Для смелости: какой технологии не хватает беспилотникам, чтобы ездить по-настоящему быстро

Многие знают, и даже видели беспилотный транспорт. Немногие слышали о V2X — технологии, которая может сделать беспилотники такими, как их показывают в красивых роликах о будущем: мчащими по городу в слаженном потоке. Без V2X беспилотники обречены быть медленными и пугливыми, как водитель-новичок.
Владимир Макаренко
Директор по развитию Fort Telecom
Об эксперте: Владимир Макаренко — директор по развитию Fort Telecom. Эксперт в автомобильной электронике и телематике.

Почему мы боимся беспилотных авто, а они — нас

Беспилотный или автономный транспорт — это автомобили, управляемые полностью или частично автопилотом, то есть без вмешательства водителя. О создании беспилотных автомобилей или ВАТС (высоко автономные транспортные средства) заявили едва ли не все ключевые мировые автопроизводители. К ним добавились техногиганты, которые ранее не занимались созданием авто, но имеют большой опыт в создании сложных технологичных продуктов, как например Google или Yandex. Одни занялись пассажирским транспортом — индивидуальными авто и автобусами, другие — грузовым, от маленьких роботов-доставщиков до фур, перевозящих тонны грузов.

Дорожная автомагистраль вид сверху
В будущем беспилотный транспорт легко и уверенно передвигается по сложным развязкам и городским улицам. Сейчас – в лучшем случае со скоростью 40 км/чИсточник: Unsplash

В нашем восприятии беспилотных автомобилей есть парадокс. Не видя человека за рулем, мы считаем транспорт опасным. В действительности ровно наоборот. В мире в ДТП ежегодно гибнут 1,3 млн человек. При этом 9 из 10 в странах со средним и низким уровнем дохода, где про беспилотники только слышали.

На самом деле требования к безопасности автономных авто на порядок жестче, чем к пилотируемым. Огромное количество заложенных в автономный транспорт сценариев, в самом общем виде опираются на одно — постоянную проверку, перепроверку и только в случае отсутствия «сомнений» — движение. У беспилотников нет режима «поднажму и проскочу» или «да че такого», и это прекрасно. Но как обойти другую крайность — постоянный режим «как бы чего не вышло». Сейчас автономный транспорт двигается со средней скоростью 60−70 км/ч только по выделенным коридорам, как например участки трассы Москва — Санкт-Петербург. В городской среде даже в лучше мировых примерах беспилотный транспорт может передвигаться со скоростью 30−40 км/ч.

При этом почти все производители автономного транспорта в описании моделей заявляют о способности ехать со скоростью 80−100 км/ч. Могут, но не едут.

Как беспилотники «‎смотрят на дорогу»

Пешеход переходит дорогу по пешеходному переходу, перед которым остановился автомобиль
Машинное зрение лучше видит в темноте. Но только то, что уже «произошло». Например, уже пешеход пересекает проезжую часть в зоне видимостиИсточник: Unsplash

Сегодня беспилотники опираются на данные с множества установленных на них камер, лидаров и радаров. Лидары работают на основе световой волны, радары — используют радиоволны. Анализируя то, как отражается луч света (лазера) лидар может определить препятствие, «прочитать» разметку, ‎распознать дождь или туман. Совокупно информация, поступающая с камер, радаров и лидаров образует машинное зрение, которое в некоторых ситуациях превосходит человеческое. Например, оно лучше справляется с темнотой.

Но есть два ограничения. Во-первых, машинное зрение обрабатывает то, что находится в зоне видимости. Второе — оно воспринимает уже произошедшее событие. Иными словами, чтобы среагировать на пешехода, беспилотник должен действительно увидеть, как человек уже идет по дороге. Как поведет себя ВАТС в непонятной ситуации? Предположим, в камеры попал прямой луч и машина «не видит». Скорее всего она просто остановится. Иными словами, безопасность и скорость в беспилотниках находятся на разных чашах весов.

Что за поворотом

Пешеход переходит дорогу по пешеходному переходу
V2X позволяет транспорту и дорожной инфраструктуре обмениваться информацией. Что знает один — знают все вокруг. Например, о пешеходе за поворотомИсточник: Unsplash

V2X — vehicle-to-everything — технология общения транспорта между собой и с дорожной инфраструктурой. Автомобиль еще не видит светофор, но уже знает, что при текущей скорости движения, когда он подъедет к перекрестку будет красный. Автомобиль еще не повернул за угол, но благодаря данным от камеры наблюдения знает, что сейчас там — за углом — через дорогу идет пешеход. Автомобиль, который собирается перестраиваться или поворачивать информирует остальные автомобили о своем маневре. V2X работает как mesh сеть, где все общаются со всеми, минуя серверы. Что знает один — знают все вокруг. Информация о событии, например, все том же пешеходе, переходящем дорогу, полученная камерой одного автомобиля, доступна тем, кто едет сзади, чтобы они тоже своевременно сбавили скорость.

У V2X есть еще одна важная особенность — скорость передачи сообщений. В виду отсутствия серверов как посредников, сигнал поступает от одного устройства к другому за пару десятков миллисекунд. Для сравнения: мозг способен обрабатывать изображение, поступающее от глаз за 13 миллисекунд. Это отличает V2X-устройства от GSM-оборудования, которому на передачу сообщения нужно до 2−3 секунд. Представьте себе два автомобиля, которые едут друг другу навстречу со скоростью 110 км/ч. За секунду они сближаются на 33 метра, за три — встретятся, даже если их разделял городской квартал.

Сегодня V2X уже признана как самая современная технология для безопасного транспорта. Но именно для беспилотного транспорта развитие V2X — возможность в полной мере раскрыть потенциал. Чтобы было как на картинке.