Люди разного возраста с удовольствием играют в «Тетрис» на компьютерах, смартфонах и множестве других устройств. Кажется, что эта игра была с нами всегда. Рассказываем, как был придуман «Тетрис» и чем запомнилась эта игра.
История создания «Тетриса»
Обычный советский программист Алексей Пажитнов работал в вычислительном центре Академии наук СССР в Москве, когда придумал идею игры, основанной на комбинировании простых геометрических фигур. Источником вдохновения для Алексея стали головоломки и логические игры вроде пентамино, — он хотел сделать нечто подобное для компьютера.
Сначала Пажитнов написал программу, которая изменяла положение фигур, поворачивая их на 90 градусов относительно центра тяжести. Однако для компьютеров того времени программа оказалась слишком тяжелой, не позволяя играть в режиме реального времени. Тогда Пажитнов упростил головоломку, взяв фигуры из четырех квадратных элементов. Так родился «Тетрис». Название происходит от греческого слова «тетра» (что означает четыре), и слова «теннис» — любимого вида спорта Алексея.
Первая версия «Тетриса» была написана на компьютере «Электроника 60». Головоломка сразу стала очень популярна среди советских программистов, и они активно ее дорабатывали. Например, коллега Алексея Михаил Потемкин оптимизировал скорость игры на компьютере «Электроника-60». Пажитнов удивлялся, насколько быстро распространилась среди сотрудников Академии наук его, казалось бы, простая игра. Но решил воспользоваться моментом и сделать ее общедоступной, портировав на популярный в то время компьютер IBM PC.
Очень скоро в «Тетрис» играли по всей Москве. Но коммерческий успех случился во многом благодаря директору научного центра Виктору Брябрину. Ему понравилась игра, и он отправил демо-версию в в Венгерскую лабораторию по кибернетике. Венгерские программисты портировали «Тетрис» на платформы Apple II и Commodore 64. Вскоре западные компании узнали об игре и заинтересовались ею. Так в 1986 году «Тетрис» начал свое шествие по миру.
Впрочем, настоящий прорыв случился в 1989 году, когда «Тетрис» появился на игровой консоли Nintendo Game Boy. В то время Nintendo планировала выпуск Game Boy и нуждалась в хитовой игре для продвижения консоли. Именно советская игра стала таким хитом, заодно способствуя популярности Game Boy.
Юридические войны
История «Тетриса» — это еще и подковерная борьба, которая велась большим количеством компаний, желающих заработать на популярной игре. Проблемы возникли из-за сложностей, связанных с правами интеллектуальной собственности и лицензированием в Советском Союзе и за его пределами.
В СССР не существовало четкого законодательства об интеллектуальной собственности, все считалось собственностью государства. Таким образом, когда Пажитнов создал «Тетрис», он не мог заявить о своих правах на игру. Все права передали Советской академии наук, а затем внешнеторговому объединению «Электроноргтехника».
Это объединение не имело опыта в международном лицензировании, что привело к недопониманиям и спорам. Например, когда глава британской фирмы Andromeda Роберт Стейн решил получить права на «Тетрис», ему сообщили, что переговоры с Советским Союзом точно затянутся. Поэтому он приобрел права на версии игры для платформ Commodore и Apple от венгерских разработчиков и начал продавать игру в Соединенных Штатах, минуя российских авторов. Он был уверен, что создатель «Тетриса» не станет протестовать, когда узнает о популярности его проекта за рубежом.
И действительно, Пажитнов и его коллега Дмитрий Павловский охотно заключили сделку с британской компанией Andromeda о распространении «Тетриса» на Западе. Но «Электроноргтехника» не была уведомлена о сделке, из-за чего возникли споры о правах на игру. В конце 80-х и начале 90-х годов таких споров было множество. Например, Nintendo и Atari Games вели судебную тяжбу за права на создание аркадной версии «Тетриса». Одновременно обе компании успешно торговали этой игрой.
Кроме того, возникло множество клонов «Тетриса», многие из которых были бесплатными. Так, Spectrum Holobyte и Mirrorsoft выпустили собственный вариант «Тетриса», улучшив графику, добавив звук и «русский колорит» — в фоновых заставках программы появлялся Юрий Гагарин. Клоны подрывали продажи оригинальной игры и приводили к потере доходов.
Независимые аналитики полагают, что с 1989 по 1992 год было продано свыше 30 млн экземпляров Game Boy с установленным на каждом устройстве «Тетрисом». Алексею Пажитнову это, однако, не принесло никакого дохода. И только в 1996 году, после многих лет судебных тяжб и споров, права на «Тетрис» были проданы компании The Tetris Company, основанной Пажитновым. С тех пор The Tetris Company управляет правами на игру и активно защищает ее от клонов и несанкционированного использования.
Культурный феномен «Тетриса»
«Тетрис» стал настоящим культурным феноменом, появившись на всех мыслимых платформах, от старых компьютеров и игровых консолей до смарт-часов. Геймерам предлагаются как классическая версия игры, так и современные, с дополнительными возможностями, прекрасной графикой и озвучкой.
Проводятся киберспортивные соревнования по «Тетрису» — CTWC. Несмотря на пандемию COVID-19, в 2020 и 2021 годах продолжали проводиться чемпионаты по «Тетрису». Например, в 2020 году был проведен онлайн-турнир Classic Tetris World Championship, а в 2021 году состоялся 11-й ежегодный чемпионат по «Тетрису» в Бразилии.
Игра стала предметом многочисленных научных исследований, книг. В 2021 году вышел даже полноценный фильм, посвященный детищу Пажитнова. Ученые изучали влияние «Тетриса» на мозг и когнитивные способности человека. Так выяснилось, что игра помогает развивать внимание, память и пространственное мышление.
Психологи назвали в честь игры феномен, когда человек настолько много уделяет внимания и времени какому-то занятию, что начинает видеть характерные для этого занятия образы во сне, в мыслях, а также в реальном мире. О «синдроме Тетриса» впервые написали в 1994 году в журнале Wired в статье «This is Your Brain on Tetris».
Игра объединяла людей. Например, студенты Делфтского технического университета в Нидерландах установили цветные лампы на подоконник каждой комнаты 96-метрового здания, а затем начали их зажигать и гасить, имитируя движение падающих блоков. В процессе задействовали 15 этажей по 10 комнат на каждом. Выглядело все так, словно «Тетрис» играли целым домом.
«Тетрис» продолжает эволюционировать и адаптироваться к новым технологиям и платформам. С момента своего создания игра не утратила своей популярности и продолжает привлекать игроков всех возрастов. Современные версии и адаптации «Тетриса» доказывают, что классический геймплей и инновационные подходы могут идти рука об руку, обеспечивая долговечность этой культовой игры.
Интересные факты о «Тетрисе»
Первая версия «Тетриса» была текстовой, поскольку у микрокомпьютера «Электроника-60» не было графического интерфейса. Каждый блок представлял собой пробел, заключенный в квадратные скобки.
Музыка, сопровождающая классический Тетрис, базируется на русской песне «Коробейники», которая стала одной из самых узнаваемых видеоигровых мелодий.
В 1993 году российский космонавт Александр Серебров взял Game Boy с «Тетрисом» на борт космического корабля «Мир». Так «Тетрис» стал первой компьютерной игрой, в которую играли в космосе.
Существует более 200 лицензированных версий «Тетриса» для разных платформ
Британец Фейз Чопдат отсидел 4 месяца за то, что играл в «Тетрис» на борту самолета и отказался прекратить игру несмотря на просьбы бортпроводников.
В 2007 году «Тетрис» был включен в Зал славы видеоигр World Video Game Hall of Fame.
Совокупный объем продаж всех версий игры насчитывает 500 млн копий
В 2010 году Guinness World Records назвал «Тетрис» «лучшей головоломкой всех времен».
С 2010 года проводятся ежегодные чемпионаты по классическому «Тетрису» (CTWC), собирающие лучших игроков со всего мира.
В 2007 году «Тетрис» был включен в Зал славы видеоигр World Video Game Hall of Fame.