Глубже, чем вам кажется: реальные психологические процессы в мультфильме «Головоломка-2»

На мировые экраны вышел новый хит от анимационной студии Pixar — «Головоломка-2». Мы рассмотрели, на каких научных теориях основан этот мультфильм, и рассказываем вам.

В мозгу подростка загорается ярко-красный сигнал тревоги, возвещая о приближении полового созревания. Эта сцена из нового фильма Disney и Pixar «Головоломка-2» пугает зрителей и работает сразу на двух уровнях — напоминает о собственных бурных подростковых годах или вызывает беспокойство за своих детей. Даже без шумных сирен и мигающего света, само упоминание «полового созревания» достаточно, чтобы встревожить любого. И здесь нет никакого секрета, весь авторы мультфильма использовали реальные научные исследования при создании своего детища.

Головоломка 2
Источник: Кинопоиск

Заглянем в прошлое

Фильм 2015 года «Головоломка» показал, почему для нас так важны все эмоции, притом даже самые грустные. В новой части, жизнь становится ещё сложнее: Райли, героиня фильма, на пороге полового созревания. Список ее эмоций, воплощенных в милых мультяшных персонажах, пополняется новыми, не менее важными эмоциями: Тревога (озвученная Майей Хоук), Тоска (Адель Экзаркопулос), Зависть (Айо Эдебири), Смущение (Пол Уолтер Хаузер).

Эти новые персонажи будут взаимодействовать с уже знакомыми Радостью, Печалью, Страхом, Отвращением и Гневом. Вместе они помогут Райли справляться с меняющимся миром вокруг нее. Такое пополнение «актерского» состава картины показывает, что человеческие чувства становятся все более сложными.

Компания героев первой части пополнилась новыми эмоциями
Компания героев первой части пополнилась новыми эмоциями Источник: Posletitrov

Важный этап жизни

Подростковые годы всегда сопровождались множеством эмоций и переживаний, и «Головоломка-2» обещает по-новому рассказать про этот важный этап жизни. Через призму новых и уже знакомых героев зрители увидят, как можно справляться с этими изменениями и находить радость даже в трудных моментах.

В фильме Райли уже исполнилось 13 лет. Она все еще играет в хоккей и готовится к поступлению в среднюю школу. Судьба улыбнулась актрисе Линдси Толлман, озвучившей главную героиню, так как она сама совсем недавно проходила через подобные этапы своей жизни.

Толлман делится своими впечатлениями в интервью: «Я работала над “Головоломкой-2” с 13 до 15 лет. Эмоции, которые испытывала Райли, были мне очень близки. Проговаривая свои реплики, я много рефлексировала и думала, какие эмоции ими управляют».

В то же время в штаб-квартире эмоций в голове Райли происходит настоящий хаос — реконструкция, которая приносит с собой беспорядок. Это ярко олицетворяет перемены, которые несет с собой половой созревание.

Головоломка 2
Источник: Кинопоиск

Настоящее обновление мозга

Лиза Дамур, подростковый психолог и научный консультант фильма, объясняет: «В ее мозгу идет впечатляющий процесс обновления. Он становится более эффективным, нащупывая новые способы понимания мира вокруг».

В подростковом возрасте мозг и его эмоции становятся более все более сложными. Для достижения нового уровня познания, мозг создает новые нейронные связи.

Дамур уточняет: «Реконструкция мозга происходит в том порядке, в котором он первоначально развивался. Системы эмоций находятся сзади, в то время как системы поддержания перспективы — спереди».

Таким образом, мы видим, что подростковый мозг претерпевает глубокие изменения, становясь более сложным, способным к более высокому уровню познания и понимания мира. При этом он также начинает работать эффективнее — во взрослой жизни без этого не обойтись

Для Райли эта перемена означает, что у нее сейчас «неуклюжий мозг». Такой термин используют многие психологи. В переходном возрасте у подростков происходит модернизация эмоциональных центров, но системы мозга, отвечающие за перспективное мышление, еще не полностью сформировались. Этот дисбаланс приводит к разрозненности в их поведении, стимулирует реакции, которые многим взрослым становится сложнее понять. И здесь часто формируется настоящий конфликт поколения.

В одной из сцен Райли внезапно злится на свою маму и реагирует крайне резко. Внутри ее сознания эмоции ошеломлены и требуют от Гнева объяснить, что происходит. А Гневу сказать на это особо нечего, потому что он и сам до конца не понимает, что же творится в мозгу Райли.

«Эта сцена комично и точно отображает поведение 13-летнего подростка, — объясняет Дамур. — Часто возникает вопрос: “Откуда это взялось и почему оно такое мощное?” Подобные реакции также сбивают с толку взрослых, которые пытаются понять, что является причиной таких сильных эмоций у подростков».

Одна из важных мыслей мультфильма в том, что человек не может быть радостным и счастливым постоянно и это важно понять и принять
Одна из важных мыслей мультфильма в том, что человек не может быть радостным и счастливым постоянно и это важно понять и принять Источник: Polinka.top

Страх и неопределенность

Первоначальная реакция на новые и более сильные эмоции часто бывает пугающей. Подростки могут испытывать страх, игнорировать или пытаться контролировать это чувство. Взрослые и окружающие нередко расстраиваются из-за этого. Но хотя желание избежать этих эмоций вполне естественно, на самом деле они выполняют важную функцию.

Как объясняет Дачер Келтнер, психолог из Калифорнийского университета в Беркли, эмоции играют ключевую роль в переходе к раннему подростковому возрасту. В одном из интервью она отмечает: «Нам нужны эмоции, они помогают нашему разуму, особенно при переходе к раннему подростковому возрасту. Молодые девушки отходят от невинных детских эмоций. Нас охватывает тревога, стыд, смущение, зависть. Мы очень зацикливаемся на том, как мы смотримся в сравнении с другими людьми. Социальные эмоции связаны с приспособлением к социальным группам, коллективам и иерархиям — это все отражается в мультфильме».

С началом полового созревания начинают вырабатываться гормоны, а мозг переключается на эмоции, которые помогают нам встроиться в группы сверстников. Они представляют собой миниатюрные общества, которые нередко разбиваются по ролям так же, как и взрослый мир в более широком его понимании. Наличие всех этих новых, сильных и неопределенных чувств с эволюционной точки зрения является тренировкой для адаптации к выходу в большое и сложное человеческое общество.

Головоломка 2
Источник: Кинопоиск

Смущение как путь к новым открытиям

Когда Райли проводит время с компаниями старшеклассников, которыми она восхищается и хочет, чтобы они приняли ее, она испытывает бурю новых эмоций. Стремясь придумать что-то, что понравится ее сверстникам, она начинает осознавать свои реакции и чувства, что вызывает у нее тревожность и смущение. Эти неприятные чувства часто преследуют Райли на протяжении всего фильма. Однако, несмотря на это, смущение также служит важной проверкой ее интуиции и помогает ей учиться.

«Смущение имеет свою цель, даже если оно болезненно, — объясняет профессор психологии Дачер Келтнер. — Мы сигнализируем другим людям: "Эй, я совершил ошибку. Можете ли вы меня простить?" Это важный урок, который мы должны ценить. Оно играет ключевую роль в нашей социальной жизни».

Фильм черпает новейшей психологической литературы, исследующей природу принятия наших эмоций как способ их регулирования. Вера в то, что эмоции неподвластны контролю, может привести к их усилению и ухудшению ситуации.

«Подавление эмоций проблематично, — продолжает Келтнер. — Но если сказать себе: "Эй, я переживаю период беспокойства. Ничего страшного, это пройдет, это изменится", потому что мы всегда меняемся. Не осуждайте себя за смущение или тревогу. Это всего лишь часть развития».

Попытка затолкать неприятные эмоции в темные уголки нашего сознания не работает. Важно понимать, что постоянное стремление к позитиву или счастью вовсе не будет решением проблемы. Фильм наглядно демонстрирует, что это бесполезно и даже вредно. Научиться принимать и управлять своими эмоциями — это важный шаг на пути к психологическому здоровью.

Родителям не всегда бывает просто смириться с изменениями в поведении ребенка во время переходного возраста
Родителям не всегда бывает просто смириться с изменениями в поведении ребенка во время переходного возрастаИсточник: ImgHub

Психическое здоровье: важная составляющая подросткового возраста

Психическое здоровье — это не просто хорошее самочувствие. Это о том, как правильно управлять своими чувствами и к какому отклику они приводят в различных ситуациях. Об этом говорит Дамур: «Очень важно, чтобы мы помогли самим подросткам и их родителям понять, что расстраиваться и испытывать некомфортные эмоции — это естественная часть человеческой жизни, особенно подростка».

Исследования об эмоциональном интеллекте сегодня особенно актуальны. Недавние данные Центров по контролю и профилактике заболеваний (CDC) показывают, что девочки-подростки сталкиваются с серьезным кризисом, ощущают безнадежность. Понимание того, что не всегда чувствовать себя счастливым и довольным — это нормально, является ключевым для его преодоления. Особенно в эпоху соцсетей, когда у человека складывается ошибочное представление, что все вокруг постоянно счастливы

Мультфильм фильм подчеркивает важность принятия себя: «Этот фильм о том, как принять себя изнутри и снаружи. Он также показывает нам, что никто не идеален. Мы все совершаем ошибки, и именно это делает нас красивыми», — говорит Таллман.

«Головоломка-2» предлагает человеку поставить перед собой важную цель — принятие себя. И актуальна она не только в период взросления, но и на протяжении всей жизни. Это помогает понять, что негативные эмоции не делают нас плохими; они просто являются частью нашего опыта познания мира, и бояться их не стоит.