Хочу купить электрокар: популярные мифы, меры предосторожности и как продлить срок службы батареи

Вместе с экспертом развенчиваем популярные мифы об электрокарах и рассказываем, как сделать эксплуатацию автомобиля максимально комфортной.
Об эксперте: Владислав Мазов — генеральный директор Artis, сети зарядных станций для электромобилей. Рассказывает об электромобилях и технологиях. Разбирается в рынке электрокаров и их инфраструктуры, технических особенностях их работы и инновациях в сфере.

Забота об окружающей среде и постоянно растущие цены на топливо пересадили многих россиян за рули электрокаров. Но несмотря на растущий рынок и инфраструктуру в крупных городах, большинство до сих пор выбирает автомобили на бензине и дизеле. Развеиваем сомнения и рассказываем, почему обслуживание электрокаров удобнее и дешевле, чем ТО машин с ДВС.

Девушка стоит облокотившись на белый элетрокар, который стоит на зарядке
Источник: Freepik

Миф 1. Инфраструктура для обслуживания электрокаров не развивается

На сегодняшний день в России действует как минимум 7410 зарядных станций, из которых 34% — станции быстрой зарядки на 50 кВт. Большая часть сконцентрирована вокруг крупных городов и автомагистралей — в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Владивостоке и других городах.

В планах Минтранса есть проект развития сервисной инфраструктуры для электромобилей и гибридных автомобилей, планируется установить больше электростанций на дорогах межрегионального значения. Но помимо государственных мер поддержки электротранспорта, все больше владельцев бизнесов осознают, что станция для зарядки электрокара на территории отеля, ресторана — это показатель стремления идти в ногу со временем.

Миф 2. Электрокары уступают по качеству автомобилям с ДВС

Подготовку к выводу на рынок новых электромобилей ведут крупнейшие автоконцерны: Volkswagen, Ford, Jeep, Cadillac, Honda и Porsche. Связано это с тем, что производители поставлены в жесткие условия — к 2035 году Евросоюз, Великобритания и некоторые штаты США запретят продажу автомобилей на бензине и дизельном топливе, поэтому отказ от них в перспективе неизбежен.

Автоконцерны соревнуются и борются за покупателя, поэтому большинство электромобилей имеют встроенную ADAS (англ. Advanced driver-assistance systems), помогающую водителям управлять машиной безопаснее: адаптивный круиз-контроль, системы удержания в полосе, обнаружения слепых зон, систему экстренного торможения. Электромобили продолжают развиваться, интегрируя самые современные технологии.

Белый электрокар на песчаной дороги
Источник: Unsplash

Миф 3. Содержание и обслуживание электрокара — это дорого

При высокой цене электромобиля на его обслуживании можно сэкономить. Зарядка электромобиля до 100 процентов обойдется в среднем в 750−1200 рублей, а при наличии собственной зарядной станции, которая часто идет в комплекте с машиной, — в 2−3 дешевле.

Поломки случаются редко, электродвигатели не нуждаются в частом обслуживании и обладают высокой надежностью из-за своей простоты. В электрокарах нет сложной трансмиссии и многоступенчатой коробки передач — а это минус еще одно «слабое место» классических автомобилей.

Как часто электрокар должен проходить техобслуживание

Стоит понимать, что при покупке электромобиля можно забыть о замене масла и традиционном техобслуживании. Остается только менять воздушные и салонные фильтры, доливать омывающую жидкость. Электромобили не нуждаются в базовом ТО так часто, как автомобили на ДВС. Так вы можете сэкономить от 25 до 70 тысяч, в зависимости от автомобиля, в первые 1−3 года эксплуатации.

Поддержание программного обеспечения и обновление прошивок — более значимый процесс, чем замена фильтров, потому что софт в электрокарах постоянно меняется.

Немаловажная деталь — проверяйте состояние батареи раз в год. Профилактика важна, особенно если учесть, что это средство повышенной опасности. Если у вас новый электромобиль, например, 2024 года, то в первые три года можно обойтись без особых проверок — всё должно быть в порядке, но всегда ориентируйтесь на руководство производителя.

Руль электрокара и панель для управления
Источник: Unsplash

Главное отличие моделей — прошивка

Если вы покупаете европейский электромобиль, в большинстве случаев в нем уже есть русский интерфейс. Например, Zeekr 001, ориентированный на европейский рынок, поддерживает русский язык по умолчанию. А вот у электрокаров, произведенных для продажи в Китае, отсутствует техподдержка в России, и если произойдёт авария, автомобиль может потребовать транспортировки к дилеру на родину, так как после срабатывания подушек безопасности он заблокируется и не даст возможности передвигаться. Это сделано для того, чтобы клиенты обращались только к официальным дилерам, что может быть удобно для внутреннего рынка, но россиянам создает дополнительные проблемы.

Обычно китайские электромобили попадают в Россию через параллельный импорт и приходят с китайским языковым интерфейсом. Поэтому первым делом нужно перепрошить систему, а там не обойтись без помощи специалистов. Какие-то модели поддерживают дистанционное обновление системы, но иногда может потребоваться ручное вмешательство, иначе после обновления софт снова вернётся на китайский язык.

Важно перепрошиваться у проверенных специалистов

Бывают случаи, когда после обновления системы язык становился русским, но китайские иероглифы оставались на экране, просто были полупрозрачными. Казусы случаются, поэтому важно тщательно выбирать специалистов. Стоимость перепрошивки может варьироваться, например, сейчас прошивка для Zeekr стоит около 40 тысяч рублей.

Мужчина садится в белый электрокар, который стоит на зарядке
Источник: Unsplash

Как не допустить перегрева или повреждения батареи

Используйте медленные зарядные станции (мощностью от 7 до 22 кВт), которые заряжают батарею за 6−10 часов. Они обеспечивают наиболее бережную зарядку по сравнению с быстрыми станциями (30−200 кВт). Медленная зарядка считается более предпочтительной для долговечности и работоспособности батареи, в то время как быстрая зарядка — это своего рода стресс для неё.

При подключении к медленной станции, электромобиль будет потреблять одно и то же количество кВт в час на протяжении всего процесса зарядки, от 0% до 100%. При быстрой зарядке процесс выглядит иначе: от 0% до 15% зарядка идет медленно, затем с 15% до 80% — быстро, чтобы максимально использовать доступную мощность, а с 80% до 100% снова замедляется, чтобы беречь батарею.

Признаки проблем с батареей

Современные электромобили оснащены продвинутым программным обеспечением, которое позволяют водителю получить всю необходимую информацию через бортовой компьютер. Практически в каждом компоненте электрокара установлены мини-датчики, которые отключают определенные части системы при возникновении неполадок. Это значит, что машина будет держать вас в курсе своего самочувствия, и вы вовремя узнаете о возможных проблемах.

Телефон в руках девушки показывает заряд электрокара, девушка сидит за рулем в машине
Источник: Shutterstock

Как продлить срок службы батареи и уменьшить ее износ

Лучшим решением для владельцев электромобилей будет заряжаться у проверенных партнеров, которые готовы помочь в случае неполадок. Не забывайте избегать постоянной зарядки аккумулятора до 100%, но и не опускайте заряд до 10%. Принцип тот же, что и с батареями мобильных телефонов.

Главная ошибка при покупке первого электрокара — недостаток информированности

Многие покупают электромобили, не осознавая, что именно они приобретают. Недостаток информации о продукте приводит к неожиданным проблемам. Перед покупкой почитайте автофорумы, узнайте о типичных проблемах заинтересовавшей вас модели.