
29 января 2010 года в небо впервые поднялся прототип Су-57. С этого момента началась эволюция российского истребителя, который сегодня стал одним из самых передовых боевых самолетов в мире. Использование малозаметных технологий, высокоавтоматизированных систем и новейшего вооружения позволило России занять второе место в мире после США по разработке авиации пятого поколения.
История создания и развитие Су-57
История Су-57 началась в конце 1990-х годов, когда Россия приступила к разработке истребителя для замены Су-27. Проект получил название «Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации» (ПАК ФА), а его разработкой занялось ОКБ им. Сухого, обладающее богатым опытом в создании многофункциональных боевых самолетов.
Первые концепты и макеты Су-57 появились в начале 2000-х годов, а в 2004 году был представлен полноразмерный прототип. На его основе на авиационном заводе в Комсомольске-на-Амуре была собрана первая опытная модель, совершившая свой дебютный полет 29 января 2010 года. Самолетом, получившим индекс Т-50, пилотировал заслуженный летчик-испытатель Сергей Богдан. К слову, показательный полет экспортного Су-57 в Китае в 2024 году также проходил под управлением Богдана.
На протяжении следующих лет Су-57 проходил испытания и совершенствовался. В 2013 году на его борту начали тестировать новейшие системы авионики, вооружения и радиолокационного оборудования. В 2017 году машина получила официальное серийное название Су-57. В том же году завершился первый этап государственных испытаний, а уже в 2018 году самолет прошел боевое крещение в Сирии.
В 2020 году стартовало серийное производство Су-57. Первые машины начали поступать в войска Воздушно-космических сил России. Постепенно самолёт оснастили новыми системами управления, средствами радиоэлектронной борьбы и двигателями второго этапа, что значительно повысило его боевые возможности.
Преимущества Су-57
Су-57 обладает рядом боевых преимуществ, обеспечивающих его эффективность в реальных конфликтах. Благодаря стелс-технологиям (технологиям малозаметности), использованию радиопоглощающих материалов и особой геометрии фюзеляжа, самолет остается малозаметным для радаров, что снижает риск обнаружения и поражения.
Высокая маневренность и новый двигатель с отклоняемым вектором тяги позволяют Су-57 успешно уклоняться от атак и сохранять преимущество в ближнем бою. А современная авионика обеспечивает пилоту высокий уровень ситуационной осведомленности.
Самолет вооружен широким спектром высокоточного оружия, включая ракеты Х-31, Х-35, Х-38 и Х-59, а также корректируемые авиационные бомбы, что дает возможность поражать как стационарные, так и подвижные цели. Су-57 также интегрирован в систему боевого управления и взаимодействует с ударными беспилотниками, такими как С-70 «Охотник», что значительно повышает его боевую эффективность.
Использование Су-57 в реальных боевых условиях
Су-57 не просто экспериментальная платформа, а полностью боеготовый истребитель, который уже активно применяется в зоне боевых действий. Первое его боевое применение состоялось в 2018 году в Сирии, где он успешно выполнил ряд задач, протестировав возможности авиационных средств поражения и систем малозаметности.

В 2025 году Су-57 используется в зоне СВО, выполняя широкий спектр задач. Самолет наносит удары по стратегическим объектам противника, включая командные пункты, склады боеприпасов и системы ПВО. Благодаря высокой малозаметности и передовым средствам радиоэлектронной борьбы, Су-57 эффективно подавляет вражеские радиолокационные станции, снижая возможности противника по обнаружению и перехвату российских самолетов.
Самолет зарекомендовал себя как эффективное средство ведения современной войны. Его сочетание высокой маневренности, малозаметности, мощного вооружения и интеллектуальных систем управления делает его одним из самых технологически продвинутых истребителей в мире, способным успешно выполнять боевые задачи в самых сложных условиях.