1. Электрические дороги: заряжаемся в пути
Стремление к сокращению вредных выбросов в атмосферу неминуемо приводит к мыслям об использовании электромобилей. Однако не везде полностью доступна инфраструктура для зарядки подобных авто. Да и сам процесс заправки сильно отличается у традиционных бензиновых и дизельных машин и электрокаров. Если на обычном авто можно заехать на АЗС и залить полный бак за 5 минут, то с «электричкой» такой номер не пройдет. Ждать придется, как минимум, 20 минут. И то, если это мощная станция постоянного тока. А у зарядок с переменным током можно зависнуть и на сутки.
В Швеции придумали использовать дороги не только для передвижения, но и для зарядки. Причем не только придумали, но и воплотили в жизнь пилотный проект.
На участке длиной 4,1 км от аэропорта до города Висбю установили 1,6 км электрической дороги. Пока в тестовом режиме по ней курсирует рейсовый автобус и грузовик.
Зарядка происходит по принципу беспроводной для смартфонов, основанной на электромагнитной индукции. В поверхность дороги встраиваются катушки, а под днищем автомобиля приемное устройство. При движении в этом устройстве генерируется электрический ток, который используется для зарядки аккумулятора.
Безусловно, у такой технологии очень много плюсов. Например, отпадет необходимость искать зарядные станции и беспокоиться о максимальном пробеге, автомобильные аккумуляторы станут меньше, как и затраты на их производство, сами автомобили легче, а значит меньше износ дорог. Наконец, экология будет благодарна за отсутствие вредных выбросов.
Но пока здесь больше вопросов, чем ответов. Например, высокая стоимость строительства электрических дорог по сравнению с традиционными, безопасность токопроводящих автотрасс, отсутствие приемных устройств на электромобилях, установка которых, соответственно, увеличит и их стоимость.
2. Зарядные панели: ловим солнце крышей
Для облегчения жизни владельцев электрокаров предназначена еще одна технология — солнечные панели, встроенные в корпус самого автомобиля, например, в крышу и бока.
Такие модели уже существуют, правда солнечная крыша предлагается в качестве дополнительной опции. Тойота создала новый гибрид Prius Prime, топовая комплектация которого позволяет заменить обычную крышу солнечными панелями. Hyundai выпустила IONIQ 5, некоторые экземпляры которого оснащались солнечными батареями. Mercedes-Benz создал прототип автомобиля VISION EQXX, но в производство он не пошел.
Как это работает? Панели собирают солнечный свет, вырабатывают энергию и используют ее для подзарядки аккумулятора или других систем, например, кондиционера. Одна панель размером 100 см х 100 см может выдать до 200 Вт энергии.
Однако производители указывают мощность панелей в идеальных условиях, которые в реальной жизни создать сложно. Если панель нагревается больше 25 , то ее продуктивность падает, если климат не солнечный, опять же, большой мощности не добьешься. К тому же, на выработку энергии влияют осадки. Да и площадь автомобиля мала для размещения достаточного количества батарей для хоть сколько-нибудь эффективного снабжения авто.
3. Безвоздушные шины: бесстрашно ездим по гвоздям
А это настоящее спасение. Всем автомобилистам знакома ситуация с проколом колеса. И хорошо, если одного и есть запаска. А если двух и вдали от города?
Компания Michelin избавит водителей от подобных неприятностей. Безвоздушные шины никак не реагируют на возможные проколы. Имитация давления в них происходит с помощью упругих ребер жесткости, изготовленных из армированного стекловолокном пластика. Фактически это комбинация резины, алюминиевого диска и гибкой несущей конструкции.
Звучит красиво. И прототипы безвоздушных шин уже тестируются на реальном транспорте, например, на фургонах почтового сервиса DHL в Сингапуре. Но до массового производства еще далеко. Стоят такие колеса весьма дорого из-за повышенных требований к материалам, требуют ограничения скорости примерно до 80 км/ч и на ходу очень жесткие.
4. Автопилот: наступает эра умных автомобилей
Частично технология уже применяется даже на серийных авто. Некоторые из них, по крайней мере, умеют самостоятельно парковаться и тормозить перед препятствием. А что ожидает нас в будущем?
Фактически автомобиль будущего — это транспортное средство, которое умеет самостоятельно передвигаться из стартовой точки в заданную в режиме «автопилота», используя различные бортовые технологии и датчики, например, адаптивный круиз-контроль, активное рулевое управление, антиблокировочную тормозную систему, технологию GPS-навигации, лазеры и радар.
Система восприятия анализирует визуальные и аудиоданные снаружи и внутри автомобиля, создавая локальную модель, согласно которой система управления командует движением. Навигатор прокладывает путь на основе карт, варьирующихся от простых графиков с указанием улиц до сложных, показывающих данные о регулировке движения, полосах, ремонтных работах и другие сведения. Кроме того, машины будущего способны общаться между собой. А управляет всем, конечно, искусственный интеллект.
Таковы автомобили будущего. С технологией экспериментируют Tesla, Mercedes, BMW, Volvo, Hyundai и другие производители. Беспилотные такси уже ездят по дорогам США и Китая. Автономный автобус курсирует по центру Берлина, в Эдинбурге, Сингапуре, Сеуле. В России автономные «КАМАЗы» перевозят грузы по трассе между Москвой и Санкт-Петербургом.
Но все это пока отдельные проекты. Миру придется подождать, пока большинству автомобилей не понадобятся водители. Автономные системы очень сложны в разработке, а значит, неимоверно дороги. К тому же, любая ошибка системы приводит к отзыву всей партии уже готовых авто, что весьма затратно. А они и правда продолжают ошибаться. Например, компании Waymo в 2024 году пришлось отозвать 672 автомобиля после того, как один из них встретился со столбом в Финиксе штат Аризона.