Стартап — это проект, в основе которого лежит инновационная идея. Она может оказаться востребована рынком или нет. Основная задача стартапа — опробовать проект в деле и оценить его перспективность, в том числе финансовую. Стартапы — важный инструмент развития общества, стимулирующий развитие науки, бизнеса и технологий.
Формула стартапа
Стартап возникает на пересечении новых технологий и потребностей рынка. Это могут быть как прорывные технологии, так и инновации в бизнес-моделях — например, модель подписки на сервисы или использование искусственного интеллекта для автоматизации процессов. Результат успешного стартапа — это появление новой категории продуктов или перемены в области привычного уклада в отрасли или привычной бизнес-модели.
Так, например, TravelPerk — единорог, который помогает компаниям управлять деловыми поездками своих сотрудников — это про изменение в бизнес-процессах. А Vendr, который предложил другим стартапам «умный» аутсорсинг закупок — про инновационный продукт. Главное, что роднит все стартапы: инновационность, минимальные вложения на старте, гибкость, быстрый рост и масштабируемость.
Малый бизнес VS стартап
Не всякая необычная идея может называться стартапом. Например, точка по продаже виниловых пластинок, даже самых эксклюзивных, — это интересно и необычно, но не стартап. Здесь нет ничего принципиально нового, кратный рост невозможен, открытие каждого отдельного центра затратно. А вот, например, онлайн-платформа по созданию кастомных виниловых пластинок с помощью генеративного искусственного интеллекта звучит уже более «по-стартаперски». Хотя и в этом кейсе, скорее всего, будут ограничения в виде небольшого потенциала рынка и решаемой проблемы.
Основатели малого бизнеса, в свою очередь, скорее, ориентированы на понятность и стабильность. Чаще всего это устоявшаяся бизнес-модель, которая не обеспечит взрывной рост, но уже на старте может быть неплохо прогнозируемой с точки зрения будущей прибыли. Как правило, это какие-то небольшие семейные предприятия или локальный бизнес, решающий понятную проблему понятным способом.
Амбиции и цели
Ключевое отличие малого бизнеса и стартапа, как мне кажется, в целеполагании и амбициях основателей. Фаундеры стартапа хотят совершать революцию, создавать принципиально новое, менять устои и правила, и используют для этого инновации. Кстати, изначально создаваемое решение может быть направлено на узкую нишу. Банальный пример с Facebook (принадлежит компании Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена), как платформой для общения студентов Гарварда или Airbnb, который на старте предложил посетителям конференции в Сан-Франциско ночевку на надувном матрасе в гостиной основателя, как альтернативу отелю. Главное, чтобы в нем был заложен потенциал масштабирования и технологический компонент. А еще — чтобы сами фаундеры разглядели эту возможность и смогли обеспечить экспоненциальный рост и в конечном счете изменить рынок.
От скелета идеи к идеалу: стадии стартапов
Примеры с Facebook и Airbnb — не единственные случаи, когда стартап на стадии «идея» и в финальном своем варианте (при выходе на IPO / продаже стратегу) — это разные сущности. Чаще всего начало любого стартапа — это базовый скелет. Минимально жизнеспособный продукт (MVP), который тестируется и изменяется до тех пор, пока не будет найден, так называемый, product-market fit — максимальное соответствие продукта рынку. То есть то состояние продукта, когда пользователи им довольны, рекомендуют друзьям, а сам бизнес растет и готов к масштабированию.
Если вкратце, основными этапами формирования стартапа являются: формирование и валидация идеи, запуск продукта, поиск product-market fit, ранний рост, масштабирование и выход на IPO или продажа стратегу.
Кто не рискует, тот не идет в стартаперы
Еще одно важное отличие стартапа от малого бизнеса — риск. Те, кто запускает малый бизнес, ориентируются, скорее, на устойчивый доход и долгосрочную стабильность, при этом доходность у них ниже. Фаундеры стартапов же, в виду того, что изобретают нечто принципиально новое, сталкиваются с большей неопределенностью и берут на себя значительный риск. Зато у интересных стартапов есть возможность получить финансирование у венчурных инвесторов, которые занимаются поиском потенциально прорывных решений и готовы вкладывать в них деньги.
Финансирование таких проектов, в силу их рискованности, осуществляется обычно поэтапно. В инвестиционном бизнесе это называется раундами финансирования. Помимо минимизации рисков, такое дробное финансирование позволяет оценить промежуточные результаты проекта и в случае необходимости, скорректировать стратегию его дальнейшего развития.
Впрочем, и при этом успех стартапа не гарантирован, многие терпят неудачу и «проваливаются» уже в первые годы. Но те, у кого все-таки получается, становятся лидерами отрасли и получают более высокие прибыли. А ради этого, согласитесь, стоит рискнуть.