Первое мировое авиашоу: за что соревновались лучшие авиаторы в 1909 году

Это великое событие произошло 22 августа 1909 года. Трибуны ломились от восторженных зрителей, а почетным гостем был сам президент Франции. Узнаем в каких дисциплинах соревновались лучшие авиаторы мира и какие они — первые самолеты победителей.
Автор Hi-Tech Mail

Великая неделя авиации в Шампани

Первые самолеты
Первые самолетыИсточник: Britannica

22 августа 1909 г недалеко от Реймса во Франции произошло великое событие, открывшее человечеству путь в эпоху авиации. Этот день остался в истории как первое международное публичное летное мероприятие. Лучшие авиаторы со всего мира собрались на равнине Бетени, чтобы продемонстрировать новые технологии и побороться за престижные трофеи. Самым значительным из них был приз Гордона Беннетта, который вручался участнику, преодолевшему два круга по 5 км за меньшее время. Причем соревнование было не прямое, все авиаторы взлетали по отдельности.

На равнине, прямо посреди неубранного урожая и стогов сена, организовали прямоугольную трассу протяженностью 10 км с полосой для взлета и посадки, напротив которой установили будку хронометристов, зорко наблюдавших за участниками.

Вдоль полосы возвели длинную трибуну и огромное табло. Тут же работал ресторан на 600 человек, а для красоты и прогулок разбили газон с клумбами. Функционировало и почтовое отделение, из которого присутствующие на великом событии слали десятки тысяч открыток каждый день, а корреспонденты бодро строчили репортажи своим изданиям.

Грандиозное шоу финансировалось многими ведущими производителями шампанского, включая изысканную винодельню Moёt & Chandon и крупнейший дом шампанских вин G.H. Mumm & Cie. Трибуны ломились от восторженных зрителей, коих за всю неделю мероприятия набралось около 500 000, а в качестве почетных гостей присутствовали действующий президент Франции Арман Фальер и будущий премьер-министр Соединенного Королевства Дэвид Ллойд Джордж.

За что боролись

Анри Фарман в Реймсе 24 августа 1909 года
Анри Фарман в Реймсе 24 августа 1909 годаИсточник: Wikimedia

The Gordon Bennett Trophy

Самое престижное мероприятие на приз Гордона Беннетта состоялось 22 августа. От каждой страны допускалось по три участника, которые должны были преодолеть расстояние в 10 км за минимальное время. Соревнование выиграл американский летчик Гленн Хэммонд Кертисс с результатом 15 мин. 50,4 с. Всего на 6 с от него отстал французский летчик, изобретатель и инженер Луи Шарль Жозеф Блерио. На третьем месте с результатом 16 мин. 32 с оказался пионер французской авиации Артур Чарльз Юбер Лэтэм.

Grand Prix de Champagne et la Ville de Reims

Состоялся 23 августа. Это было соревнование на дальность полета, предлагавшее участникам шесть призов от 5000 до 50000 франков. Победителем стал британо-французский авиатор и авиаконструктор Анри Фарман, преодолевший в воздухе 180 км. Он бы пролетел и больше, вот только время состязания закончилось и дальнейшее расстояние попросту не учли бы.

Grand Prix de la Vitesse

Соревнование на самое быстрое время на трех кругах трассы с вознаграждением от 2 до 10 000 франков. Участники стартовали 24 августа, но финал перенесли на последний день, 29 августа. Тогда зрители с нетерпением ожидали впечатляющей схватки между двумя знаменитостями — Гленном Кертиссом и Луи Блерио. Но судьба не благоволила к Блерио, его самолет разбился и сгорел. Победа досталась Кертиссу.

Prix des Passagers

Участники должны были перевезти наибольшее число пассажиров за один круг. Если бы результаты были одинаковые, приз в 10000 франков достался бы самому быстрому. Победил Анри Фарман — единственный, кто перевез двух пассажиров.

Prix de l'Altitude

Приз на наибольшую достигнутую высоту размером в 10000 франков покорился Артуру Лэтэму, поднявшему свой самолет до 155 м.

Prix du Tour de Piste

Приз в 7000 франков на самую высокую скорость за один круг. Здесь победил Луи Блерио, разогнавший свой моноплан до 76,95 км/ч.

Prix des Aéronats

В последний день также соревновались неспешные дирижабли. Победитель, принадлежащий французской армии, преодолел пять кругов со временем 1 час 19 мин. Его единственным оппонентом был дирижабль французской аэрокосмической группы Zodiac.

Самолеты победителей

Farman III
Farman IIIИсточник: Wikimedia

Farman III — спроектирован и построен Анри Фарманом в 1909 г. Он же его и пилотировал на первом мировом авиашоу, где установил рекорд дальности полета и единственный перевез двух пассажиров.

Прототип своего летательного аппарата он приобрел у братьев Вуазен в 1907 г. Это был первый в мире самолет с двигателем, позволяющим совершать управляемые полеты дальностью более 1 км.

В течение двух лет Фарман усовершенствовал конструкцию. Его детище представляло собой биплан с передним рулем высоты. Боковое управление осуществлялось элеронами, расположенными на крыльях. Корпус был выполнен из дерева, а крылья покрыты тканью. В движение машину приводил двигатель с водяным охлаждением мощностью 50 л.с, который в последний момент перед соревнованиями Фарман заменил на новый роторный, что чуть было не привело к дисквалификации.

Blériot XII
Blériot XIIИсточник: Aircraft Investigation Info

Blériot XII — построил Луи Блерио. Впервые он поднялся в воздух в мае 1909 г., а в августе под управлением своего создателя занял второе место в престижном кубке Гордона Беннетта и установил мировой рекорд в соревновании на скорость. Это был моноплан с рулем высоты сзади и боковым управлением с помощью элеронов, установленных не на крыльях, а позади пилота. В соревнованиях участвовала модель с двигателем мощностью 60 л.с. На следующий день после установленного рекорда Блерио вел самолет на небольшой высоте, когда тот заглох, упал и загорелся. Пилоту удалось выбраться, а машина сгорела полностью.