С 2022 года многие сферы активно меняются, и игровая индустрия не исключение, почти каждый киберспортсмен ощутил эти перемены на себе. Игроки переехали в другие страны, сменили не только команды, но и игры — привет релизу Counter-Strike 2, который состоялся в 2023 году.
Количество доступных российским игрокам турниров заметно сократилось, в том числе и из-за санкций. Однако развитие профессионального киберспорта в РФ это не остановило. Загибаем пальцы:
У нас ежегодно проводятся чемпионат России по компьютерному спорту, ежегодные МСКЛ+ (Московская студенческая киберспортивная лига), региональные фестивали по разным дисциплинам, ВКСЛ (Всероссийская киберспортивная студенческая лига), ВИКШЛ (Всероссийская интеллектуально-киберспортивная школьная лига), Кубок России по компьютерному спорту, НСКЛ (Национальная студенческая киберспортивная лига) и киберспортивный проект «ПОРТ».
В 2023 году открывается центр развития студенческого киберспорта в Университете ИТМО.
По поручению президента во Владивостоке в 2024 году прошел финал чемпионата России по компьютерному спорту, а также Международный чемпионат Дальнего Востока «Кибервосток» — победители чемпионата России встретились там с командами из Китая, Ирана, Беларуси и одержали победу.
Команды принимают участие в Международных открытых киберспортивных студенческих играх.
Российская команда Team Spirit побеждает в крупнейшем международном турнире The International 2021 и The International 2023.
И это только самые яркие примеры за последние несколько лет. Поскольку сфера профессиональных соревнований по-прежнему сильно манит многих игроков-любителей, а количество киберспортивных проектов растет с каждым годом, мы решили собрать ответы на основные вопросы в одном материале.
Что такое киберспорт
Понятие «киберспорт» образовалось от уже устаревшего английского слова cybersport — оно означает соревнования между людьми в компьютерных играх. Сейчас в иностранном инфополе все чаще используют понятие E-sports или esports (electronic sports), однако в РФ термин «киберспорт» закрепился.
В широком понимании это означает, что соло-участники или команды соревнуются друг против друга за победу в различных компьютерных играх. В России киберспорт (на тот момент — компьютерный спорт) включили в реестр официальных видов спорта еще в 2001 году, в 2006-м исключили и спустя 10 лет внесли вновь.
Кто такой киберспортсмен: основные навыки и обязанности
Киберспортсмен — это одиночный или командный игрок, который проводит множество часов, совершенствуя свои навыки в выбранной им дисциплине. Зачастую тренировки, изучение новых механик, подбор стратегии и другие дополнительные активности занимают от 6 до 12 часов ежедневной работы.
Основные навыки киберспортсмена:
Идеальное или стремящееся к этому понимание игровых механик, позиционирования, карты, персонажей и их способностей.
Умение разрабатывать стратегию и тактику как в соло-игре, так и в командной.
Высокая скорость реакции и точность: многие киберспортивные игры требуют молниеносных рефлексов.
Умение четко и ясно излагать свои мысли членам команды.
Тайм-менеджмент: в киберспорте важно уметь распределять время так, чтобы успевать продуктивно тренироваться и качественно отдыхать.
Спокойствие и ментальная сосредоточенность, чтобы избежать критических ошибок в стрессовых ситуациях.
Основные обязанности киберспортсмена:
Ежедневные тренировки и улучшение навыков.
Анализ и обзор игр: изучение записей матчей (своих и противников) для выявления ошибок и совершенствования стратегии.
Участие в командных встречах и стратегических сессиях.
Поддержание физического и психического здоровья.
Участие в соревнованиях: подготовка к мероприятиям, поездки и соблюдение турнирного расписания.
Создание контента и взаимодействие с фанатами для развития бренда, улучшения личной и командной репутации.
Изучение актуальных игровых обновлений: игроки должны непрерывно адаптироваться, чтобы оставаться конкурентоспособными.
В какие игры играют киберспортсмены
Наиболее актуальными игровыми жанрами в киберспорте на сегодняшний день являются MOBA, шутеры, файтинги, стратегии, спортивные симуляторы и коллекционные карточные игры. Среди них особенно выделяются следующие представители.
1. Dota 2 — одна из самых масштабных по количеству про-игроков и фанатов MOBA-игр. Две команды из пяти участников сражаются выбранными персонажами с разными способностями и талантами на небольшой карте. Цель — разрушить «трон» соперника, пройдя защиту из трех уровней башен на одной (или на всех сразу) из трех линий.
2. Counter-Strike 2 (CS2) — игра 2023 года, апгрейд легендарного CS:GO, тактический шутер от первого лица. Команды соревнуются в выполнении различных задач, в зависимости от выбранного режима.
3. League of Legends (LoL) — вторая по популярности в России MOBA-игра, однако, во всем мире признана главной по количеству игроков и фанатов. Суть точно такая же, как и в Dota 2.
4. Valorant — тактический шутер от создателей LoL, с той же целью, что и в CS2. Отличие этих игр в том, что здесь персонажи обладают особенными навыками и способностями, которые помогают команде и мешают противникам.
5. Fortnite — «королевская битва», где участники индивидуально или в командах до трех человек сражаются на постоянно сужающейся карте за право быть последними выжившими. Основными механиками являются стрельба, сбор ресурсов, строительство и в некоторых режимах — борьба с волнами зомби.
6. Apex Legends — брат Fortnite по жанру, но с куда более высокой динамикой и без строительства. Команды до трех человек ищут ресурсы, уничтожают противников и стараются выжить во время сужения карты.
7. Rocket League — очень популярная во всем мире вариация футбола с участием игрушечных машинок на ракетных двигателях. Команды до четырех человек соревнуются на поле с воротами и пытаются забить друг другу гол. По результатам матча выигрывает команда с наибольшим количеством забитых мячей.
8. Street Fighter 6 — файтинг, где два игрока сражаются друг против друга в рукопашном бою. В течение трех раундов соперники бьются за победу, применяя различные комбинации ударов.
9. Tekken 8 — файтинг с уникальной механикой 3D-боя, когда противники могут атаковать друг друга с разных углов.
10. Mortal Kombat — игра, известная практически каждому человеку, даже далекому от мира киберспорта. Файтинг с двумя игроками на одной арене. Наибольшую известность проекту принесла механика Fatality — особенно жестокого и кровавого добивания противника.
11. PlayerUnknown's Battlegrounds, или PUBG — родоначальник жанра «королевская битва», песочница про выживание 100 человек на одной карте. Мобильная версия проекта (PUBG Mobile) также пользуется большой популярностью в киберспортивном сообществе.
12. Mobile Legends: Bang Bang — мобильная MOBA, как визуально, так и геймплейно напоминающая League of Legends.
Также ежегодно разработчики радуют игроков новыми проектами. Например, в 2024 году в бета-тест вышла новинка от Valve — Deadlock, смесь шутера и MOBA-игры.
На что опирается киберспортсмен при выборе дисциплины
Чаще всего выбор дисциплины происходит органически: игрок увлечен определенным проектом, достигает в нем успехов, а затем либо самостоятельно ищет команду, либо его замечают и берут под крыло.
1. Основные киберспортивные дисциплины
Каждая игра уникальна, и от выбора своей ниши зависит не только потенциальный успех киберспортсмена, но и его окружение, условия работы, фанатское сообщество и множество других факторов.
Каждая дисциплина
Об особенностях классификации киберспортивных игр в России нам рассказал Михаил Комаров, главный судья РОО ФКС по Самарской области и РОО ФКС г. Санкт-Петербурга, спортивный судья 1-й категории и тренер-преподаватель.
«В России, с учетом обширного списка видеоигр, по которым проводятся соревнования, признаны семь основных киберспортивных дисциплин, а игры в них называются видами программы:
боевая арена;
тактический трехмерный бой;
технический симулятор;
компьютерная головоломка;
спортивный симулятор;
файтинг;
стратегия в реальном времени», — перечисляет Михаил Комаров.
Список популярных игр в каждой дисциплине
В каждой из вышеобозначенных дисциплин есть свои игры (виды программы), ниже перечислим основные из них.
1. Боевая арена (или MOBA):
League of Legends (LoL);
Dota 2;
Smite;
Heroes of the Storm.
2. Тактический трехмерный бой:
Counter-Strike 2;
Overwatch;
Call of Duty;
Valorant;
Rainbow Six Siege;
Team Fortress 2;
Paladins;
«Мир танков».
3. Стратегии в реальном времени (RTS):
StarCraft II;
Warcraft III;
Age of Empires II;
Command & Conquer.
4. Файтинги:
Street Fighter;
Tekken;
Super Smash Bros.;
Mortal Kombat;
Dragon Ball FighterZ.
5. Спортивные симуляторы:
FIFA;
NBA 2K;
eFootball.
6. Технический симулятор:
iRacing;
F1 eSports;
Gran Turismo;
Forza Motorsport.
7. Компьютерные головоломки:
Hearthstone;
Magic: The Gathering Arena;
Gwent;
Teamfight Tactics;
Tetris;
Legends of Runeterra.
В других странах также отдельно обозначают ММО (массовые многопользовательские игры), Battle Royale («королевская битва»), VR-проекты и мобильный гейминг в качестве киберспортивных дисциплин:
1. ММО:
World of Warcraft (WoW);
Guild Wars 2;
Final Fantasy XIV.
2. Battle Royale:
Fortnite;
PlayerUnknown's Battlegrounds (PUBG);
Apex Legends.
3. VR-проекты
Echo Arena;
VR Лига;
Beat Saber.
4. Мобильный киберспорт:
Mobile Legends: Bang Bang;
PUBG Mobile;
Clash Royale;
Arena of Valor;
Free Fire.
2. Коллективно или соло
В зависимости от дисциплины можно быть соло- или командным игроком. Например, в Fortnite можно выступать как в одиночку, так и с одним-двумя товарищами.
3. Затратность
Стартовые условия у каждого спортсмена разные. Поэтому некоторым игрокам на первых порах потребуется вложиться в хороший ПК и стабильное интернет-соединение. Также иногда приходится переезжать в другой город, чтобы поступить на обучение по профессии в вуз или присоединиться к команде.
4. Личный интерес
Если будущему киберспортсмену действительно нравится проект, в который он играет, это может повысить мотивацию, самоотдачу и общую производительность во время напряженного графика тренировок.
Стоит оценить, соответствуют ли ваши врожденные способности требованиям игры: например, стратегическое мышление для RTS или быстрые рефлексы для шутеров от первого лица. А еще в командных видах программы участники могут предпочесть определенные роли (например, поддержка или нападение), которые соответствуют их стилю игры.
5. Популярность игры на профессиональной сцене и в регионе
Известные игры заведомо имеют большую базу игроков, что приводит к увеличению количества турниров и призовых фондов.
Некоторые проекты имеют большую популярность в определенных регионах, что может повлиять на доступность местных турниров и мероприятий. Например, в Японии очень популярны проекты Nintendo и файтинги. В России — CS2, Dota 2 и FIFA. В Европе предпочтения отдают Rainbow Six: Siege, League of Legends и Overwatch.
6. Карьерный рост и заработок
Спортсменам стоит рассматривать любимую игру с точки зрения потенциального дохода: он множится за счет призовых выигрышей, спонсорства или стримерской деятельности.
Наличие устоявшихся команд, которые ведут набор, тоже может повлиять на решение. Если игра «перенасыщена» профессиональными коллективами и киберспортсменами, желающими попасть в стабильный ростер, у новых игроков становится меньше возможностей пробиться на верхнюю ступень карьерной лестницы.
Карьера киберспортсмена в индустрии игр
Развивая свои навыки, набираясь опыта и добиваясь признания в игровом сообществе, киберспортсмены проходят через несколько карьерных уровней. Рассказываем о них подробнее:
| Описание | ||
|
| ||
| Игроки, показавшие более высокий уровень мастерства, соревнуются в национальных турнирах и международных отборочных турнирах. Доход: более существенен, чем на любительском уровне, с возможным заработком на небольших спонсорских взносах или стипендиях | ||
| Киберспортсмены, работающие по контракту с профессиональными организациями или командами, регулярно участвуют в крупных турнирах, премьер-лигах и международных чемпионатах (например, ESL Pro League, LCS или The International). Доход: суммы от выигрышей на турнирах, зарплат в профессиональных командах, спонсорства и рекламы | ||
| Лучшие игроки в мире, часто удостоенные многочисленных наград. Такие киберспортсмены участвуют в элитных глобальных турнирах, эксклюзивных лигах и специальных мероприятиях. Доход: высокий заработок от турниров, выгодные спонсорские сделки, возможности для личного брендинга и широкое освещение в СМИ | ||
| Опытные игроки, оказавшие значительное влияние на индустрию, часто переходящие на неигровые роли. Они иногда участвуют в соревнованиях, но в основном уделяют внимание другим аспектам экосистемы киберспорта. Доход: основные средства им приносят новые роли в индустрии, хотя такие спортсмены все еще могут зарабатывать на отдельных соревнованиях |
Независимо от уровня карьеры, многие киберспортсмены участвуют в стримах на Twitch, YouTube или Kick, чтобы создать свой личный бренд и получить дополнительный доход.
Зарплата киберспортсмена: сколько получают специалисты
Официальных данных нет, контракты с игроками находятся под защитой дополнительных соглашений о неразглашении информации.
Главный источник заработка, который можно хоть как-то посчитать, это призовые деньги с турниров. Данные публикуются в свободном доступе, и вы можете увидеть величину призового фонда на сайте турнира. Однако точной информации, как именно эти средства распределяются между участниками команды и менеджментом, нет.
Примерные цифры на основе открытых данных:
Начальный уровень — от 10 000 до 50 000 рублей. Включает в себя стипендии от учебных заведений и получение призовых денег в турнирах локального уровня.
Средний уровень — от 20 000 до 100 000 рублей. Включает в себя деньги от спонсоров, официальную зарплату и победы в турнирах покрупнее.
Профессиональный уровень — от 100 000 до 500 000 рублей. Так могут зарабатывать киберспортсмены в командах среднего и высшего эшелона.
Существует также заработок со стриминговых площадок и рекламных контрактов — здесь ограничений и даже примерного «потолка» в цифрах нет.
Плюсы и минусы профессии киберспортсмен
Как и в любой профессии, в киберспорте тоже есть свои достоинства и недостатки:
Плюсы | Минусы | ||
|
| ||
Возможность путешествовать |
| ||
Потенциал высокого заработка |
| ||
|
| ||
|
| ||
|
|
Где обучиться киберспорту с нуля в 2024 году
Если раньше попасть в киберспорт можно было только с помощью личных навыков и успехов в игре, то в 2024 году уже существуют курсы и вузы, которые готовят профессионалов и поощряют внеучебную деятельность в этой сфере.
Школа киберспорта
Начинать обучение следует в юном возрасте, и в России уже есть школы дополнительного образования, которые с 12 лет готовят детей к карьере киберспортсмена.
Высшие учебные заведения
Некоторые университеты предлагают полноценное обучение в сфере киберспорта. Также можно рассмотреть альтернативное образование, которое поможет продвинуться в индустрии, но не в качестве игрока. Например, в Российском университете спорта «ГЦОЛИФК» есть обучение специальностям, связанным с подготовкой и проведением турниров, менеджментом и бизнесом в сфере спорта.
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта (Санкт-Петербург) открыл Исследовательский центр киберспорта. Здесь можно подать документы на бакалавриат и магистратуру.
«Не хотелось бы расстраивать аудиторию старше 16 лет, но ей уже поздновато задумываться о киберспорте. Желательно начать тренироваться как можно раньше: где-то с 12 лет, под присмотром тренера.
Именно так можно достичь заметного прогресса в адекватные сроки. Киберспортсмены испытывают значительные статические нагрузки, и их подготовка требует компенсационных физических упражнений, иначе могут возникнуть проблемы с суставами и спиной. Стать профессиональным киберспортсменом нелегко, как в любой другой деятельности», — подчеркивает Михаил Комаров.
Какие личные качества необходимы киберспортсмену
Чтобы достичь успеха в карьере киберспортсмена, игроку нужен определенный набор навыков:
умение работать в команде;
коммуникабельность;
умение быстро принимать решения, мыслить логически, выстраивать стратегию и анализировать совершенные действия;
целеустремленность;
дисциплина, а также неоспоримая любовь к выбранной игре;
профессионализм, уважение к коллегам, фанатам и противникам;
хорошее ментальное и физическое здоровье;
адаптивность: хороший киберспортсмен должен уметь быстро реагировать на изменения и уметь концентрироваться на игре даже на глазах у огромного зала фанатов.
Будущее профессии киберспортсмена в России
Развитие киберспорта в нашей стране тесно связано с Федерацией компьютерного спорта России. С каждым годом количество соревнований, а также возможностей для специализированного обучения только увеличивается. Также, как отмечают представители федерации, растет тренд на международное сотрудничество.
«В 2024 году я наблюдаю мощное развитие киберспортивного международного взаимодействия. В феврале-марте прошли „Игры будущего“, которые собрали представителей 107 стран. В 2025 году они пройдут в ОАЭ, а в 2026 — в Казахстане.
Помимо этого, 26 октября 2024 года закончились „Открытые киберспортивные студенческие игры“. На первых ОКСИ было четыре страны: Сербия, ЮАР, Казахстан и Россия. В этот раз финал собрал в Сочи игроков из 16 стран. Международное взаимодействие приоритетно в ближайшее время», — рассказывает Михаил Комаров.
А 23 июля 2024 года Международный олимпийский комитет признал киберспорт олимпийской дисциплиной. Первые официальные игры по компьютерному спорту (Olympic Esports Games) назначены на 2025 год и пройдут в Саудовской Аравии.
Как и где искать стажировку начинающему специалисту
Работа в киберспорте — это широкое поле вакансий. Можно начинать бесплатно подрабатывать даже со школьного возраста. Например, помогать любимой команде контентом в соцсетях или модерировать официальный Twitch-канал профессионального игрока.
Есть два пути, как можно попасть в киберспорт:
1. Связи и знакомства в индустрии.
2. Развитие личных навыков, чтобы вас заметили.
Достижение определенных позиций в таблице ранговых матчей и побед в локальных бесплатных турнирах уже значительно повысит шансы быть замеченным. Менеджеры крупнейших команд следят за новыми игроками, которые стремятся на первые строчки рейтинговых матчей или показывают себя наилучшим образом на соревнованиях.
Если же вы ищете пути, как попасть в киберспорт на смежные профессии, без непосредственного участия в играх, то можно отправлять свое резюме с сопроводительным письмом в интересующие вас компании или следить за появлением вакансий в официальных каналах. Также можно искать вакансии на стажировку и подработку в различных группах ВКонтакте или телеграм-каналах.
Советы и рекомендации эксперта
Своими советами для начинающих киберспортсменов поделился Михаил Комаров:
«Первый совет, который я всегда даю, — делайте то, что любите. Только при неподдельной любви можно преодолеть все трудности на пути.
Второй — сохраняйте баланс, старайтесь развиваться всесторонне. Век киберспортсмена короток. После 25 многие завершают карьеру. После 30 остаются активными спортсменами единицы. Не забывайте о своем здоровье, образовании и социальном взаимодействии. Как сейчас говорят, нетворкинг — наше все.
Ну и третий — если вы все-таки упустили оптимальное время старта (12—16 лет), то не стоит отчаиваться, киберспорт — обширная сфера. Можно найти себя в организации соревнований (менеджмент), создании контента (стримеры, кастеры, аналитики) или обеспечении порядка спортивного процесса (спортивные судьи)», — объясняет Михаил Комаров.
Что нужно запомнить о киберспорте
Киберспорт — постоянно развивающаяся система со множеством нюансов. Чтобы стать профессиональным игроком, нужно учитывать разные аспекты: от личных качеств до популярности игры и обстановки на профессиональной сцене. Еще раз кратко рассказываем о киберспорте и киберспортсменах:
Киберспорт — это командные или индивидуальные соревнования между людьми в компьютерных видеоиграх.
Киберспортсмен — человек, который достиг определенных успехов в выбранной игре, проводит много часов за совершенствованием навыков, участвует в турнирах и чемпионатах.
Киберспорт в России развивается активно: проводятся турниры, существует профессиональное образование для подготовки кадров, есть прицел на международное сотрудничество.
У профессионального игрока должны быть определенные личные навыки, а также обязанности перед менеджментом, командой и фанатами игры.
Можно выделить семь основных дисциплин с более чем 55 основными играми, в которых игроки соревнуются на профессиональном уровне.
Уровни карьеры киберспортсмена делятся на начальный (любительский), полупрофессиональный, профессиональный, элитный и ветеран.
Самые продвинутые уровни карьеры в киберспорте зарабатывают свыше 500 000 рублей ежемесячно, учитывая призовые, рекламные контракты и стримерство.
Настоящий киберспортсмен должен обладать не только хорошим ментальным и физическим здоровьем, но также и умением работать в команде и быстро адаптироваться к нововведениям в игре.
Помимо работы профессиональным игроком, есть большое количество дополнительных, не менее интересных киберспортивных профессий.