Обновление Telegram: кому нужны и как работают мини-аппы в мессенджере

Telegram представил масштабное обновление платформы, и оно значительно расширяет функциональные возможности мессенджера. Из основного — встроенный браузер и мини-аппы в поиске приложения.
Об эксперте: Дарья Новикова — Product Еvangelist и Head of Investor Relations в TON Play. Отвечает за работу с инвесторами и ключевыми партнерами, внедряет монету PlayCoin в игровые проекты на блокчейне TON. Рассказывает о возможностях маркетплейса PlayDeck, Telegram и TON.

Telegram, который начинался как простой мессенджер, уже давно превратился в полноценную экосистему для общения, работы и развлечений — и в нем даже есть своя собственная валюта. На днях команда приложения представила новое полезное обновление — встроенный браузер и функцию поиска мини-аппов, которую так ждали многие пользователи. И хотя каталоги мини-аппов существуют уже давно, Telegram впервые предложил собственное официальное решение.

Телеграм
Источник: Shutterstock

Активное сообщество разработчиков в Telegram получило доступ к новым функциям заранее — в бета-версиях через APK для Android еще за несколько дней до официального релиза. А потому скриншоты и подробности об обновлении разлетелись по Telegram-каналам еще до классического анонса в канале Дурова.

Релиз затянулся из-за сложностей с версией для iOS. После июньского выпуска Stars — единой валюты для оплаты цифровых товаров внутри Telegram — Apple начала тщательно проверять каждое обновление приложения. Поэтому пришлось подождать, прежде чем новые функции стали доступны как на Android, так и на iOS.

Улучшение поиска и продвижения через Telegram

Поиск мини-аппов в мессенджере Телеграм
Источник: Hi-Tech Mail

Теперь в Telegram появилась функция поиска мини-аппов, что делает их доступнее для пользователей. Это важное нововведение, так как ранее многие проекты оставались незамеченными за пределами узких кругов TON-комьюнити. Теперь же видимость и популярность таких проектов значительно возрастет, что особенно важно для небольших разработчиков и стартапов. С релизом поиска по мини-аппам они смогут привлекать больше пользователей, чем это было возможно раньше, даже без средств на платные каналы продвижения. Впрочем, остаются два важных вопроса.

Когда появится кнопка Apps? Мы считаем, теперь это вопрос нескольких месяцев. Если год назад здесь не было никакой ясности, то сейчас ситуация изменилась, и можно рассчитывать на быстрое внедрение нововведений. Кнопка Apps может стать важным инструментом для пользователей, позволяя им быстрее находить нужные мини-аппы и пользоваться их функционалом, а потому Telegram вряд ли станет с этим затягивать.

Как собирается топ-лист мини-аппов? В рекомендациях можно увидеть популярные приложения с разным количеством пользователей, но как именно улучшить свое место в рейтинге, пока неизвестно. И хотя мы ожидаем, что команда Telegram раскроет детали формирования топ-листа в ближайшее время, уже сейчас можно допустить, что топ-лист учитывает такие параметры, как количество активных пользователей, частоту использования мини-аппа и скорость прироста в нем новых юзеров.

Прозрачность на рекламном рынке

Одним из ключевых нововведений стало отображение количества пользователей в каждом из мини-аппов. И хотя мы смеемся, что никто еще не понимает логику формирования этих цифр, уже есть гипотезы, что это MAU (месячная активная аудитория) или регистрации за последние 2−3 месяца. Как и с рекомендациями, разберемся позже. Главное порядок цифр.

Мини-аппы в Телеграм
Источник: Hi-Tech Mail

Тем не менее, даже с таким раскладом рынок рекламы в Telegram становится в разы прозрачнее. Когда количество пользователей отображается прямо в приложении, рекламодатели могут принимать более обоснованные решения, а не надеяться на добропорядочность их партнеров и цифры, которые те называют. Кроме того, это работает и в обратную сторону. Если мини-апп размещает рекламу, количество пользователей может повысить доверие к проекту и сделать его более привлекательным для потенциальных партнеров. Такое нововведение сильно уменьшает риски для рекламодателей и может, напротив, увеличить эффективность рекламных кампаний внутри всей платформы.

Более того, для всех проектов внутри Telegram это открывает новые возможности для сотрудничества с традиционными бизнес-секторами. В PlayDeck мы уже сотрудничаем с такими компаниями, как Ozon, Т-Банк, Okko и Winline. Однако благодаря открытым данным по пользователям мы ожидаем еще больше новых партнеров и упрощения процессов взаимодействия со всеми входящими лидами.

Обновление браузера и интеграция новых функций

Вместе с обновлением поиска Telegram представил и новый встроенный браузер. Теперь сайты и мини-аппы открываются одинаково — через специальное окно, которое можно свайпнуть вниз. Это упрощает навигацию и повышает удобство для пользователей.

Например, если любимый автор написал интересный пост и оставил в нем ссылки на источники, вы можете легко перейти по ним и ознакомиться с дополнительной информацией. Если в этот момент поступило важное сообщение, старый сценарий предполагал, что вы будете вынуждены покинуть сайт, чтобы ответить на сообщение. Новый же сценарий позволяет просто свернуть веб-страницу свайпом вниз и вернуться к ней в любой момент. Это позволяет сохранять контекст и не терять важную информацию.

Аналогично процесс выстроен и с мини-аппами. Теперь можно играть в игры и переходить в активные диалоги без страха потерять прогресс в уже начатой игре — геймеры нас поймут. Все это сильно упрощает взаимодействие как с потреблением контента, так и с взаимодействием с другими функциями внутри Telegram.

Мини-апп в Телеграм
Мини-апп в Телеграм
Мини-апп в Телеграм

Влияние обновлений на пользователей, разработчиков и рынок

Но в чем еще важность этого обновления? Поведение мини-аппов теперь синхронно с поведением сайтов в браузере, а это делает Telegram еще удобнее, «привычнее» и функциональнее. Пользователи могут быстрее адаптироваться к новым возможностям, что положительно сказывается на метриках использования. Ведь чем больше пользователей «возьмут в работу» новые функции, тем выше будут общие показатели использования и вовлеченности внутри всей платформы.

Добавление в Telegram встроенного браузера и поиска по мини-аппам дает возможность выполнять еще больше действий внутри одного приложения. Это снижает необходимость переключаться между различными сервисами, делая Telegram более конкурентоспособным и удобным по сравнению не только с другими мессенджерами, но и всеми другими приложениями в целом.

Кроме того, это оказывает положительное влияние и на рынок рекламных услуг: повышает прозрачность и доверие благодаря отображению количества пользователей в мини-аппах. Рекламодатели получают более точные данные, что позволяет им эффективнее планировать кампании.

Самое главное, добавление мини-аппов с открытым публичным поиском в Telegram открывает огромные возможности и перед пользователями. Несмотря на множество «нашумевших» тапалок, среди мини-аппов уже можно найти много интересных игр и действительно полезных сервисов, облегчающих повседневные задачи. Благодаря новым функциям, платформа сможет конкурировать не только с другими мессенджерами, но и с полноценными сервисами, становясь крутым и универсальным приложением на рынке.

За последний год Telegram сделал огромный шаг вперед в развитии мини-аппов. В каждом релизе были нововведения, которые улучшали жизнь разработчиков приложений. Сейчас мини-аппы для Telegram — это не просто боты, которые потребляют ресурсы инфраструктуры своими API-запросами. Это полноценный способ монетизации для Telegram. И несмотря на то, что Павел очень любит радовать нас голливудской анимацией стикеров и качеством своего биоматериала, мы видим, что самые крутые релизы для мини-аппов еще впереди.