, закрепляясь на морском дне.
Модульная конструкция позволяет легко доставлять его в нужную точку и быстро собирать на месте буквально в полевых условиях без специального оборудования.
Первые испытания беспилотной субмарины прошли в феврале-марте 2024 года у берегов Южной Калифорнии. И разработчики вполне довольны результатом: протестированы разные режимы движения, рулевое управление, плавучесть, рулевые поверхности и винты. Протечек во время пробного заплыва также не обнаружено. А значит, Manta Ray подтвердил свою способность работать в полевых условиях абсолютно самостоятельно. И эру умных беспилотных подводных аппаратов можно считать открытой.
Когда выглядели первые беспилотники и до чего дошел прогресс
Первый автономный подводный исследовательский аппарат разработали в Вашингтоне в 1957 году. Он мог погружаться на глубину до 3000 м, а время работы ограничивалось четырьмя часами. Использовался такой аппарат для океанографических исследований, в том числе для определения следов подводных лодок. До 1979 года на службе ВМС США числилось 5 подобных машин.
В 80-е годы прошлого века технологии начали развиваться. Именно с помощью подводного аппарата с дистанционным управлением Роберт Баллард обнаружил затонувший «Титаник» в 1985 году. А заодно оказал услугу ВМС США, отыскав на дне океана две затонувшие в 60-х годах подводных лодки.
Время шло, дроны совершенствовались. В период с 1990 до начала 2000-х годов улучшили автономность, коммуникационные возможности, усовершенствовали датчики, поработали над мобильностью. Тогда аппараты перестали быть цельными, уступив место модульным конструкциям. Внедрение алгоритмов искусственного интеллекта позволило дронам самостоятельно обрабатывать огромное количество информации в режиме реального времени и даже принимать решения.
Электронные компоненты уменьшались, а вместе с ними и сами подводные аппараты становились миниатюрнее и маневреннее. Их функции вышли далеко за пределы военных. Теперь дроны использовались для научных исследований, мониторинга окружающей среды и решения коммерческих задач.
Одни из самых популярных — беспилотные подводные аппараты семейства REMUS, которые начали использоваться в конце 90-х.
Во время военной операции США и ее союзников против Ирака в 2003 году беспилотник REMUS использовали для разминирования водных путей вокруг порта Умм-Каср, что положило начало использованию дронов в условиях реального боя.
А мощный REMUS 600 предназначен для океанографических исследований на больших глубинах. Его модульная конструкция позволяет легко перестраивать необходимые датчики в зависимости от конкретной задачи. Работать он может до 70 часов, а управлять им настолько просто, что хватает обычного ноутбука без большого количества специального оборудования.
По сей день новые модификации REMUS служат для борьбы с минами, противолодочной обороны, гидрографической разведки, картографирования морского дна.
Кто и для чего использует подводные дроны
Пионерами в разработке беспилотных подводных аппаратов были военные. Такие технологии постоянно находятся на вооружении ВМС. Но и современная коммерческая индустрия не отстает.
Газовые и нефтяные компании используют дроны для изучения районов, в которых предполагается бурение. А также проверки мест, где работы уже ведутся. Дроны помогают мониторить состояние подводных трубопроводов.
Компании по организации океанографических исследований привлекают беспилотники для оценки условий и состояния морского дна. При коммерческих погружениях и исследованиях в закрытые места, как, например, резервуары, трубы, водозаборные сооружения, первыми идут дроны. А значит, нет необходимости отправлять туда людей с риском для жизни или здоровья.
Строительные компании, реализующие проекты на береговой линии или под водой тоже не против отказаться от использования услуг дайверов перед началом проекта. Ведь подобные исследования зачастую очень опасны. Да и в случае возникновения непредвиденных обстоятельств во время строительства, подводные роботы просто незаменимы.
Исследователи и защитники водных ресурсов используют подводные беспилотники для изучения экосистем на глубинах, недоступных человеку, разнообразия океанской флоры и фауны, отслеживания местоположения определенных видов.
И даже для любителей подводных съемок есть замечательные помощники. Например, китайская компания Youcan разработала подводный дрон, который ведет прямую трансляцию из глубин прямо на экраны телевизора, планшета, смартфона. Не умеющим погружаться с аквалангом или не желающим намокнуть можно посмотреть трансляцию с помощью виртуальной реальности.