Обзор Sony NEX-7: беззеркалка с огромными амбициями

До недавнего времени беззеркалки вполне обоснованно можно было считать некоторой переходной ступенью, между мыльницами и зеркальными камерами, безраздельно правящими в профессиональном и полупрофессиональном сегментах. Камерами, берущими свое только сочетанием компактности и гибкостью в плане выбора оптики. Некоторые компании, вроде Nikon со своей системой 1 или Pentax (смотрим обзор Q), согласны с такой расстановкой сил. Но некоторые замахиваются на нечто большее. Прошлой осенью Panasonic выпустила самую навороченную и дорогую беззеркальную камеру со сменными объективами, по размерам не уступающую зеркалкам, и спорящую с ними по цене — GH2. Спустя год нечто подобное, только в более компактном корпусе, представляет и Sony. Встречайте —Alpha NEX-7, еще один претендент на звание самой совершенной беззеркальной камеры в мире.

Немного о позиционировании этой модели. С ней линейка Sony Alpha NEX приобретает следующий вид, более логичный по отношению к прошлогоднему дуэту почти идентичных NEX-3/NEX-5. NEX-C3 несет в себе идею компактности и некоторой несерьезности, это как раз «топовая мыльница» с очень широкими для мыльницы возможностями. NEX-5N — это логичный продолжатель дела NEX-3/NEX-5, будто бы сделанный «по запросам публики»: оставленный без изменений дизайн, сенсорный экран, слегка увеличенное разрешение матрицы, увеличенное разнообразие функций; по всем признакам — флагманская модель. NEX-7 же демонстрирует максимальные на сегодняшний день возможности для этого класса камер. Любой ценой (в данном случае — ценой в полторы тысячи долларов). Нафаршированная по максимуму (24-мегапиксельный и физически большой сенсор, OLED-видоискатель, новая система управления), она и стоит дороже всех своих конкурентов, за исключением уже упомянутой Panasonic GH2. И реально может позиционироваться как компактный вариант камеры для профессионалов. И пример того, что можно сделать из беззеркалки при подходе к этому классу как к серьезным инструментам фотографа, а не неким компромиссным вариантам.

Основные характеристики Sony NEX-7

  • Матрица: тип APS-C (23,5 x 15,6 мм), Exmor APS HD CMOS с фильтрами основных цветов RGB; эффективное разрешение — 24,3 Мпикс
  • Байонет: Sony тип E. Совместимость с объективами на байонет A через переходник (с ручной фокусировкой или автофокусом, есть две модели)
  • Защита от пыли: покрытие оптического фильтра и механизм ультразвуковых колебаний
  • Размер снимков: до 6000 X 4000
  • Формат снимков: RAW (Sony ARW 2.3), JPEG (DCF 2.0, Exif 2.3, MPF Baseline), 3D MPO
  • Соотношение сторон: 3:2, 16:9
  • Режим Sweep Panorama, разрешение до 12416x1856; 3D Sweep Panorama, разрешение до 7152 x 1080
  • Видео: 1920 x 1080 (50p, 28 МП, PS), 1920 x 1080 (50i, 24МП, FX), 1920 x 1080(50i, 17 МП, FH), 1920 x 1080(25p, 24 МП, FX), 1920 x 1080(25p, 17 МП, FH) — AVCHD; 1440 x 1080 (25 кадров/с, 12 Мбит/с), VGA (640 x 480, 30 кадров/с 3 Мбит/с) — MP4
  • Цветовое пространство: sRGB, Adobe RGB
  • Светочувствительность: от 200 до 16000 ISO
  • ЖК-дисплей: LCD TruBlack, диагональ 3'', регулируемый угол наклона, общее число точек 921 600
  • Встроенный OLED-видоискатель, зона обзора — 100%
  • Максимальная скорость серийной съемки: 10 кадров/c
  • Фокусировка: контрастный фокус; многоточечная (25 точек), центровзвешенная, универсальная точечная, ручная. Режимы автофокуса — покадровый и непрерывный
  • Тип экспонометрии: 1200-зональный оценочный, замер матрицей
  • Экспозиция: многозонная, точечная, центровзвешенная
  • Экспокоррекция: +/-5,0 EV при шаге 1/3 EV
  • Брекетинг по экспозиции: непрерывный, 3 кадра с шагом 0,3 или 0,7 EV
  • Затвор: контролируемый электроникой, вертикального хода, шторно-щелевого типа
  • Диапазон выдержек: от 1/4000 до 30 с, выдержка с руки
  • Баланс белого: Авто, Дневной свет, Тень, Облачно, Лампы накаливания, Люминесцентное освещение, Вспышка; гибкая настройка пользователем
  • Режимы экспозиции: Программируемая автоэкспозиция (iAuto, P), Приоритет диафрагмы (A), Приоритет выдержки (S), Ручной (M)
  • Сюжеты: Портрет, Пейзаж, Макро, Спорт, Закат, Ночной портрет, Ночной пейзаж, Съемка с рук при недостаточном освещении
  • Художественные стили: Стандартный, яркий, портрет, пейзаж, закат, ч/б, сепия, насыщенность, резкость
  • Спецэффекты изображения — 7 типов (11 вариаций): Взрывной цвет (Pop Colour), Ретро (Retro Photo), Яркий тон (High-key), Высококонтрастный монохромный (High Contrast Monochrome), Игрушечная камера (Toy Camera), HDR-живопись, Миниатюра, Мягкие тона; Постеризация: цветная, черно-белая (Posterisation), Частичный цвет: красный, желтый, синий, зеленый (Partial Colour)
  • Динамический диапазон: Выкл., D-Range Optimiser (Авто, LV 1-5), Auto HDR (автоэкспозиция, настраиваемая экспозиция: до 6 EV, от 1,0 EV до 6 EV с шагом 1 EV)
  • Носители: карты памяти Memory Stick PRO Duo/Memory Stick PRO-HG Duo; SD/SDHC/SDXC
  • Вспышка: встроенная, ведущее число (при ISO 100) — 3, система замера вспышки — TTL с предвспышкой, компенсация вспышки — +/-3.0 EV (с шагом 1/3 EV), время перезарядки — около 4 сек
  • Интерфейсы: miniUSB, mini HDMI, разъем для микрофона

В продаже — после Нового Года. Предполагаемая цена — в районе 45-47 тысяч рублей за body. В США в данный момент камера продается за $1400.

Дизайн и конструкция

Внешний вид Sony NEX-7 заранее знаком каждому, кто видел NEX. Тот же самый рубленый минимализм, только помноженный сам на себя. И более серьезный, чем на NEX-5N. За счет радикального черного цвета, магниевого сплава в качестве основного материала, более резких линий и большого количества функциональных элементов: тут и видоискатель, и встроенная вспышка, и множество элементов управления. Не скажу, что NEX-7 производит какое-то особенно мощное впечатление, но он заметно выделяется своей солидностью среди собратьев по линейке.

Главное, что своей эргономикой она выделяется еще сильнее. Ложится в руку NEX-7 безупречно. Тому в помощь большой выступ для правой руки с резиновой накладкой для лучшего сцепления. В отличие от NEX-C3 с ее нарочитым расчетом на «мыльничный хват», тут все классически. Кнопка спуска под указательным пальцем, с учетом небольшого веса (около 500 грамм) с NEX-7 вполне можно управляться одной рукой — но, безусловно, лучше придерживать за объектив. Габариты камеры — 119,9x66,9x42,6 мм, на место самой компактной в своем классе она, конечно не претендует.

Функциональные элементы. Спереди все классически: байонет, датчик, предвспышка, кнопка высвобождения объектива, прорези стереомикрофона.

На правом ребре ничего нет, кроме колечка для ремешка, на левом — разъемы miniHDMI, miniUSB и 3,5-мм джек для микрофона. Все они прикрыты пластиковыми крышечками.

Снизу находится объединенный отсек для батареи и карты памяти (MS или SD), динамик и резьба для штатива. Что приятно, общей для компактных камер тенденции к перекрытию доступа к карте памяти и батарее при креплении камеры на штативе, NEX-7 не следует.

Сверху: горячий башмак, выскакивающая вертикально вверх вспышка, два управляющих многофункциональных селектора, кнопка спуска, совмещенная с выключателем и многофункциональная кнопка.

На задней панели: электронный OLED-видоискатель, кнопка выкидывания вспышки, воспроизведения отснятого материала, переключатель блокировки фокуса/экспозиции, две софт-клавиши, пятипозиционный джойстик, сопряженный с крутящимся кольцом, вынесенная отдельно кнопка записи видео. И, конечно, экран, поворачивающийся в вертикальной плоскости.

Качество сборки, на первый взгляд, превосходное. Отличные материалы, впечатление производится мощное. Но уже по итогам двухнедельного тестирования отклеилась резиновая накладка на задней панели. И не слишком надежными кажутся крышечки разъемов. Так что не все с этим на Sony Alpha NEX-7 гладко.

Интерфейс и управление

Сказать что-либо оригинальное про интерфейс, примененный на Sony Alpha NEX-7, не получится — ровно потому, что он оставлен без изменений по сравнению с моделями NEX-C3 и NEX-5N, в обзорах которых про него немало рассказывалось. Да что там модели этого года, почти нет изменений, если вспомнить прошлогодние NEX. Но, что самое удивительное, при том же интерфейсе серьезно изменилась схема управления.

Получившая имя собственное (TRINAVI), она основывается на трех главных элементах: двух кольцах-селекторах на верхней панели и воткнутой неподалеку от кнопки спуска многофункциональной кнопки. Таким образом, количество неподписанных никоим образом управляющих элементов достигает на NEX-7 рекордных величин. Но это не делает управление камерой неудобным. Редко где слово «интуитивно» выглядит столь уместным, сколь здесь.

Сочетание появляющихся на экране подсказок, какой селектор в данный момент отвечает за что, и какую софт-клавишу нужно нажать в данный момент для получения подсказки или перехода в меню. Центральная клавиша навигационного джойстика всегда отвечает за переход на экран переключения режимов, безыменная кнопка возле спуска — в ручных и полуручных режимах отвечает за своеобразное «быстрое меню», где можно переключаться между настройками фокуса, баланса белого, динамического диапазона и цветовых схем. Отдельный орган управления, причем аналоговый, служит для блокировки фокуса и экспозиции. А ISO в этой схеме регулируется простым движением колесика, окольцовывающего джойстик. По сравнению с предыдущими NEX — просто прорыв, надо сказать. Управление NEX-7 уже не получится назвать кошмарным или употребить другие негативные степени.

Странноватым — да, необычным — да. Но вполне пристойным, по истечении не такого уж долгого времени, уходящего на привыкание, позволяющим управлять камерой с легкостью. Вероятно, если отбросить навязанные годами работы с зеркалками привычки к аналоговым селекторам (в первую очередь — режимов работы), то такая схема и вовсе представлялась бы оптимальной. Так что не берусь высказывать в этом отношении прямолинейные оценочные суждения.

Здесь нет примененного на младшей модели NEX-5N сенсорного экрана, кстати, — но он и не требуется.

Функциональность

Экран, несмотря на высокий статус новинки, не изменился в сравнении даже с прошлогодними NEX (3 дюйма, LCD Tru-Black, 921 тысяча точек разрешения). Что вполне объяснимо — это по-прежнему один из тех нечастых случаев, когда картинка на экранчике фотокамеры даже слишком хороша. А вот сделать его поворотным не только по вертикали все-таки стоило бы. Но все осталено как есть.

К экрану на NEX-7 добавлен OLED-видоискатель, для всех других беззеркалок Sony опциональный. Про него я рассказывал в статье по итогам летнего тест-драйва новинок Sony Alpha, и, в частности, Sony SLT-A77, где он также установлен. 100-процентное покрытие, беспрецедентное разрешение, яркость — это, безусловно, лучший видоискатель для беззеркалки на рынке. Но если сравнивать его с оптическими, он, безусловно, уступит.

Другое оснащение камеры — это горячий башмак и встроенная вспышка. Ни того, ни другого на остальных NEX нет. Особенно радостно за наличие здесь «башмака», который позволит прицеплять к NEX-7 любые аксессуары. Вспышка выскакивающая, особыми талантами не отличается: ведущее число — 3, время перезарядки — 4 секунды. Нормальная встроенная вспышка, не более того.

Включается в работу новинка быстро — где-то за полторы-две секунды. Процессор на NEX-7 установлен тот же, что и на NEX-5N, поэтому прироста в скорости обработки ждать не стоит. Все не так уж плохо, но если снимать в RAW серийно, то камеру начинает заедать уже после серии в семь-восемь снимков. Скорость серийной съемки в формате JPEG — 10 кадров в секунду. И заедания начинаются значительно позже, конечно.

Программные возможности камеры мало чем отличаются от таковых на NEX-5N или NEX-C3. Sweep Panorama, 3D-панорама, Auto HDR, подбор оптимального динамического диапазона, борьба с размытостью картинки в сумерках путем объединения шести кадров. Режимы съемки тоже знакомы (интеллектуальное авто, программный, приоритет выдержки и диафрагмы, сюжетный), равно как и сюжетные режимы (Портрет, Пейзаж, Макро, Спорт, Закат, Ночной портрет, Ночной пейзаж, Съемка с рук при недостаточном освещении). Есть брекетинг по экспозиции.

Эффекты рисунки также знакомы. С обновлением прошивки в их число вошли HDR-живопись, миниатюра и мягкие тона. Они гибко настраивамые, реализованы очень неплохо, в этом плане камера работает на уровне Olympus. А уступит только обладающим самым мощным «встроенным фотошопом» произведениям Pentax.

За словом «творческие стили» лежат различные цветовые схемы, тоже, кстати, регулируемые по насыщенности, контрастности и резкости. Пример съемки одного сюжета в различных цветовых схемах приведен выше.

В общем-то, Sony NEX-7 не козыряет чем-то особенным по сравнению с собратьями в плане функциональных наворотов. Здесь ставка сделана на более важные вещи.

Съемка видео. NEX-7 позволяет писать видео в формате AVCHD разрешением 1920х1080 с прогрессивной разверткой и частотой 50 кадров в секунду. Очень впечатляет. В плане субъективной оценки качества все также неплохо, хотя с обработкой движения и наблюдаются некоторые проблемы. По-прежнему эталонной в этом плане остается GH2.

Качество съемки

Матрица, установленная на Sony Alpha NEX-7, действительно может считаться самой совершенной на этом рынке. Формат APS-C, 24,3 эффективных мегапиксела. Ровно такая устанавливается на топовую полупрофессиональную «полузеркалку» Sony SLT-A77. По количеству пикселов она даст фору всем своим конкуренткам, что дает пусть не решающее, но преимущество, если вы любите распечатывать свои фотографии. В любом случае, сенсор превосходный.

Пара слов об оптике. Не секрет, что из-за большего размера матрицы по сравнению с конкурентами на Micro Four Thirds или еще меньших матрицах размер относительного отверстия на E-mount оптике также должен быть выше. И, соответственно, объектив получается непропорционально большим по отношению к корпусу камеры. При оценке компактности конструкции это, конечно, не добавляет вистов системам Sony NEX и Samsung NX. У Sony, при этом, есть и проблемы с самим модельным рядом оптики: и по качеству, но по количеству есть проблемы в сравнении с тем же рядом Panasonic Lumix G, пока что самом лучшим на рынке.

Для NEX-7, не соревнующейся по компактности, проблема большого относительного отверстия стоит не так жестко; а вот вопрос качества оптики как раз ставится довольно серьезно. Его дизайнерское решение имеется — комплектный с камерой SEL 18-55 выпускается черного цвета. Что не делает его лучше в оптическом смысле (хотя и назвать его прямо-таки плохим я не решусь, просто он далек от идеала).

Первое решение вопроса с качественной оптикой — запускающаяся сейчас серия объективов от Carl Zeiss. И первая ласточка — побывавший у нас на тесте Sonnar SEL-24 F1.8Z. Он качественно исполнен, дает неплохую, контрастную картинку с приятным боке, но сочетание светосилы (1.8), фиксированного фокусного расстояния (24 мм, эквивалент — 36 мм) и цены (43899 рублей) опять же не дает назвать его идеальным вариантом.

Второе решение еще более радикально, и подойдет оно прежде всего тем, кто уже имеет на руках зеркальную камеру Sony Alpha и парк объективов к ней. Это тот самый удивительный адаптер со встроенным полупрозрачным зеркалом и 15-точечным фазовым автофокусом LA-EA2, позволяющий делать из Sony NEX почти полноценную зеркалку, способную работать с Alpha-объективами с автофокусом. Подобный комплект (адаптер + Vario-Sonnar T*16-35mm f/2.8 ZA SSM) также побывал у нас. С ним маленькая беззеркалка превращается в диспропорционального монстра, зато выдает великолепную картинку. Но, учитывая потерю компактности в сочетании с ценовым вопросом (12 тысяч за адаптер + 65 тысяч за такой объектив), и это решение не кажется идеальным. Так что вопрос подобающей камере оптики пока остается открытым. В галерее фотографии, сделанные на объективы Carl Zeiss, помечены.

Перейдем непосредственно к фотографическим способностям камеры. Про скорость включения и обработки кадров я уже сказал выше. Что до автофокуса, то он здесь ровно тот же, что и на NEX-5N, так что и по скорости, и точности особых претензий нет. Сверхъестественных способностей, как у гибридного автофокуса Nikon 1, у NEX-7 нет, но по этому показателю камера входит в число лучших в своем классе.

Авторежим в целом достаточно неплох, подбирает адекватные настройки. Но при этом возможностей подрегулировать баланс белого, настройки цвета или поправить диафрагму, как на NEX-C3, нет. Формат RAW на автомате также не поддерживается. Разработчики буквально толкают к выбору ручных или полуручных режимов, где доступны все настройки.

К сожалению, к настройке «руками» подталкивает и автоматический определитель баланса белого, работающий с заметными ошибками, — достаточно просто попасть в условия проблемного освещения. При лампах накаливания камера имеет тенденцию к падению в синий, а в темноте камера «краснит». Выше приведены два кадра: слева — с автоматическим балансом белого, справа — с поправленным вручную по шкале цветов.

Хроматические аберрации имеются, какого-то программного способа борьбы с ними, как на камерах Pentax, к примеру, нет.

В остальном не к чему придраться. Прекрасная, полностью естественная цветопередача, превосходная детализация кадра, высокие творческие возможности по работе с глубиной резкости.

Очень широк у NEX-7 динамический диапазон, особенно если не выключать его оптимизатор — на левой картинке можно увидеть работу камеры при съемке против света с ним, на правой — без него.

Галерея снимков с различным ISO:

ISO 100

ISO 200

ISO 400

ISO 800

ISO 1600

ISO 3200

ISO 6400

ISO 12800

ISO 16000

Что до шумов, то тут также все хорошо для беззеркалки. Рабочим является диапазон до ISO 1600, и даже на ISO 3200 снимать вполне можно. Подобным уровнем обладают только зеркальные камеры, сравнимые по цене с NEX-7 или дороже. Правда, у них меньше проблем с нагревом матрицы, от которого шумы могут возрасти.

Галерея снимков, сделанных на Sony NEX-7:

Батарея

На NEX-7 частично решена проблема большинства беззеркалок — время автономной работы. Благодаря аккумулятору на 1080 мАч, применяемому на зеркальных камерах Sony, NEX-7 способна делать 340-360 кадров без подзарядки. Тоже далеко не гроссмейстерские зеркальные показатели (700-800-1000), но уже не так печально, как на младших беззеркалках компании. И, кстати, в режиме работы с OLED-видоискателем камера съедает батарею немного быстрее, чем при работе с LCD-экраном.

Мнение Mail.Ru

Sony сделала то, что обещала. В виде NEX-7 мы действительно получили этакий «идеальный NEX», сохранивший все свои достоинства (большая матрица, отличный экран, дизайн, фирменное качество, функциональность с творческими режимами) и почти нивелировавший недостатки: появился видоискатель, пусть электронный, но прекрасный; оказалось возможным разместить в одном компактном корпусе вспышку и горячий башмак; значительно более дружелюбным стало управление; качество фото и видео еще выросло, и по этим параметрам NEX-7 вполне можно сравнивать с зеркалками средней руки. Превосходный аппарат.

Но цена не просто кусается, а грызется: полторы тысячи долларов отдать за беззеркалку, даже такую качественную, решиться очень тяжело. Едва ли продажи NEX-7 будут даже отдаленно напоминать таковые по более простым и не таким совершенным NEX-C3 и NEX-5N. Если же все-таки собрал волю в кулак и решился отдать столько денег за беззеркальную камеру со сменной оптикой, то тут же возникает вопрос к этой самой сменной оптике, с которой у Sony не все гладко. Все-таки растить у себя под крылом конкурентку в том числе и своим же зеркальным камерам компания едва ли будет. Это не альтернатива, это дополнение. Вариант либо для не стесненного в средствах любителя фотографии, который не хочет возиться с крупной техникой, либо для профи, который не хочет возить в отпуск весь свой набитый аппаратурой кофр.