Недавно власти Великобритании призвали граждан отказаться от мяса и молока ради снижения выбросов углекислого газа. Героические 50%, на которые жителям Соединенного Королевства необходимо «урезать» собственное потребление продуктов животного происхождения, преподносятся как залог достижения климатических целей. Экологическая гонка набирает все новые обороты и остановить механизмы, призванные внушить обывателю экзистенциальную необходимость подобных шагов во имя светлого будущего, уже едва ли удастся.
Тем удивительнее на этом фоне смотрятся прогнозы (например, от McKinsey) обещающие экспоненциальный рост энергопотребления в Европе в ближайшие несколько лет. Главной причиной этого тренда аналитики называют развитие искусственного интеллекта. Согласно недавним подсчетам, уже к 2030 году повышенный интерес к ИИ увеличит потребление электроэнергии в Европе в три раза. В настоящее время с серьезными проблемами в удовлетворении этого растущего спроса сталкивается вся европейская система энергоснабжения.
Почему искусственный интеллект
Проследить взаимосвязь здесь несложно: массовое внимание к сфере искусственного интеллекта ведет к увеличению нагрузки на центры обработки данных. Как заявляется в прогнозе, к концу десятилетия такие дата-центры будут потреблять 150 тераватт-часов энергии, что превосходит показатель нынешнего года более чем вполовину. В свою очередь, повышенный спрос на ИИ стимулирует развитие инфраструктуры центров обработки данных и все больше подталкивает европейский энергорынок к пропасти. За последние 20 лет ни одна технология не требовала настолько серьезного развития энергетической инфраструктуры, как генеративный ИИ, — резюмируют авторы.
Причем мы имеем дело с весьма категоричным условием: реализация всего потенциала ИИ, в первую очередь экономического, сегодня ставится в прямую зависимость от создания новых энергозатратных центров обработки данных. Говоря проще, без увеличения энергопотребления не будет и действительно «полезного» искусственного интеллекта. Соответственно, поэтапно наращивая потребление энергетических ресурсов в одном месте, приходится вполне ощутимо экономить на другом. В данном случае — на себе. Проблема в том, что, форсируя развитие ИИ, человечеству приходится сокращать собственное энергопотребление. И делается это порой радикальными методами — вплоть до отказа от еды.
Казалось бы, наилучший выход из ситуации лежит в технологической плоскости, то есть в сокращении энергопотребления самого искусственного интеллекта в его современном состоянии. Ведь одними сгенерированными картинками или текстами от условного ChatGPT сыт не будешь.
Как можно решить проблему
Скрывать тот факт, что сегодня ИИ напрямую конкурирует с людьми за источники энергии, — как минимум наивно. И наш вид в этом соревновании, как показывают последние события, медленно, но верно уступает. Как ни парадоксально, но заставить человека потреблять меньше мяса и молока на практике оказывается значительно проще, нежели обдуманно заняться созданием «экологичного», то есть энергоэффективного искусственного интеллекта.
И все-таки надежда на решение проблемы есть. Работа в этом направлении ведется, в том числе, и среди наших соотечественников. Сокращать энергопотребление искусственного интеллекта можно разными методами — например, путем квантования или снижением объема вычислительных ресурсов для задач ИИ. Научные исследования показывают, что современные «облегченные» модели на основе 4.6-битных нейронных сетей практически не уступают традиционным по эффективности, а работают на 40% быстрее. Разница в энергоэффективности выходит колоссальная — не за этим ли гонятся экоактивисты по всему миру?
Безусловно, подходить к решению проблемы энергоэффективности искусственного интеллекта стоит комплексно. Как минимум — лучше доносить до рядовых пользователей цену, в которую нашей планете обходятся очередная сгенерированная картинка или скомпилированный текст. И не лишним будет напомнить, что заготавливать энергетическую «пищу» для искусственного интеллекта можно, но уж точно не отбирая ее у собственных граждан ради экономии. Не хотелось бы оказаться в ситуации, когда люди со всего мира будут приезжать в Россию, чтобы съесть стейк или выпить молоко.