Топ-10 истребителей Второй мировой войны: легенды воздушных сражений

Великая война породила поистине великие самолеты. Делимся нашим топ-10 истребителей Второй мировой войны — с перечислением и описанием машин, оставивших яркий след в истории авиации.
Авторы и эксперты
Автор Hi-Tech Mail
Кандидат исторических наук
Роль
Топ-10
История
Использование сейчас
Роль
Топ-10
История
Использование сейчас
Еще
Британский истребитель Hawker Hurricane в небе
Британский истребитель Hawker HurricaneИсточник: commons.wikimedia.org

Война дала сильный толчок развитию авиационной промышленности, а созданные в ее рамках самолеты — настоящее воплощение инженерного гения и военного искусства того времени. В топ-10 истребителей Второй мировой войны мы включили самые известные, эффективные и смертоносные машины, которые участвовали в воздушных боях и внесли значительный вклад в исход сражений.

Роль истребителей в боевых действиях Второй мировой

Истребители во время Второй мировой войны выполняли ряд специфических задач — от защиты своих бомбардировщиков до уничтожения вражеских самолетов и даже наземных целей. Наличие мощных истребительных эскадрилий нередко становилось решающим фактором в победе над противником.

В отличие от бомбардировщиков, чья основная задача заключалась в нанесении ударов по целям на земле, истребители использовались большей частью для уничтожения вражеских самолетов и обеспечения превосходства в воздухе.

Основные задачи истребителей

Главными задачами истребительной авиации были уничтожение вражеских самолетов, защита собственных войск и объектов инфраструктуры, а также сопровождение бомбардировщиков к целям. Эффективность их выполнения зависела от технических характеристик самолетов, мастерства пилотов и тактики ведения воздушных боев.

Влияние на ход воздушных сражений

Воздушные сражения Второй мировой войны часто решали судьбы целых кампаний. Истребители могли кардинально изменить баланс сил, уничтожая вражескую авиацию и защищая свои войска. Их успех или неудача оказывали непосредственное влияние на результаты крупных военных операций, таких как битва за Британию, или на войну в целом — например, на Восточном фронте.

Топ-10 лучших истребителей времен Второй мировой войны

Вместе с экспертом Евгением Австрийсковым, кандидатом исторических наук, мы подготовили рейтинг наиболее значимых истребителей той эпохи с рассказом об их технических характеристиках, вооружении и вкладе в боевые действия. 

Мы постарались выяснить, какие из истребителей в силу конкретных ситуаций, особенностей боевого применения и совокупности ТТХ на некоторое время стали настоящим кошмаром для своих противников. Отметим, что практически все самолеты за эти годы подвергались модификации — в нашем рейтинге приведены сведения о вооружении, наиболее характерном для каждой модели. 

1. Советский Як-9

Советский истребитель Як-9 стоит в музее
Советский истребитель Як-9Источник: CC0 | commons.wikimedia.org

Як-9 — один из самых массовых советских истребителей того периода. Он отличался простотой конструкции, высокой маневренностью и надежностью. Активно использовался на всех фронтах, особенно на завершающих этапах войны, когда советские войска наступали на Берлин.

Полезная информация

Год выпуска
1942
Максимальная скорость
598 км/ч
Вооружение
Одна 20-мм пушка ШВАК, два 12,7-мм пулемета УБС
Взлетная масса
2873—3276 кг в зависимости от модификации

Роль в боевых действиях

К середине 1944 года самолетов Як-9 и его модификаций в сумме было больше, чем всех других находившихся на вооружении истребителей. Его участие во Второй мировой войне: 

  • все операции Советской армии, начиная со Сталинградской битвы (с 1942 года);
  • Советско-японская война (1945);
  • после Второй мировой применялся в Корейской войне (1950).

2. Немецкий Messerschmitt Bf 109

Немецкий истребитель Messerschmitt Bf 109 в небе
Немецкий истребитель Messerschmitt Bf 109Источник: CC BY-2.0 | commons.wikimedia.org

Bf 109 был основным немецким истребителем на протяжении всей войны. Этот самолет участвовал практически во всех крупных операциях люфтваффе, начиная с вторжения в Польшу и заканчивая оборонительными боями над Германией в последние месяцы. Скорость и мощное вооружение делали его грозным противником. Самый массовый самолет Германии на протяжении всей Второй мировой войны, а также самый массовый истребитель в истории.

Полезная информация

Год выпуска
1936
Максимальная скорость
640 км/ч
Вооружение
Два 13-мм пулемета MG 131, две 30-мм или три 20-мм пушки 
Взлетная масса 
2150—3375 кг в зависимости от модификации

Роль в боевых действиях

В зависимости от модификации использовался в качестве дневного истребителя, дневного и ночного истребителя-перехватчика, истребителя-штурмовика, истребителя-бомбардировщика и истребителя-фоторазведчика. Эпизоды его боевого применения:

  • гражданская война в Испании (1936);
  • захват Польши (1939);
  • блицкриг в Северной и Западной Европе (1940);
  • битва за Британию (1940);
  • Балканы и Средиземноморский театр военных действий (1940—1945);
  • Восточный фронт (1941—1945);
  • воздушные бои над Софией (1944);
  • оборона Германии (1945).

3. Американский P-51 Mustang

Американский истребитель P-51 Mustang в небе
Американский истребитель P-51 MustangИсточник: Общественное достояние | commons.wikimedia.org

P-51 Mustang стал символом американской авиации в Европе. Этот самолет отличался большой дальностью полета и высокой скоростью. Благодаря своим характеристикам, он мог эффективно бороться с немецкими истребителями на больших высотах.

Полезная информация

Год выпуска
1940
Максимальная скорость
703 км/ч
Вооружение
Шесть 12,7-мм пулеметов Browning M2, шесть или 10 неуправляемых ракет
Взлетная масса
5493 кг

Роль в боевых действиях

Из-за возможности установки дополнительных топливных баков и улучшенных высотных характеристик многие специалисты считают P-51 Mustang лучшим истребителем эскорта того времени. В истории его боевого применения можно выделить:

  • бои в северной Франции (1942);
  • прикрытие дальних бомбардировщиков, наносящих удары по Германии (1944—1945);
  • прикрытие дальних бомбардировщиков, наносящих удары по Японии (1944—1945).

Истребители P-51 Mustang принимали участи в вооруженных конфликтах и после Второй мировой войны. Это были:

  • гражданская война в Китае (1950);
  • война в Корее (1950);
  • Суэцкий кризис (1956).

4. Британский Supermarine Spitfire

Британский истребитель Supermarine Spitfire в небе
Британский истребитель Supermarine SpitfireИсточник: CC BY-SA 3.0 | commons.wikimedia.org

Spitfire стал легендой британской авиации. Этот истребитель сыграл ключевую роль в битве за Британию, где он противостоял немецким Bf 109. Отличаясь высокой маневренностью и хорошей управляемостью, Spitfire оставался в строю до самого конца войны.

Полезная информация

Год выпуска
1938
Максимальная скорость
594 км/ч
Вооружение
Восемь 7,69-мм пулеметов Browning 303
Взлетная масса
2496—3624 кг в зависимости от модификации

Роль в боевых действиях

Различные модификации этого самолета использовались в качестве истребителя, истребителя-перехватчика, высотного истребителя, истребителя-бомбардировщика и самолета-разведчика. Яркие эпизоды из его боевой истории:

  • бои в Западной Европе в начальный период войны (1939—1940);
  • битва за Британию (1940);
  • Советско-германский фронт, бои над Кубанью и Украиной, (1943);
  • использовался в качестве ПВО ВВС СССР (1943—1945).

5. Японский Mitsubishi A6M Zero

Японский истребитель Mitsubishi A6M Zero на аэродроме
Японский истребитель Mitsubishi A6M ZeroИсточник: CC BY-SA 2.0 | commons.wikimedia.org

A6M Zero стал символом японской авиации в начале войны. Этот легкий и маневренный истребитель доминировал в первых боях на Тихоокеанском ТВД. Однако со временем слабое бронирование и отсутствие протектированных топливных баков сделали его уязвимым перед самолетами противников.

Полезная информация

Год выпуска
1940
Максимальная скорость
533
Вооружение
Две 20-мм пушки Type 99, два 7,7-мм пулемета Type 97
Взлетная масса
2796 кг

Роль в боевых действиях

Mitsubishi A6M Zero — пожалуй, самый известный самолет на Тихоокеанском ТВД Второй мировой войны. Его боевое применение:

  • военный конфликт в Китае, бои с ВВС Гоминьдана (1940);
  • война на Тихом океане (1941);
  • боевые действия у атолла Мидуэй и острова Гуадалканал (1942—1943);
  • оборона метрополии, Япония (1945).

6. Советский Ла-5

Советский истребитель Ла-5 в музее под открытым небом
Советский истребитель Ла-5Источник: CC BY-SA 4.0 | commons.wikimedia.org

Ла-5 был создан на базе ЛаГГ-3, но благодаря новому двигателю, его летные характеристики были значительно улучшены. Этот самолет стал серьезным конкурентом немецким истребителям на Восточном фронте. Ла-5 активно применялся в Курской битве и других ключевых сражениях.

Полезная информация

Год выпуска
1942
Максимальная скорость
648 км/ч
Вооружение
Две 20-мм пушки ШВАК
Взлетная масса
3200 кг

Роль в боевых действиях

Для летчиков вермахта появление нового советского самолета стало неприятной неожиданностью. Главные сражения, в которых принимали участие Ла-5:

  • Сталинградская битва (1942—1943);
  • Курская битва (1943).

7. Немецкий Focke-Wulf Fw 190

Немецкий истребитель Focke-Wulf Fw 190 стоит в поле
Немецкий истребитель Focke-Wulf Fw 190Источник: Общественное достояние | commons.wikimedia.org

Fw.190 стал ответом Германии на появление новых моделей самолетов у стран антигитлеровской коалиции. Этот мощный и хорошо вооруженный истребитель успешно боролся с британскими и американскими воздушными судами, особенно на Западном фронте. Он был универсальным бойцом, способным выполнять как задачи воздушного боя, так и проводить атаки по наземным целям.

Полезная информация

Год выпуска
1941
Максимальная скорость
656 км/ч
Вооружение
Четыре 20-мм пушки MG 151/20, два 7,92-мм пулемета MG 17
Взлетная масса
4900 кг

Роль в боевых действиях

Fw.190 использовался в качестве высотного перехватчика, эскортного истребителя, штурмовика, ночного истребителя и зарекомендовал себя «рабочей лошадкой» люфтваффе. Можно выделить его участие в боевых операциях: 

  • «Доннеркайл» (удар грома) — проведение немецких военных кораблей из Бреста (Франция) на базы в Германии (1942);
  • воздушные бои во время высадки десанта антигитлеровской коалиции под Дьеппом, (Франция, 1942);
  • Курская битва, Восточный фронт (1943).

8. Американский Grumman F6F Hellcat

Американский истребитель Grumman F6F Hellcat в небе
Американский истребитель Grumman F6F HellcatИсточник: Общественное достояние | commons.wikimedia.org

F6F Hellcat — палубный истребитель ВМС США на Тихоокеанском ТВД. Этот самолет специально проектировался для борьбы с японским A6M Zero и хорошо показал себя в этом. Hellcat обеспечивал превосходство американских авианосцев в воздухе и сыграл важную роль в победах над Японией.

Полезная информация

Год выпуска
1943
Максимальная скорость
610 км/ч
Вооружение
Шесть 12,7-мм пулеметов Browning M2
Взлетная масса
6990 кг

Роль в боевых действиях

Grumman F6F Hellcat не был самым быстрым, самым маневренным или сильно вооруженным истребителем Второй мировой войны. Но в войне против Японии он оказался одним из наиболее полезных одноместных самолетов. Самый характерный эпизод в истории его боевого применения:

  • битва за острова Гилберта (1943).

9. Британский Hawker Hurricane

Британский истребитель Hawker Hurricane в небе
Британский истребитель Hawker HurricaneИсточник: Общественное достояние | commons.wikimedia.org

Хотя Hurricane не был так известен, как Spitfire, он сыграл не менее важную роль в битве за Британию. Этот надежный и простой в обслуживании истребитель составлял основу британских ВВС в первые годы войны. Он также активно использовался на Средиземноморском и Североафриканском театрах военных действий.

Полезная информация

Год выпуска
1937
Максимальная скорость
547 км/ч
Вооружение
Восемь 7,69-мм пулеметов Browning 303
Взлетная масса
3649 кг

Роль в боевых действиях

Различные модификации самолета могли действовать как перехватчики, истребители-бомбардировщики и штурмовики. Эпизоды Второй мировой, в которых Hurricane принимал участие:

  • бои в Норвегии (1940);
  • вторжение во Францию (1940);
  • битва за Британию (1940);
  • защита Мальты (1940—1942);
  • сражения под Эль-Аламейном, Северная Африка (1942).

10. Японский Nakajima Ki-43 Hayabusa

Японский истребитель Nakajima Ki-43 Hayabusa стоит в поле
Японский истребитель Nakajima Ki-43 HayabusaИсточник: Общественное достояние | commons.wikimedia.org

Ki-43 Hayabusa был основным армейским истребителем Японии в начале войны. Этот легкий и маневренный самолет активно использовался в Юго-Восточной Азии и на Тихоокеанском ТВД. Несмотря на слабое бронирование и отсутствие протектированных топливных баков, он оставался эффективным средством борьбы с антигитлеровской коалицией до конца войны.

Полезная информация

Год выпуска
1941
Максимальная скорость
530 км/ч
Вооружение
Два 12,7-мм пулемета Ho-103
Взлетная масса
2925 кг

Роль в боевых действиях

Был самым массовым истребителем сухопутных войск императорской Японии и принимал участие во всех боевых действиях Тихоокеанского ТВД. Первое боевое применение:

  • бои по захвату Малайи (1941).

История и развитие истребителей в годы войны

Развитие истребителей во время Второй мировой войны — захватывающая глава в истории мировой военной авиации. На протяжении шести лет, с 1939 по 1945 год, конструкторы и инженеры непрерывно работали над улучшением технических характеристик своих машин, стремясь обеспечить им преимущество в воздухе.

К началу Второй мировой войны основными истребителями стран — участниц конфликта были самолеты, разработанные еще в 1930-е годы. Среди них были такие известные модели, как немецкий Messerschmitt Bf 109, британский Supermarine Spitfire и советский Поликарпов И-16. Эти самолеты уже имели хорошее вооружение и развивали приличную скорость, однако их конструкции были далеки от идеала.

В начале войны большинство истребителей оснащались поршневыми двигателями, работавшими на бензине. С течением времени конструкторы начали экспериментировать с турбокомпрессорами и нагнетателями — увеличивалась мощность двигателей и, соответственно, скорость самолетов. Кроме того, применение новых материалов, таких как дюралюминий и магниевые сплавы, позволило снизить вес несущих элементов без потери прочности и устанавливать более мощные двигатели.

Аэродинамика также играла важную роль в совершенствовании истребителей. Конструкторы стремились уменьшить лобовое сопротивление, улучшить обтекаемость фюзеляжа и крыльев, а также оптимизировать форму хвостового оперения. Все эти меры помогали повысить максимальную скорость и улучшить устойчивость самолета в полете.

Еще одной областью развития стала модернизация вооружения и систем защиты. Если в начале войны многие истребители были оснащены пулеметами калибра 7,62 мм или 7,69 мм, то ближе к ее середине появились самолеты с пушками калибра 20 мм и больше. Что позволяло увеличить наносимый ущерб врагу в воздушном бою и поражать цели на большем расстоянии. Также были внедрены системы бронирования кабины пилота и критически важных узлов самолета, таких как двигатель и топливные баки. Протектированные топливные баки стали стандартом после того, как выяснилось, насколько уязвимы обычные от пуль и снарядов.

Одной из главных инноваций в те годы стало создание самолетов с реактивными двигателями. Первый серийный реактивный истребитель, немецкий Me 262, появился только в конце войны. Хотя этот самолет не успел оказать значительного влияния на ее исход, он заложил основы для дальнейшего развития реактивной авиации.

Немецкий серийный реактивный истребитель Me 262 стоит в поле
Немецкий Me 262 — первый серийный реактивный истребительИсточник: CC-BY-SA-3.0-DE | commons.wikimedia.org

Используются ли истребители Второй мировой войны в современной авиации?

Истребители Второй мировой войны не используются в современной авиации, поскольку их технологии значительно устарели. Современные истребители обладают куда более высокими скоростями, современным вооружением, а также сложными системами наведения и радиоэлектронного оборудования.

Евгений Австрийсков отмечает: «Несмотря на то, что все без исключения истребители Второй мировой войны давно сняты с вооружения, они продолжают жить в памяти людей. Многие из этих самолетов сохранились в музеях и частных коллекциях, а некоторые даже участвуют в авиашоу и реконструкциях исторических событий». 

Помимо этого, опыт, накопленный в те годы, продолжает влиять на разработку современных истребителей, обеспечивая преемственность поколений в авиации.