Навстречу неизвестности: 65 лет первому погружению на дно Марианской впадины

В середине прошлого столетия два смельчака спустились в место, где давление сравнимо с массой 50 реактивных самолетов. Их достижение изменило представления о жизни в глубинах океана.
Автор новостей
батискаф Триест над водой
«Триест»Источник: Wikipedia

23 января 1960 года стало поворотной точкой в истории исследований океанов. Именно в этот день батискаф «Триест» с двумя смельчаками на борту — Жаком Пиккаром и лейтенантом ВМС США Доном Уолшем — впервые достиг самой глубокой точки Земли, Марианской впадины. Это погружение стало не только инженерным подвигом, но и символом человеческой тяги к исследованию неизведанного.

Создание и уникальность батискафа «Триест»

Батискаф «Триест» — уникальное изобретение, созданное швейцарским инженером и исследователем Огюстом Пиккаром, отцом Жака. Его разработка была основана на инновационных принципах, позволяющих аппарату справляться с экстремальным давлением глубин.

Ключевые особенности конструкции:

  • Поплавок, заполненный бензином. Топливо легче воды, поэтому создавало необходимую плавучесть. В то же время специальные стальные грузила, удерживаемые электромагнитами, обеспечивали спуск аппарата.
  • Обитаемая капсула сферической формы. Ее стенки были выполнены из сверхпрочной стали толщиной 127 мм. Именно эта форма и материалы позволяли капсуле выдерживать давление до 1000 атмосфер.
  • Минимальный внутренний объем. Капсула была рассчитана на двух человек, что делало ее максимально прочной, но весьма тесной.
Триест в музее
«Триест» в качестве музейного экспонатаИсточник: Wikipedia

«Триест» стал результатом сотрудничества ученых и инженеров, использовавших новейшие материалы своего времени. Аппарат был оснащен иллюминаторами из закаленного стекла, позволяющими наблюдать за океанским дном, и специальной системой сброса грузов для всплытия.

В 1958 году батискаф был приобретен ВМС США. Для подготовки к экстремальному погружению американские инженеры провели модернизацию «Триеста», в том числе заменив обитаемую капсулу на более надежную, произведенную в Германии. Это позволило аппарату выдерживать давление на рекордной глубине.

Выбор точки погружения

Карта Марианской впадины
Источник: Hellerick / Wikimedia

Местом исторического спуска стала «Бездна Челленджера», глубочайшая часть Марианской впадины. Для ее определения использовали динамит, взрывы которого создавали звуковые волны. Они отражались от дна, позволяя точно измерить глубину. В результате была выделена зона длиной 11 км и шириной 1,6 км.

Хроника погружения

Начало спуска: первые метры

Погружение батискафа началось ранним утром 23 января 1960 года у берегов острова Гуам. Экипаж внимательно следил за показателями приборов, фиксируя каждую деталь. Первые сотни метров спуска прошли относительно спокойно, температура воды постепенно снижалась, а свет проникал все слабее. На глубине около 200 метров «Триест» миновал термоклин — границу, где температура воды резко падает, создавая плотностный барьер.

Углубление в темноту

Триест в воде
«Триест» перед погружением 23 января 1960 годаИсточник: Wikimedia / общественное достояние

На глубине свыше 1000 метров экипаж оказался в полной темноте. Свет солнечных лучей уже не проникал туда, и единственным источником освещения стали прожекторы батискафа. Экипаж наблюдал редкие организмы, светящиеся биолюминесценцией. Это были медузы, креветки и другие глубоководные существа, приспособившиеся к жизни в условиях вечной ночи.

На глубине 9400 метров экипаж услышал резкий звук, напоминающий треск. Как позже выяснилось, это было разрушение одного из внешних стеклянных элементов корпуса, используемых для измерения давления. Несмотря на повреждение, основные системы «Триеста» остались в рабочем состоянии, и экипаж продолжил спуск.

Касание дна

После 4 часов и 47 минут батискаф достиг дна Марианской впадины. Глубина в точке погружения составила 10 912 метров, хотя приборы на борту зафиксировали небольшую погрешность в измерениях. Капсула осела на слой ила, который оказался неожиданно мягким и плотным. Облако взвешенных частиц, поднятое при касании, затруднило видимость через иллюминатор. Пиккар и Уолш стали первыми людьми, увидевшими поверхность самой глубокой точки мирового океана.

Что обнаружили на глубине

https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/b330f0ccbba312cea7253a8f66e55755/1275841/
https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/5ade356abcd2c597ddf967e69239da2b/1275842/
https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/df86bb986cd4d0969e71bd487617e3f6/1275851/
https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/363e66d56966e2cc84a333041e91d32f/1275860/
16фотографий
Посмотрите на то, как выглядят Марианская впадина и ее обитатели

Одним из самых неожиданных открытий стала возможность существования живых организмов на глубине свыше 10 км. Несмотря на огромное давление, в 1100 раз превышающее атмосферное, Жак Пиккар заметил существо, напоминающее камбалу, которое двигалось вблизи батискафа. Однако позднейшие исследования поставили под сомнение этот факт. Эксперты полагают, что наблюденный объект, вероятно, был морским огурцом или другим беспозвоночным, способным выживать в экстремальных условиях.

Анализ данных, собранных на глубине, показал повышенное содержание метана и аммиака в придонных слоях воды. Это стало основанием для предположений о существовании уникальных биохимических процессов в условиях высокого давления и низкой температуры.

Ил, покрывающий дно Марианской впадины, содержит частицы, осевшие там миллионы лет назад. Эти осадки включают как органические вещества, так и частицы вулканического происхождения, принесенные течениями с поверхности.

Как «Триест» изменил науку

внешний вид Deepsea Challenger
Субмарина Deepsea ChallengerИсточник: deepseachallenge

После исторического погружения аппарат стали использовать для выполнения сложных задач. Например, в 1963 году батискаф задействовали для поиска обломков американской подводной лодки USS Thresher, затонувшей на глубине свыше 2500 метров. Это стало первым случаем использования глубоководных технологий в спасательных операциях.

Рекордный спуск «Триеста» стал источником вдохновения для создания новых подводных аппаратов. Современные батискафы, такие как Deepsea Challenger и Limiting Factor, используют технологии, основанные на принципах конструкции «Триеста», включая использование легких материалов и автономных систем управления.

История погружения привлекла внимание широкой публики и вдохновила целое поколение ученых и исследователей. Доклады о миссии «Триеста» поднимали вопросы о необходимости финансирования океанографических исследований, что привело к созданию новых программ изучения глубоководных экосистем.

Почему изучение Марианской впадины так важно

Фото Марианской впадины
Фото дна Марианской впадины, сделанное в 2022 годуИсточник: Vlvescovo / Wikimedia

Марианская впадина — уникальный природный лабораторный полигон. Изучение микроорганизмов, обитающих на такой глубине, может открыть новые пути к созданию устойчивых ферментов, которые найдут применение в медицине и промышленности. Например, некоторые бактерии способны разрушать пластик при низких температурах, что потенциально полезно для борьбы с загрязнением.

Дно Марианской впадины является местом столкновения Тихоокеанской и Филиппинской тектонических плит. Изучение этих процессов помогает лучше понять механизм субдукции, вызывающий землетрясения и вулканическую активность. Эти знания могут быть использованы для улучшения систем предупреждения природных катастроф.

Экстремальные условия впадины — давление, низкие температуры и отсутствие света — схожи с условиями, которые могут существовать на других планетах и спутниках. Изучение адаптации организмов к таким условиям дает ученым новые идеи для поиска жизни за пределами Земли.

Сравнение Эвереста и Марианской впадины
Сравнение высоты Эвереста и глубины Марианской впадиныИсточник: Nomi887 / Wikimedia

Исследования глубоководных регионов требуют разработки передовых технологий. Аппараты, созданные для работы на таких глубинах, находят применение не только в науке, но и в других отраслях, включая добычу полезных ископаемых, мониторинг окружающей среды и оборону.

История «Триеста» показывает, насколько далеко может продвинуться человечество в своем стремлении познать неизведанное. Рекордное погружение стало не только триумфом инженерной мысли, но и символом духа исследователей. Сегодня ученые продолжают исследовать глубины Марианской впадины, прокладывая путь к новым открытиям, которые могут изменить наше понимание мира и его пределов.

Технологии, которые использовались в «Триесте», послужили толчком для развития класса судов. Благодаря этому сегодня у российского флота есть субмарины класса «Ясень-М». Рассказали в статье, почему американцы считают их своим «кошмаром».