Принципы ESG (Environmental, Social and Governance), или, иначе, концепция устойчивого развития, основаны на заботе об экологии и социальном благополучии людей. «Е» отвечает за экологию и демонстрирует, насколько серьезно тот или иной бизнес занимается, например, вопросами переработки или экономии ресурсов.
Приверженность таким принципам дает компаниям разные преимущества (в каждой стране — свои).
Как банкоматы, только фандоматы
Каждый год на планете выбрасывают около 300 млн тонн пластика — почти столько же весили бы все жители Земли, если бы все разом встали на весы. Больше всего отходов такого типа приходится на долю упаковки: сейчас в различных емкостях и контейнерах продают не только продукты питания, но и косметические средства, туалетные принадлежности, лекарства и медицинские товары. Из 300 млн тонн почти половина — 133,9 млн — приходится на упаковку, в том числе 25 млн тонн бутылок из-под напитков.
Государства и бизнес по всему миру ищут способы мотивации населения сдавать тару на переработку. Есть решения, которые распространены в странах Европы и Азии. Помимо домашней сортировки, за отсутствие которой можно получить немалый штраф, изобрели еще один способ — залоговую систему сбора тары. Это значит, что в чеке к стоимости напитка прибавляют еще и цену бутылки. Вернуть деньги можно, сдав тару обратно в супермаркет. Идея родилась в США в 1970-е и спустя десять лет распространилась по Северной Европе. Сейчас практика активно применяется также на Ближнем Востоке и в странах Азии.
В разных странах штрафы за несанкционированный выброс мусора или даже за его некорректную сортировку составляют в пересчете на рубли от нескольких сотен до миллионов. Например, в Китае с гражданина могут взыскать 50 юаней (порядка 500 рублей), а в Японии — до десяти миллионов йен, или 5,6 миллиона рублей. Мало того, в отдельных государствах недобросовестное отношение в вопросу утилизации отходов грозит реальными тюремными сроками.
В Швеции незадолго до принятия закона, в 1984-м, упаковку принимали лишь в тех магазинах, где купили товар. Позже процесс решили упростить: изобрели универсальные точки приема, которые разместили по всей стране, — фандоматы. Эти устройства похожи на банкоматы, только вместо банковских карт принимают бутылки: пластиковые, жестяные или стеклянные. В любом городе можно отсканировать штрих-код на упаковке и загрузить тару в аппарат. Затем нажать на красную кнопку и получить чек на кроны. Обычно еще есть желтая кнопка для желающих пожертвовать на благотворительность. Оператор у шведских фандоматов один, и систему маркировки тары тоже привели к единому стандарту для всех брендов.
Первый патент на изобретение фандомата был выдан в 1920 году в США. Устройство не было автоматическим и называлось более прозаично — «машина для возврата и обработки бутылок». За океаном новинка не прижилась, а потом аппарат спустя 60 лет «переизобрели» шведы.
Сегодня через фандоматы собирают 84,5% всей тары, произведенной в Швеции, технология распространилась по другим странам Европы. В некоторых городах даже появились «собиратели» — люди, выуживающие бутылки из мусорных баков, чтобы сдать их в фандоматы и получить деньги. Для кого-то это полноценный бизнес с заработком до 23 тысяч евро в год.
ИИ делает фандоматы доступнее в России
По данным на 2024 год, в России на мусорные полигоны попадает 80,5% вторсырья, но перерабатывают только четверть от этого количества — 12,7%. По объемам неутилизированного пластика наша страна занимает третье место в мире. Домашнее разделение пока только входит в привычку россиян: инфраструктура с контейнерами для раздельного сбора мало развита, пункты приема не всегда расположены в пешей доступности и не всегда очевидно, где искать информацию о них и о разных типах отходов.
Чтобы облегчить жителям сдачу бутылок и банок, в России вдохновились опытом зарубежных стран — в 2004 году у нас тоже появились фандоматы. И развитие современных технологий позволило усовершенствовать эти устройства.
Первые фандоматы в России установила компания «ПрофБизнесТелеком» у станций московского метро. Устройства принимали только пластиковую и алюминиевую тару, за каждую банку выдавали от 40 до 90 копеек. К 2007 году число фандоматов выросло до полутора тысяч, но потом компания-производитель разорилась. В 2011 году все устройства демонтировали и вновь вернули на столичные улицы лишь в 2019-м. Тогда крупная компания «Российский экологический оператор» подписала договор об установке фандоматов, к проекту присоединились и торговые сети.
Например, российская компания Ecoplatform выпустила фандоматы, в которых используют технологии искусственного интеллекта. Нейронные сети за миллисекунды распознают разные виды тары в режиме реального времени, и фандомат сообщает, что подходит для утилизации, а что нет. Датчики веса не пропускают наполненную бутылку, а по мере заполнения устройство передает информацию оператору, занимающемуся вывозом вторсырья.
Фандоматы не потребляют много электроэнергии и могут размещаться в тех местах, где подключение к интернету нестабильно или вовсе отсутствует. Если связь оборвется, устройства продолжат стабильно принимать тару. Это позволяет создать полноценную инфраструктуру для сбора и сортировки в любом городе.
Чтобы найти ближайший к дому фандомат, достаточно установить мобильное приложение Ecoplatform. Бесплатный сервис покажет все устройства на карте в 197 населенных пунктах России, включая крупные города — Москву, Санкт-Петербург, Казань, Екатеринбург, Нижний Новгород — и небольшие поселки. Можно посмотреть информацию по каждому фандомату: уровень заполненности, какой вид тары принимает, оптимальный маршрут до него. За сданные бутылки пользователю начислят бонусы.
В России не используют европейскую залоговую систему сбора тары, вместо нее бизнес выстраивает систему лояльности. Бонусы — наиболее эффективный метод мотивации сдавать сырье: это одновременно и компенсация потраченного времени, и выгода. Полученные бонусы можно обменять на скидки при покупках в магазинах-партнерах, оплатить частично услуги ЖКХ или пожертвовать на благотворительность. Кроме того, сам подход помогает ненавязчиво ассоциировать заботу об окружающей среде с преимуществом, которое получит человечество, если немного скорректирует свои привычки.
Инновации отечественного производства
Авторы исследования «ESG в цифровом мире: вызовы и возможности» отмечают, что, с одной стороны, сейчас многие российские компании стремятся отслеживать свой экологический след и регулировать количество отходов, но хороших цифровых решений пока для этого не хватает. Особенно это касается таких ESG-аспектов деятельности, как адаптация к изменению климата (16%), обращение с отходами (15%) и биоразнообразие (13%). На технологии искусственного интеллекта возлагают больше всего надежд: 29% респондентов, чьи ответы послужили основой для отчета, отметили их как имеющие наибольший потенциал в экологическом аспекте.
Сейчас в России многие «зеленые» технологии заимствуют у иностранных компаний и проектов, но при этом их адаптируют под возможности россиян. Отечественный бизнес совершенствует существующие устройства и добавляет в них новые функции. Например, делает устройства более надежными, удобными и технологичными. Кроме того, модернизирована и система мотивации. Поощрение бонусами за сдачу тары — уникальный опыт для мировой индустрии сбора вторсырья: система лояльности интересна как горожанам, так и предпринимателям. Такой подход открывает новые горизонты для сотрудничества между бизнесом, обществом и человеком, делая вклад каждого значимым в глобальном контексте оздоровления окружающей среды.