Роль CPO и как им стать
Chief Product Officer (CPO) — одна из ведущих должностей в продуктовом менеджменте. Она предполагает глубокое понимание продукта и рынка, умение разрабатывать стратегию и руководить продуктовой командой. Нужно постоянно быть внутри своего продукта и уметь погружаться в новый опыт других продуктов.
Продуктовое направление — это не выверенная карьерная лестница. Профессиональный рост может быть как планомерным, занимая десятилетия, так и стремительным. И здесь придется не только много учиться, но и работать над своей производительностью.
Привычный карьерный путь менеджера продуктов в России выглядит так.
- Стажер или Junior-менеджер продуктов. На этом этапе фокус делается на изучении основ продуктового менеджмента, развитии аналитических навыков и понимании процессов разработки. То есть главное в этот момент освоить, «как делать правильно».
- Middle-менеджер продуктов. Такой специалист берет на себя ответственность за отдельные продуктовые инициативы и начинает развивать навыки управления небольшими командами. К этому моменту у него уже должно быть понимание окружения и возможность делать самостоятельные выводы.
- Senior менеджер продуктов. Здесь требуется не только глубокое понимание продукта и рынка, но и способность мыслить стратегически, влиять на решения на уровне компании и эффективно взаимодействовать с различными департаментами. Поэтому на этом уровне важно уметь выстраивать договоренности и быть адаптивным к быстрым изменениям.
- Product Owner / CPO / Head of Product / VP of Product. На этом уровне ответственность за результат больше, а ошибки становятся максимально дорогими, поэтому от этой позиции требуются не только навыки работы с продуктом, но и целый ряд развитых софт-скилов. Умение проявлять эмпатию, вести переговоры, быть публичным лицом и работать с аудиторией, управлять конфликтами и рисками, мотивировать команду и задавать новые направления становятся критически важными. CPO должен всегда заглядывать в условное «завтра» и задавать себе вопрос «что дальше?».
Путь к позиции CPO — это не спринт, а марафон. Он требует терпения, упорства и готовности постоянно учиться и адаптироваться. Но для тех, кто действительно увлечен продуктовым менеджментом, это увлекательное путешествие открывает огромные возможности для профессионального и личностного роста.
Советы новичкам: как влиться в команду и стать звездой
Работа — одна из базовых сфер жизни, поэтому в ней важно чувствовать себя уверенно. Для тех, кто только начинает работать в большой компании, есть несколько советов от опытного руководителя.
- Не бояться просить о помощи, работать в команде и делиться неудачами.
- Если задача непонятна — смело говорить об этом.
- Стараться глубоко разбираться в проектах, но не забывать о дедлайнах.
- Самые неприятные задачи лучше делать сразу или просить помощи — так они не останутся на потом.
- Не пытаться успеть все и сразу — лучше фокусироваться на нескольких самых важных задачах в неделю, которые никак нельзя упустить
- Если переписка затягивается, звонить или встречаться лично.
- Ценить свое время и время коллег — каждый ответ должен приносить пользу: Если «Да» — объяснить почему и привести цифры, если «Нет» — тоже. Не говорить просто «Не знаю». Не оставлять человека в тупике, попробовать вместе найти решение.
- Делиться знаниями, учиться у других и всегда узнавать что-то новое.
Гаджеты и сервисы в помощь: как ничего не забыть
Для эффективной организации работы Олег Афанасьев также рекомендует использовать ряд инструментов.
- Календарь — должен быть на всех устройствах, чтобы планировать личные и рабочие встречи, выделять время на задачи. День нужно начинать и заканчивать с календаря. Расписание директора всегда точное — в его планах только то, что отмечено в календаре.
- Принцип Inbox Zero для работы с почтой и мессенджерами — входящие всегда очищаются, а важные письма распределяются по меткам. Главное — не превращать средство общения в список задач. Сообщения нужны, чтобы ответить, записать важное или удалить.
- Облачное хранилище документов — для хранения заметок, документов и подведения итогов. Нужно выбрать то облако, которым удобно пользоваться, чтобы лишний раз не думать, где находится нужный файл.
- Для быстрой фиксации мыслей, если они пока не готовы превратиться в задачу, нужны заметки. Можно оставить сообщение или документ в облаке — главное, чтобы они были доступны с любого устройства. Как и с почтой — это не список дел. После прочтения заметку нужно либо превратить в задачу/сообщение, либо просто удалить.
- Приложение для управления задачами с разбивкой на категории — входящие, рутина, списки, проекты. Обязательно нужно разделять «Личное», «Семья», «Работа» — все должно быть важным. Главное в них — понятные описания и точные сроки.
Полезные привычки для высокой эффективности
Успех складывается из мелочей. Вот несколько привычек, которые повышают эффективность.
- Чтение книг. Имеется в виду не только профессиональная литература, но и художественная — книги помогают переключаться, посмотреть на мир другими глазами. Это концентрированные знания и многолетний опыт, уместившиеся в несколько сотен страниц или часов аудиокниги.
- Постоянное обучение. Как и в спорте, чтобы уметь усваивать новую информацию, нужно регулярно в этом упражняться. Поэтому полезно слушать подкасты, учиться онлайн. На это не всегда удается найти время, так что лучше выбирать наиболее интересные темы.
- Своевременное питание. Может прозвучать странно, но менеджер продукта живет в потоке и порой забывает обо всем, кроме своего рабочего расписания. Ваше здоровье — это тоже в некотором роде продукт, над которым можно экспериментировать. Но исправить ошибки будет сложно. Берегите себя.
- Занятия спортом. Это необходимая инвестиция в ваше состояние. Какая бы ни была работа, она, как правило, держит вас в одинаковом фиксированном состоянии довольно долго. Нужно переключение — это может быть бег, тяжелая атлетика, бокс, плавание — все, что вам по душе.
Что почитать
А для тех, кто стремится углубить свои знания в области продакт-менеджмента, эксперт советует ряд телеграм-каналов и книг.
Телеграм-каналы
- Задача трех дел — собственный канал Олега, где он делится опытом и мыслями о продакт-менеджменте.
- Krasinsky и Замесин — тематические каналы, которые невозможно не упомянуть.
- Рефы, привет и Дизайнер, привет — здесь вы найдете множество интересных примеров из разных продуктов, а также мысли о дизайне.
- Адовый UX — канал с классным чувством юмора, в который несколько раз попадали продукты RuStore.
- Android Broadcast и Mobile Developer — если фокус на Android, то начинать стоит тут.
- Главред Максим Ильяхов — канал о коммуникациях: как правильно и не правильно.
- Mobile AppSec — много и обстоятельно про безопасность.
- Vert Dider — канал студии Vert Dider с множеством переводов лекций и интервью.
Книги
- «Принципы» Рея Далио — очень много полезных вещей, которые можно адаптировать для себя.
- «Сложные решения» Бена Хоровица — отличная книга про ошибки, выживание и честные кейсы.
- «48 законов власти» — классика, которая поможет понять, как работает власть и влияние.
- «Продуктовый менеджмент» Ричарда Бэнфилда, Мартина Эрикссона и Нейта Уокера — базовый учебник по продакт-менеджменту.
- «Задача трех тел» Лю Цысиня — качественная научная фантастика, которая увлекает и вдохновляет.