От Helldivers 2 до Concord: лучшие и худшие игры 2024 года, а также важные события рынка геймдева

2024 год получился не таким богатым на хиты, как предыдущий, однако совсем сбрасывать его со счетов нельзя. Громких событий, в том числе провалов и скандалов, произошло немало, поэтому, подводя итоги, рассказать есть о чем. Мы поговорили с экспертами и собрали самые знаковые события ушедшего года.
Автор Hi-Tech Mail

Лучшие игры года

По-настоящему прорывных релизов в этом году не было, однако геймеры все же не остались без хитов. Помимо дополнения Elden Ring: Shadow of the Erdtree, сравнимого по масштабу с основной игрой, и весьма удачного ремейка культового хоррора Silent Hill 2, в который, казалось, до релиза не верил практически никто, были и абсолютно новые проекты.

Так, в начале года неожиданно для всех выстрелил кооперативный шутер Helldivers 2. У Sony, наконец, получилось сделать успешную игру-сервис, правда, успех был несколько омрачен последовавшим решением компании ввести обязательную привязку PSN-аккаунта для ПК-версии. В феврале также вышла вторая часть ремейка культовой японской ролевой игры Final Fantasy 7 с подзаголовком Rebirth. Она получилась еще масштабнее и интереснее.

Final Fantasy 7 Rebirth
Final Fantasy 7 RebirthИсточник: Square Enix

Весной геймеров порадовал корейский слешер Stellar Blade с красивой главной героиней (что особенно выделяется на фоне современных игр от западных студий), которая покорила сердца игроков, а также олдскульный ролевой боевик Dragon’s Dogma 2 от Capcom. Игра вышла не без проблем, однако найти ей альтернативу не так просто. Важнейшее место в ней занимает исследование мира и дух настоящего приключения, когда действительно не знаешь, что встретишь на пути в следующую минуту.

Но, конечно, основной поток хитовых релизов случился осенью: китайский эшен Black Myth: Wukong бил все рекорды пикового онлайна в сервисе Steam, мясной экшен Warhammer 40,000: Space Marine 2 стал, пожалуй, лучшей игрой по этой вселенной, а добрый семейный платформер Astro Bot впоследствии и вовсе забрал главную награду на ежегодной церемонии The Game Awards.

Warhammer 40,000: Space Marine 2
Warhammer 40,000: Space Marine 2Источник: Focus Entertainment

Также одной строкой можно отметить Metaphor: ReFantazio, новую игру от создателей Persona, традиционный выпуск Call of Duty в лице Black Ops 6 и Indiana Jones and the Great Circle, в которой отлично передан дух приключений знаменитого археолога.

Провалы и скандалы года

Кроме блокбастеров, 2024-й запомнился и чередой громких провалов. Начиная с самого начала года крупные студии выпускали крайне неудачные игры, которые приносили им не только материальные, но и репутационные убытки.

Еще зимой вышел кооперативный сюжетный экшен Suicide Squad: Kill the Justice League, пользовательский рейтинг которого на Metacritic моментально рухнул до критически низких значений. Игроки жаловались на однообразный игровой процесс, проблемы с серверами (из-за чего невозможно было начать игру), перегруженные геймплейные механики и многое другое. В результате квартальная выручка компании Warner Bros. снизилась на 41%, а будущее студии-разработчика Rocksteady (известны по серии Batman Arkham) до сих пор под вопросом.

Suicide Squad: Kill the Justice League
Suicide Squad: Kill the Justice LeagueИсточник: Warner Bros. Games

Еще более нелепым стал провал Concord — геройского шутера на манер Overwatch от Sony Interactive Entertainment и Firewalk Studios. Уже при показе первого трейлера геймеры заподозрили неладное, вследствие чего завалили ролик дизлайками. А после релиза стало очевидно, что шутер попросту не может предложить ничего нового. Геймеры не оценили устаревшие механики, малый выбор классов, невыразительных персонажей и стоимость в 40 долларов, когда на рынке полно бесплатных конкурентов. В результате игру закрыли всего через две недели после выхода.

Продолжая тему неудачных релизов этого года, стоит отметить и Star Wars: Outlaws от компании Ubisoft. Несмотря на не самый плохой рейтинг на Metacritic (75 баллов от рецензентов и 5,3 балла от пользователей) продажи игры за первый месяц составили всего миллион копий, что разочаровало руководство. Компания сейчас находится в таком печальном состоянии, что ее и вовсе может выкупить Tencent. Интересно, что еще один крупный релиз — Assassin’s Creed Shadows — Ubisoft отложила на 2025 год.

Star Wars: Outlaws
Star Wars: OutlawsИсточник: Ubisoft

Впрочем, неудач и сомнительных решений в этот раз было настолько много, что по ним впору писать отдельный большой материал. Сюда же, например, можно включить не самый впечатляющий запуск Dragon Age: The Veilguard. Официальных данных о продажах все еще нет (при этом на игру уже делают крупные скидки), а вот пиковый онлайн составил всего 89 418 игроков, что маловато для такого проекта (для сравнения — у Baldur’s Gate 3 этот показатель составляет 875 343). Также вспомним решение Sony об обязательной привязке аккаунта PSN к играм на ПК (сервис официально недоступен в 180 странах, поэтому геймеры не могут получить доступ к играм).

Dragon Age: The Veilguard
Dragon Age: The VeilguardИсточник: Electronic Arts

Ситуация на мировом рынке не самая благоприятная. По словам Олега Доброштана, эксперта «АПРИОРИ» (Ассоциация профессионалов игровой индустрии, куда входят VK, Astrum Entertainment, Innova и другие), "мировой геймдев сейчас в активном поиске новой модели игрового контента. Студии закрываются, людей увольняют. За 2024 год уволено больше чем за три предыдущих, около 17 тысяч человек. Поэтому в целом можно сказать, что сейчас рынок достаточно сильно потряхивает, а отсутствие стабильности — не самый удачный ландшафт для создания качественных топовых игр.

Элла Губарева, CMO российской геймдев-компании «Фогейм», считает, что «ошибки крупных западных студий часто связаны с недостаточной обратной связью и упрощением важных элементов — от сюжета до геймплея. Важно понимать, что игроки ценят искренность и вовлеченность, и успешные проекты будущего будут строиться на тесном взаимодействии с сообществом».

При этом, как мы видим, игровые компании продолжают вызывать недовольство геймеров уже на стадии анонса. К примеру, на церемонии The Game Awards 2024 была представлена Intergalactic: The Heretic Prophet, новая игра от Naughty Dog (серии Uncharted, The Last of Us), которая моментально навлекла на себя волну хейта от геймеров: трейлер просто утонул в дизлайках. Основные претензии — внешность главной героини и большое количество рекламы в анонсирующем трейлере.

Успехи азиатских игровых компаний

Все опрошенные Hi-Tech Mail эксперты сходятся во мнении, что азиатские компании стремительно развиваются и наращивают качество своих проектов.

Одними из самых заметных релизов года стали как раз азиатские проекты, одиночные сюжетные игры ААА-класса.

«В последние годы игры из Азии выходят очень качественными и рассчитанными на массовую аудиторию». Отдельно можно отметить следующие релизы: Tekken 8, Final Fantasy VII Rebirth, Stellar Blade, ну и, конечно, Black Myth Wukong", — поделился руководитель VK Play Media и подразделения VK Play Indie Александр Егоров.

Black Myth Wukong
Black Myth WukongИсточник: Game Science

В Astrum Entertainment также отметили успехи независимых разработчиков: «Хорошо обстоят дела и у инди-игр. Из-за сокращения количества ААА-проектов они получают все больше внимания игроков, а их доля на общем игровом рынке составила 48% в 2024 году. Один из флагманов успеха этого сегмента в 2024 году — Palworld, который показал на релизе феноменальные результаты, опережающие даже некоторые ААА-проекты уходящего года».

Тренды на российском игровом рынке

Российской игровой индустрии в последние годы приходится непросто, однако говорить о застое или полном упадке не приходится. В 2024-м было множество важных событий.

В первую очередь, конечно, 2024 год запомнился релизом «Смуты» — одной из самых известных и ожидаемых российских игр. Но были и другие заметные проекты.

«Бессмертный. Сказки Старой Руси»
«Бессмертный. Сказки Старой Руси»Источник: 1C Game Studios

Александр Егоров выделил следующие релизы: «Песнь Копья», «Сатурн», Union of Gnomes, Twilight Wars, VLADIK BRUTAL, Reign of Guilds, «День Ханны», «Бессмертный. Сказки Старой Руси», Fallen Seeds. По словам эксперта, в поле зрения VK Play фигурирует больше 500 проектов, которые рано или поздно смогут добраться до сторов. Они находятся на разных этапах готовности к релизу и коммерциализации, но уже есть кого отметить.

Олег Доброштан, помимо «Смуты», советует обратить внимание на «Сказки Старой Руси», онлайн-шутер Pioner и «Война миров: Сибирь».

Интерес к российской игровой индустрии растет как со стороны геймеров, так и со стороны разработчиков — в этом сходятся все опрошенные Hi-Tech Mail эксперты.

А согласно прогнозам Strategy Partners, ежегодный рост российского сегмента геймдева составит 5%, а объем рынка — 257 млрд рублей к 2030 году.

«Российский рынок явно стал чувствовать себя лучше — к сожалению, нет исследований рынка, зато есть репорты по крупнейшим игрокам — пока за 2023, думаю, что 2024 тоже будет неплохим. Косвенные признаки — много геймдев- и окологеймдев-мероприятий после почти годового молчания — начиная с prototype в конце 2023 и дальше — “РЭД ЭКСПО”, “Игропром”, а также регионы — Playport (Калининград), “Цифровой Алмаз” (Якутия), Igrodev (Нижний Новгород)», — поделился Олег Доброштан.

Выставка «РЭД ЭКСПО».
Выставка «РЭД ЭКСПО».Источник: redgameexpo.ru

Элла Губарева отмечает, что в 2024 году индустрия наблюдала появление большого количества инди-игр и новых студий. «Мы видим все больше проектов, ориентированных на локальную аудиторию и связанных с нашей мифологией и сказками. С интересом наблюдаем за судьбой этих игр и активно вовлечены в их тестирование».

Многократный рост российского рынка инди-игр подтверждает Astrum Entertainment: «Например, на выставке “РЭД ЭКСПО” свои проекты представили около 60 инди-команд. Рост индустрии сегодня происходит своего рода снизу вверх — не от больших корпораций, а от маленьких групп энтузиастов».

Компания также отметила и растущую популярность киберспорта. В 2024 году состоялся крупнейший мультиспортивный турнир «Игры будущего», а дисциплина по Warface привлекает с каждым годом все больше зрителей. Пик онлайн-трансляции финала Astrum League Season III составил 35 тыс. зрителей.

«Отечественная игровая индустрия традиционно шла в общей канве с западной. Однако последние три года принципиально разделили ее на тех, кто еще плотнее интегрировался в западные институты, и тех, кто сфокусировался на российском и дружественных рынках. Фактически ограничения привели к тому, что российский геймдев больше не смог существовать в старом формате. И я очень рад, что все мы смогли по-взрослому отреагировать на новые вызовы и обратить создавшуюся ситуацию на пользу своей стране. Я убежден, что Россия должна вновь стать одним из мировых лидеров по экспорту видеоигр. И 2024-й год стал переломным в этом отношении. Новый кластер геймдева в Сколково, инвестиционный фонд Ростелекома, достижения “АПРИОРИ” и выход дискуссий о геймдеве на принципиально более высокий уровень», — подвел итог года CEO Vengeance Games Константин Сахнов.

Блокировки и регулировки

В 2024-м произошли громкие блокировки и ограничения иностранных сервисов, которые не соответствуют требованиям российского законодательства. Часть из них затронула и геймеров (например, Discord и замедление YouTube). В последнее время появляются слухи, что и площадка Steam может попасть под блокировку.

Элла Губарева: «Действительно, некоторые ограничения в этом году ударили и по аудитории геймеров. Для рынка это привело к разрыву устоявшихся каналов связи с пользователями, а также росту стоимости лидов, который составил примерно 30%, а по ряду направлений и все 40%».

Также оказывают прямое влияние на геймдев-индустрию ограничения, которые затрудняют доступ российских разработчиков и правообладателей к международным рынкам, серьезно сужают возможности для экспорта и получения выручки. Примером таких изменений стало введение Valve дополнительного налога в 30% для российских разработчиков на доходы от продаж в США. А с 26 декабря Google Play и вовсе полностью приостановил обслуживание продавцов из России.

«В будущем мы, вероятно, увидим ужесточение регулирования в цифровой сфере. Однако есть надежда на развитие альтернативных платформ и сервисов, адаптированных под локальный рынок», — заключает Губарева.

Константин Сахнов считает, что, несмотря на наличие в России собственной полноценной площадки для размещения видеоигр VK Play, блокировка Steam приведет лишь к удорожанию цен на игры для россиян, обогащая иностранных посредников. «Единственное, чем мы должны привлекать аудиторию на отечественные площадки — это их высокими стандартами качества. И, насколько я вижу, именно над этим сейчас работают коллеги и из VK Play, и из RuStore. Эти магазины достаточно молодые на фоне Steam или Google Play, однако они уже смогли завоевать свою аудиторию».

Витрина игр в RuStore
Витрина игр в RuStore

Эксперт также поделился, что важным фактором развития индустрии он видит профессиональные сообщества и ассоциации, лоббирующие интересы отрасли перед государственными структурами. «Это крайне важно, т.к. чиновник, принимающий решения, в первую очередь грамотный управленец, и он не может одинаково глубоко разбираться во всех сферах деятельности. Именно поэтому для принятия наиболее выгодных для России и ее граждан решений, так важно учитывать мнения экспертов из профессионального сообщества, представителей корпораций, инди и ассоциаций разработчиков игр».

Что еще можно отметить в 2024 году

Эксперты из Astrum Entertainment, «АПРИОРИ» и «Фогейм» также отметили другие актуальные тренды в игровой индустрии.

  • Интеграция искусственного интеллекта в разработке игр. ИИ — безусловный лидер технологических трендов, повышение производительности труда — самая «горячая» тема на горизонте 2−5 лет. Разработчики игр применяют ИИ в повышении качества графики, улучшении геймплея и создании реалистичных персонажей и физическом моделировании".
  • Кроссплатформенность. Она делает игры доступнее для широкой аудитории, упрощая процесс подключения и позволяя пользователям наслаждаться качественным геймплеем на любых устройствах. Пользователям важно проходить игру на разных девайсах и не терять прогресса.
  • Развитие облачных сервисов. Некоторые тренды стали очевидны только в 2024 году, например, стремительный рост популярности игровых облачных сервисов — Nvidia GeForce Now и Xbox Cloud Gaming на Западе и VK Play Cloud в СНГ.
  • Рост спроса на экранизации. Этот год продемонстрировал рост спроса на экранизацию сюжетов видеоигр — уже вышли картины по мотивам Fallout, Borderlands, The Last of Us, вселенной «Ведьмака», а в 2026 году на «Кинопоиске» запланирован выход сериала по игре Atomic Heart студии Mundfish.