Как пачка чипсов чуть не разрушила пещеру
В сентябре 2024 года в национальном парке Карлсбадские пещеры в штате Нью-Мексико, США чуть было не разразилась экологическая катастрофа местного масштаба. Виновницей проблемы оказалась маленькая пачка чипсов, которую один из посетителей пронес в пещеру, хотя это строго запрещено. И хорошо, если бы просто пронес. Но незадачливый турист умудрился ее там уронить, при этом не сказав ничего работникам парка.
Эта пещера практически не контактирует с внешним миром, в ней собственный микроклимат с почти 100% влажностью. Любой чужеродный предмет или вещество намокает практически мгновенно. Тем более чипсы, которые превратились в кашу, привлекательную для бактерий, способствующих росту плесени. А местные жители в виде сверчков, пауков, летучих мышей с удовольствием набросились на бесплатное угощение, разнося частицы по всей пещере. А вместе с ними и плесень, губительную для экосистемы.
К счастью, местным рейнджерам удалось довольно быстро обнаружить источник загрязнения и предотвратить еще больший вред. В данном случае все завершилось довольно безболезненно для экологии. Но не все и не всегда заканчивается хорошо.
Как вьетнамцы обманули сами себя
Крысы всегда были и будут постоянными жителями вьетнамских городов и деревень. Однако в 1897 году в Ханой прибыл вновь назначенный генерал-губернатор французского Индокитая, в территорию которого входил и нынешний Вьетнам. Он быстро приступил к оснащению подшефной территории современной инфраструктурой. Одним из символов прогресса и чистоты виделась подземная канализация, к прокладке которой немедленно и приступили.
Каков же был всеобщий ужас, когда крысы буквально полезли из-под земли. Заботливо прорытые колонистами километры подземной канализации послужили просто идеальным жилищем для грызунов. В темноте, прохладе и влажности, к тому же, в недосягаемости от естественных врагов крысы начали размножаться ужасающими темпами. А вместе с ними и бубонная чума, которая начала все чаще появляться в Азии.
Пришлось немедленно открывать масштабную охоту на вредных грызунов. Правительство нанимало специальных охотников, которым платили за каждую убитую крысу. Но и это помогло мало, крысы размножались быстрее, чем их успевали ловить. И тогда объявили всеобщую борьбу. Каждому жителю предлагалось вознаграждение за убитых грызунов. А в качестве доказательства достаточно было принести отрубленный крысиный хвост.
Французы торжествовали, их изобретательность, кажется, начала приносить отличные результаты. Хвосты буквально посыпались со всех сторон. Каково же было удивление, когда через некоторое время, мало того, что грызунов не становилось меньше, по городу еще и начали бегать вполне здоровые крысы, только без хвостов.
Вьетнамская изобретательность победила французскую. Конечно, любой житель хотел получить деньги. Только какой смысл убивать грызунов, если можно просто отрубить хвост, и они продолжат размножаться дальше, плодя еще больше вознаграждений. Более того, в некоторых сельских местностях даже обнаружили фермы, выращивающие крыс.
Аттракцион невиданной щедрости немедленно прикрыли, платить за зверьков перестали, и они снова начали размножаться бесконтрольно. Это привело к вспышке бубонной чумы в 1906 году, во время которой погибло около 300 человек.
Как жабы колонизировали Австралию
В начале XIX века в Австралию завезли первый сахарный тростник. Тогда выращивать его еще не умели и предпринимали лишь частные попытки. В 1860-х отрасль начала помаленьку развиваться, и в 1964 году открыли первый сахарный завод.
Однако выращивание тростника было непростым делом. Урожаи губила засуха, а самым главным врагом стал местный жук, личинки которого пожирали корни растений. Десятки лет местные энтомологи бились над загадкой, что это за вредитель и как с ним бороться. Однажды, в 1932 году, на конференции в Пуэрто-Рико австралийский фитопатолог Артур Белл услышал об успешной борьбе с тростниковыми жуками с помощью американских жаб.
Это известие так вдохновило австралийцев, что они не стали вдаваться в подробности влияния этих земноводных на окружающую среду. И тремя годами позже первые жабы появились на континенте. Более того, никто даже в виде эксперимента не убедился, будут ли жабы вообще поедать жуков. Около 2500 земноводных просто выпустили на волю в Квинсленде.
К разочарованию местных фермеров, жуков не становилось меньше. Зато жабы размножались с пугающей скоростью. Беда в том, что они выделяют яд, убивающий животных, которые их едят. Так на грани исчезновения оказались некоторые австралийские виды, например, северный куолл. Популяция этих зверьков стремительно сокращается в районах, колонизированных жабами.
К тому же, тростниковые жабы абсолютно неразборчивы в еде, чем составляют серьезную конкуренцию местным видам. Они давно распространились за пределы Квинсленда и упорно продвигаются на запад со скоростью 40−60 км в год.
А между тем, австралийские фермеры борются с тростниковыми жуками с помощью химикатов. Так необдуманный поступок и непроверенное решение создали экологическое бедствие местного масштаба на Австралийском континенте. И теперь ученые вынуждены искать способы защиты местных видов от земноводных захватчиков.