Пережиток прошлого: как велосипеды и самокаты уничтожают автомобили в городах. Разбирается эксперт

В ближайшем будущем автомобили с двигателем внутреннего сгорания уступят место электрическому транспорту. Но вряд ли это будут электрокары: более вероятно, что города заполнят электровелосипеды, мопеды и скутеры. Эксперт Hi-Tech Mail Ксения Эрдман перевела исследование колумниста Саймона Купера и рассказала о том, какой транспорт уничтожит автомобили.
Об эксперте: Ксения Эрдман — директор Ассоциации операторов микромобильности программный директор международной отраслевой конференции «Съезд на СИМ», член рабочей группы по СИМ при Общественном совете Минтранса РФ, член рабочей группы по СИМ при ГД РФ, член Экспертного совета АСИ по треку «Качество жизни, член научно-технического совета ОАО «НИИАТ».
Мама с дочкой на самокате и велосипеде в парке
Источник: Shutterstock

В начале 2024 года на Financial Times вышел текст колумниста Саймона Купера о будущем электрокаров. По мнению автора, они не приобретут популярности, а место классических автомобилей займут электровелосипеды, электросамокаты и электроскутеры. Почему так? Давайте посмотрим на данные и разберемся.

Дорого и нецелесообразно

Сокращение числа автомобилей с двигателем внутреннего сгорания в Европе и США — почти свершившийся факт: к 2035 году Евросоюз, Великобритания и ряд штатов США запретят продажу автомобилей на бензине и дизельном топливе, а постепенный отказ от них начнется еще раньше. Существует распространенное мнение, что место автомобилей займут электрокары — но этот сценарий не очень реалистичен. Продажи электрических автомобилей в США замедляются, на британском рынке их доля перестала расти, а в Европе только 1,2% легковых машин работают на батарейном питании.

Электрокар
Источник: Midjourney

Купер приводит несколько серьезных доводов. Во-первых, стоимость электрокаров на 30−40% выше, чем у автомобилей на бензине и дизельном топливе. Тут можно дополнить, что их обслуживание требует в 2,3 раза больше расходов — то есть их доступность для широких слоев населения невысока.

Второе препятствие к распространению электромобилей — проблема с их зарядкой: процесс может занять несколько часов, что приведет к огромным очередям на городских точках питания — даже если предположить, что их число вырастет в десятки раз.

Автор приводит и другие аргументы в пользу падения спроса на электрокары: так, они выделяют больше углерода в течение своего жизненного цикла, чем любой городской транспорт, кроме автомобилей на бензиновых двигателях. Кроме того, в европейских городах заметна тенденция на сокращение пространства для автотранспорта — в частности, увеличиваются налоги на парковку.

Электрокар
Источник: Midjourney

Но больше всего внимания привлекает аргумент, связанный с изменениями потребительских привычек. Городские жители все реже пользуются автомобилями в повседневной жизни: пробег европейских машин снижается в течение последних 24 лет. В Великобритании 57% автомобилей проезжают в неделю менее 100 миль, а Штатах около 50% поездок на автомобиле происходит на дистанции менее 3 миль. По словам Купера, «многие горожане сегодня водят машину просто потому, что у них есть машина».

Двухколесное будущее

Заменой автомобилям с ДВС должны стать не электрокары, а средства индивидуальной мобильности, считает автор: электрические велосипеды, самокаты и скутеры. Этот вид транспорта намного дешевле в части как приобретения, так и обслуживания, а главное — полностью закрывает потребность в поездках на короткие расстояния, которые чаще всего совершают горожане. Такой транспорт можно заряжать в своей квартире либо пользоваться городскими сетями вело- и кикшеринга.

Электрические самокат и велосипед
Источник: Shutterstock

Рост спроса на средства индивидуальной мобильности (СИМ) заметен уже давно: в 2022 году в Европе было продано около 5,5 млн электронных велосипедов против всего 2 млн электромобилей. К тренду уже присоединились многие автопроизводители: так, электровелосипеды и комплектующие для них уже производят Lamborghini, Maserati и Porsche. В Париже велодорожки переполнены даже в январе, а по статистике мэрии, скорость велосипедов в черте города выше, чем у автомобилей.

Постепенно электрические велосипеды, мопеды и скутеры становятся новой городской нормой. По подсчетам Bloomberg, сейчас в мире насчитывается 280 млн электросамокатов, скутеров, мотоциклов и трехколесных транспортных средств — и всего 20 млн пассажирских электромобилей.

Электросамокаты в Москве
Источник: Shutterstock

Эта тенденция хорошо заметна в России, где кикшеринг стремительно набирает популярность. Согласно исследованию портала Трушеринг, за 2023 год самокатами воспользовалось порядка 21 млн человек: они совершили более 200 млн поездок протяженностью 571,6 млн километров. В сервисе кикшеринга Whoosh считают, что гибкость и возможность быстро взять самокат, запарковать его в удобной точке и не стоять в пробках — причина растущей популярности кикшеринга. В сервисе добавили, что большинство активных пользователей совмещают кикшеринг с общественным транспортом, используют электросамокат для поездок на работу/с работы. А пути самокатов дублируют популярные транспортные магистрали.

Деавтомобилизация России, конечно, не будет идти такими темпами, как за рубежом. Да и замещение ДВС электродвигателями стремительно не произойдет (на данный момент в России только 0,08% российского автопарка — электрокары). В силу менталитета, климата, географии, привычек россияне не откажутся от личных автомобилей, но растущая популярность микромобильности демонстрирует, что явление это не однодневное, пользователи оценили преимущество использования СИМов, вписали их в свою жизнь и будут использовать их все чаще в будущем.
Ксения Эрдман
директор Ассоциации операторов микромобильности

По всей видимости, электрокары не исчезнут совсем: они станут главным средством передвижения для жителей пригородов, которым часто приходится ездить на большие расстояния. Кроме того, электрическим должен стать общественный транспорт — автобусы и такси. Но роль личного средства передвижения в городах отвоюют велосипеды, самокаты и скутеры.