В начале 2024 года на Financial Times вышел текст колумниста Саймона Купера о будущем электрокаров. По мнению автора, они не приобретут популярности, а место классических автомобилей займут электровелосипеды, электросамокаты и электроскутеры. Почему так? Давайте посмотрим на данные и разберемся.
Дорого и нецелесообразно
Сокращение числа автомобилей с двигателем внутреннего сгорания в Европе и США — почти свершившийся факт: к 2035 году Евросоюз, Великобритания и ряд штатов США запретят продажу автомобилей на бензине и дизельном топливе, а постепенный отказ от них начнется еще раньше. Существует распространенное мнение, что место автомобилей займут электрокары — но этот сценарий не очень реалистичен. Продажи электрических автомобилей в США замедляются, на британском рынке их доля перестала расти, а в Европе только 1,2% легковых машин работают на батарейном питании.
Купер приводит несколько серьезных доводов. Во-первых, стоимость электрокаров на 30−40% выше, чем у автомобилей на бензине и дизельном топливе. Тут можно дополнить, что их обслуживание требует в 2,3 раза больше расходов — то есть их доступность для широких слоев населения невысока.
Второе препятствие к распространению электромобилей — проблема с их зарядкой: процесс может занять несколько часов, что приведет к огромным очередям на городских точках питания — даже если предположить, что их число вырастет в десятки раз.
Автор приводит и другие аргументы в пользу падения спроса на электрокары: так, они выделяют больше углерода в течение своего жизненного цикла, чем любой городской транспорт, кроме автомобилей на бензиновых двигателях. Кроме того, в европейских городах заметна тенденция на сокращение пространства для автотранспорта — в частности, увеличиваются налоги на парковку.
Но больше всего внимания привлекает аргумент, связанный с изменениями потребительских привычек. Городские жители все реже пользуются автомобилями в повседневной жизни: пробег европейских машин снижается в течение последних 24 лет. В Великобритании 57% автомобилей проезжают в неделю менее 100 миль, а Штатах около 50% поездок на автомобиле происходит на дистанции менее 3 миль. По словам Купера, «многие горожане сегодня водят машину просто потому, что у них есть машина».
Двухколесное будущее
Заменой автомобилям с ДВС должны стать не электрокары, а средства индивидуальной мобильности, считает автор: электрические велосипеды, самокаты и скутеры. Этот вид транспорта намного дешевле в части как приобретения, так и обслуживания, а главное — полностью закрывает потребность в поездках на короткие расстояния, которые чаще всего совершают горожане. Такой транспорт можно заряжать в своей квартире либо пользоваться городскими сетями вело- и кикшеринга.
Рост спроса на средства индивидуальной мобильности (СИМ) заметен уже давно: в 2022 году в Европе было продано около 5,5 млн электронных велосипедов против всего 2 млн электромобилей. К тренду уже присоединились многие автопроизводители: так, электровелосипеды и комплектующие для них уже производят Lamborghini, Maserati и Porsche. В Париже велодорожки переполнены даже в январе, а по статистике мэрии, скорость велосипедов в черте города выше, чем у автомобилей.
Постепенно электрические велосипеды, мопеды и скутеры становятся новой городской нормой. По подсчетам Bloomberg, сейчас в мире насчитывается 280 млн электросамокатов, скутеров, мотоциклов и трехколесных транспортных средств — и всего 20 млн пассажирских электромобилей.
Эта тенденция хорошо заметна в России, где кикшеринг стремительно набирает популярность. Согласно исследованию портала Трушеринг, за 2023 год самокатами воспользовалось порядка 21 млн человек: они совершили более 200 млн поездок протяженностью 571,6 млн километров. В сервисе кикшеринга Whoosh считают, что гибкость и возможность быстро взять самокат, запарковать его в удобной точке и не стоять в пробках — причина растущей популярности кикшеринга. В сервисе добавили, что большинство активных пользователей совмещают кикшеринг с общественным транспортом, используют электросамокат для поездок на работу/с работы. А пути самокатов дублируют популярные транспортные магистрали.
Деавтомобилизация России, конечно, не будет идти такими темпами, как за рубежом. Да и замещение ДВС электродвигателями стремительно не произойдет (на данный момент в России только 0,08% российского автопарка — электрокары). В силу менталитета, климата, географии, привычек россияне не откажутся от личных автомобилей, но растущая популярность микромобильности демонстрирует, что явление это не однодневное, пользователи оценили преимущество использования СИМов, вписали их в свою жизнь и будут использовать их все чаще в будущем.
По всей видимости, электрокары не исчезнут совсем: они станут главным средством передвижения для жителей пригородов, которым часто приходится ездить на большие расстояния. Кроме того, электрическим должен стать общественный транспорт — автобусы и такси. Но роль личного средства передвижения в городах отвоюют велосипеды, самокаты и скутеры.