Российский рынок услуг мобильной связи перенасыщен — число активных сим-карт превышает население страны и составляет более чем 351 млн. Доступ в интернет также есть у подавляющего большинства граждан — ежедневно в сеть выходят почти 100 млн человек.
Тем не менее согласно опросу Nexign, 87% топ-менеджеров телеком-операторов предрекают ежегодный рост рынка в течение ближайших пяти лет. Достигать этой цели компании планируют за счет планомерной трансформации бизнеса: расширять набор предлагаемых услуг, а также совершенствовать и внедрять технологии для дальнейшего улучшения качества связи и повышения эффективности бизнеса.
От пакетов услуг связи к экосистемам
Экосистемы — один из главных трендов текущего десятилетия. По такой модели в той или иной степени работает большинство крупных игроков ИТ-рынка и других сфер бизнеса. В 2024 году никого не удивят покупка банком приложения для доставки еды или собственный сервис такси от известного медиахолдинга.
Операторы связи давно идут в сторону построения экосистем, переходя от простых контентных решений к более сложным. Эта стратегия приносит определенный синергетический эффект: клиенты получают дополнительную ценность от пакета услуг, а компания увеличивает спрос на свои продукты. В результате у некоторых операторов уже формируются полноценные экосистемы, в них включены сервисы, не связанные с телеком-индустрией. Другие же остаются в сфере связи и инфокоммуникационных технологий (ICT), но при этом рост продуктового портфеля за пределы «базовой» связи остается важным фактором успеха.
Движение в сторону развития собственных экосистем логично для телеком-операторов — кроме того, у них имеются весомые преимущества уже на старте. Во-первых, большая клиентская база, которая позволяет быстро и эффективно тестировать и запускать новые услуги. Оператор уже многое знает о своей аудитории, может эффективно ее сегментировать и практиковать индивидуальный подход.
Во-вторых, комплексные предложения — привычный формат для клиентов, которые годами пользовались пакетами услуг. Например, телеком-операторы могут расширять свою продуктовую линейку, включая в нее не только мобильную связь и интернет, но и дополнительные сервисы, такие как стриминг контента (музыка и фильмы) и финансовые решения (мобильный банкинг и кредитование). Поэтому переход к экосистемности выглядит как вполне естественный процесс.
Альтернативный путь, которым следуют, например, ИТ-гиганты — агрегация на своей платформе разнообразных сервисов. Однако для телекома он не всегда оказывается удачным в силу другой природы бизнес-процессов и модели управления. Оптимальный сценарий здесь — развитие экосистемы с опорой на сильные стороны своего бизнеса, учитывая преимущества в сфере связи: аналитика данных, облачные услуги, тарификация, биллинг, авторизация клиентов. Логичным продолжением бизнеса операторов и сильной стороной платформы является и предоставление доступа к API — такие проекты, как Telecom API отлично иллюстрируют этот тренд на рынке.
Важно не забывать, что логика построения оператора с высокими требованиями по надежности и запасу по пиковой нагрузке дает им хорошее «инфраструктурное основание» для развития экосистем, а также позволяет расширять свои комплексные предложения. Например, за счет развития собственных тяжелых и плотных бизнес-сервисов с высокими требованиями к устойчивости. Также благодаря наличию готовых платформ и мощностей у них появляется возможность привлекать стартапы и инновационные проекты для расширения продуктовой линейки.
Еще одна немаловажная деталь — наличие развитой технологической культуры и опыта интеграционных проектов, а также финансовых ресурсов для создания продуктов. Такой подход позволяет операторам предлагать готовые решения «под ключ» и включать в свою экосистему новые элементы, опираясь на собственный опыт в построении сложных технических решений.
В распоряжении телеком-операторов также есть узнаваемый бренд, репутация на рынке и сформированное позиционирование. Это позволяет оптимизировать затраты на маркетинг и облегчить привлечение новых клиентов. Однако не все обязательно делать своими силами, и важная роль в развитии экосистем отведена интеграциям партнерских сервисов. Таким образом можно не только быстро заполучить в свой портфель новую услугу, но и рассказать о себе новой аудитории.
Путь к техническому совершенству
Помимо создания новых сервисов операторы продолжают совершенствовать и уже существующие продукты. Современные технологии и многолетняя экспертиза по работе с большими данными позволяют собирать и анализировать информацию о поведении пользователей, их предпочтениях и паттернах потребления услуг — это дает возможность предлагать персонализированные тарифные планы на основе предпочтений абонентов, работать над лояльностью и предупреждать отток клиентов.
Несмотря на то, что технология 5G не входит в топ-3 драйверов российского телеком-рынка в ближайшие 5 лет, она остается актуальной для телеком-индустрии. Треть опрошенных российских операторов считает ее значимой для развития бизнеса. Опыт зарубежных стран, где 5G уже активно используется, может помочь эффективно внедрить эту технологию в России, минимизируя риски и сразу делая ставку на сервисы, обеспечивающие генерацию выручки. Разделение мнений среди операторов о потенциале 5G указывает на активный поиск оптимальных бизнес-моделей, что может способствовать созданию инноваций и новых услуг. Так, используя технологию слайсинга, операторы могут запускать продукты под отдельные группы клиентов, например, тарифы с гарантированным качеством связи. Потенциальной аудиторией могут быть люди, работающие удаленно, стримеры, геймеры.
В ожидании 5G, телеком-операторы могут использовать свои внутренние возможности для мониторинга сети в режиме реального времени, например, анализируя данные о частоте и характере использования услуг. Таким образом бизнес может выявлять тенденции и предлагать дополнительные сервисы, которые максимально соответствуют ожиданиям пользователей. Такой подход помогает постоянно повышать качество связи, устранять сбои, а также предсказывать и предотвращать перегрузки за счет динамической настройки параметров работы инфраструктуры. По этому принципу действует услуга pre-5G от «МегаФона» — оператор говорит об увеличении скорости мобильного интернета на 30%.
Исторически операторы пробовали себя в нише интернета вещей (IoT). Однако сегодня они занимают позицию интеграторов и консультантов в этой сфере, а также выступают в качестве консолидирующей площадки, помогая строительству экосистем, основанных на частных сетях и комплексных услугах.
Например, компания МТС развернула выделенную коммерческую LTE-сеть, которая покрывает всю территорию угольного разреза «Междуречье», обеспечивая связью и данными телеметрии более 500 единиц горнодобывающей техники и штат из 800 человек. Ее внедрение позволило предприятию создать собственную инфраструктуру связи с меньшей стоимостью владения по сравнению с внешними решениями, а также подготовить платформу для запуска новых сервисов автоматизации — с большей скоростью и меньшими рисками в сфере информационной безопасности.
Еще одна сфера, в которой операторы делают ставку на управление комплексными решениями, — это информационная безопасность. Технологии для анализа поведения пользователей уже сегодня позволяют выявлять аномалии, указывающие на вероятное мошенничество или хакерские атаки. Продукты в этом направлении уже есть у Ростелекома, МТС и других игроков российского рынка: например, Ростелеком предлагает корпоративным клиентам услуги защиты от DDoS-атак, шифрования каналов связи, предоставляет инструменты для мониторинга инцидентов и реагирования на них. Операторы развивают решения в сфере кибербезопасности и для B2C-рынка: у всех ведущих игроков есть свои антиспам- и антифрод-системы. В дальнейшем эта сфера будет активно развиваться — 57% опрошенных нами топ-менеджеров подтвердили, что планируют инвестировать в подобные решения.
Участие в общей ИИ-революции
По итогам опроса топ-менеджеров телеком-индустрии мы сформировали рейтинг технологий, которые окажут наибольшее влияние на ИТ-стратегию представителей отрасли. На первое место вышел традиционный и генеративный искусственный интеллект — еще один интересный для операторов глобальный тренд. 85% руководителей российских предприятий уверены, что искусственный интеллект со временем заменит ряд специалистов.
Продукты на базе искусственного интеллекта, машинного обучения и предиктивной аналитики позволяют операторам не только повышать качество связи и клиентского сервиса, но и оптимизировать собственные бизнес-процессы. С помощью этих технологий можно значительно автоматизировать рутинные задачи, такие как обработка запросов абонентов в колл-центрах, анализ разговоров специалистов с клиентами, документооборот. Также искусственный интеллект помогает прогнозировать отток клиентов и разрабатывать новые продукты на основе анализа больших данных.
У перечисленных драйверов развития рынка телекоммуникаций есть общие черты — все они подразумевают выход за пределы телеком-индустрии и поиск новых направлений для развития. Построение операторами связи своих экосистемных моделей — это тенденция, которую мы видим уже сейчас, наблюдая, как такие компании участвуют в цифровизации самых разных сфер жизни. Кейсы использования можно найти повсеместно: от бытового интернета вещей до оснащения сложными датчиками и системами мониторинга огромных промышленных предприятий и городов. Нацпроект «Экономика данных» только закрепляет роль телеком-провайдеров в общем векторе развития страны.