Обзор Panasonic Lumix FZ150: флагманский ультразум

Казалось бы, с массовым приходом на рынок беззеркальных камер со сменными объективами категория prosumer-аппаратов будет полностью ими оккупирована. Еще год назад в своем обзоре Fujifilm HS20 EXR мы готовились к этому. Иной класс оптики и возможность ее смены, матрицы большего размера, да и маркетинговые усилия по продвижению своих новинок — все играет в пользу беззеркалок. Но универсальные солдаты с маленькой матрицей и огромным зумом пока не сдаются. Спустя год мы взяли на тест очередную новинку - топовый ультразум, на этот раз от Panasonic, и настроены уже не так пессимистично.

Основные характеристики Panasonic Lumix DMC-FZ150

  • Матрица: 1/2,3’’; Датчик MOS, эффективное разрешение — 12,1 Мпикс
  • Чувствительность: Авто; 80; 100; 200; 400; 800; 1600 ISO (в режиме высокочувствительной съемки: 1600-6400)
  • Объектив: LEICA DC VARIO-ELMARIT с мощным 24х оптическим зумом (35 мм эквивалент доступных фокусных расстояний — 25-600 мм); цифровой трансфокатор — 4x; диафрагма: F2,8 – 5,2
  • Фокусировка: АФ макро/Ручная фокусировка/ Интеллектуальный авто/Видео; светодиодная подсветка
  • Область фокусировки: Нормальная: 30 cм (Ш) 200 см (Т) - ∞; РФ/Интелектуальная Авто/Макро: 1см (Ш) / 200 см (Т) - ∞; Телемакро (прибл. 11x - 18x) : 100см - ∞
  • Замер фокусировки: Лицо/АФ трекинг/мультизонная /1-зонная скоростная/1-зонная/по точке
  • Экспозиция: Программа AE (P)/Приоритет диафрагмы AE (A)/Приоритет затвора AE (S)/Ручная экспозиция (M). Компенсация экспозиции (1/3 EV интервал, j3 EV до i3 EV)
  • Диапазон измерения экспозиции: Многоточечный/Центровзвешенный/Точечный
  • Баланс белого: Авто/Дневной свет/Пасмурно/Тень/Галоген/Вспышка/ Цветовая температура / Установка Баланса Белого 1 / Установка Баланса Белого 2 (Портретная, Нежная Кожа, Автопортрет, Спорт, Ребенок 1, Ребенок 2, Питомец, Высокая Чувствительность, Высокоскоростная съемка, Режим "Прокол") Настройка белого (2-осевая, ± 9 шагов, Синий/Янтарный and Пурпурный/Зеленый)
  • Серийная съемка: 40 кадр./с, 60 кадр./с (для электронного затвора), 2 кадр./с, 5,5 кадр./с, 12 кадр./с (для механического затвора)
  • Разрешение фото: до 4,000x3,000 пикселей
  • Качество изображения: Улучшенное/Стандартное/RAW/RAW+JPEG
  • Формат записи фото: RAW/JPEG (Exif 2.3, DPOF)/MPO
  • Формат записи видео: AVCHD/QuickTime Motion JPEG
  • Экран: ЖК, 3 дюйма, 461000 точек, поворотный
  • Видоискатель: Цветной ЖКД (прибл. 202.000 точек), поле обзора около 100%, с регулировкой оптической силы от -4 до +4 диоптрий
  • Стереомикрофон, динамик
  • Встроенная вспышка: Aвто; Авто/ Уменьшение эффекта «красных глаз»; Принудительное вкл.; Медленная синхровспышка/ Уменьшение эффекта «красных глаз» ; Принудительное выкл. Синхронизация вспышки; по 1-ой / по 2-ой, Регулировка интенсивности вспышки: -2 - +2 EV с шагом 1/3EV, 0.3 - 8.5м (Ш/Макро), 1.0 - 5.4м (T)
  • Носители записи: встроенная память (Прибл. 70 МБ), карта памяти SD/SDHC/SDXC

Средняя цена Panasonic Lumix DMC-FZ150 в России — 19000 рублей.

Дизайн и конструкция

Ультразумы с давних времен повелось называть псевдозеркалками: за размер, схожую систему управления, наличие видоискателя и общее внешнее сходство; это помимо того, что универсальные и недешевые аппараты рекомендовалось покупать любителям, которые не собираются активно разбираться в зеркальных премудростях, но хотят часто и качественно что-либо снимать. Взглянув на Panasonic Lumix DMC-FZ150, понимаешь, что такое название вполне отображает суть дела с одной поправкой — ее хочется назвать псевдобеззеркалкой, — уже очень FZ150 напоминает камеры G-серии.

На фотографии она рядом с первенцем Panasonic в этой области, G1. И габаритами, и расположением функциональных элементов очень похоже. Но с менее выдающейся за контуры корпуса оптикой и скругленными углами. Цвет — только черный. Вроде бы и классическое, привычное решение, но почему-то хочется и в этом классе разнообразия, разноцветия.

FZ150 — очень хваткая камера, с большим выступом под правую руку, облицованным резиной и кнопкой спуска на идеальном для правого указательного пальца месте. Габариты камеры — 124,3х81,7х95,2 мм. Вес — 528 грамм. Это не самая маленькая и не легкая камера, на эти ее качества обращаешь внимание, только если сравнивать с полупрофессиональными зеркалками; даже с любительскими, вроде Canon 1100D или Nikon D3100, она играет в одной лиге. Зато такие габариты позволяют разместить на ней массу органов управления, позволяющих настраивать основные функции, не путешествуя оголтело по меню.

Спереди находится классический для ультразума телескопический объектив, многократно увеличивающийся в длине при включении, а также светодиод подсветки автофокуса. На объективе расположен качающийся ползунок регулировки фокусного расстояния, а также кнопка автоматического выбора зоны фокусировки при установленном ручном режиме фокуса.

На левом ребре находятся прикрытые резиновыми крышками интерфейсы: для внешнего микрофона, AV Out и miniHDMI.

На правом ребре нет ничего, кроме дублирующей такую же на противоположном конце корпуса проушины для ремешка.

Сверху мы видим стереомикрофон на выкидывающейся вертикально вверх вспышке, горячий башмак, динамик, селектор режимов работы, кнопку спуска, совмещенную с еще одним язычком регулировки фокусного расстояния, кнопку быстрой записи видео, кнопку включения серийной съемки и выключатель питания.

Снизу находится аккумуляторный отсек, совмещенный со слотом для карты памяти. Рядом с ним — резьба для размещения камеры на штативе. Слишком рядом; так близко, что перекрывает отсек, когда прикручиваешь к FZ150 площадку. Традиционная болезнь современных любительских камер «высокого полета».

Сзади: фирменный для Panasonic поворотный дисплей на шарнире, позволяющем свободно крутить его в двух плоскостях, а также прикрывать его совсем, что полезно при транспортировке; кнопка открывания вспышки, электронный видоискатель, кнопка переключения между видоискателем и экраном, блокировка фокуса/экспозиции, многофункциональное колесико, пятипозиционный джойстик и три кнопки, отвечающие за традиционные функции (режимы отображения на дисплее, воспроизведение сделанных снимков, быстрое меню/удаление снимка).

Материалы, из которых сделан корпус, предельно простые: пластик и резиновые накладки. Качество сборки приличное, но при сотрясении заметно колыхается оптическая система камеры. Ничего страшного, но некоторое напряжение создается.

Комплектация

  • Бленда
  • Крепление для крышки объектива
  • Ремень
  • Зарядное устройство
  • Документация
  • Диск с программным обеспечением

Интерфейс и управление

Повторюсь: большой корпус позволил разместить на нем достаточное количество органов управления, чтобы свести к минимуму заходы в меню для регулировки каких-то функций. Подрегулировать баланс белого, чувствительность, таймер, режим съемки, выставить серийную съемку или выбрать режим съемки — все это можно сделать в одно-два движения. Регулировка экспозиции при помощи фирменного трехпозиционного колесика (реагирующего и на нажатия, и на кручение) также удобна. Хуже дело обстоит с ручным наведением на фокус при помощи того же колесика — слишком у него мал шаг для этого, приходится очень долго его крутить. В остальном и к расположению управляющих элементов, и к их размере со структурой не придерешься. Регулировку фокусного расстояния хотелось бы, конечно, получить в виде кольца вокруг объектива, но это действительно вопрос привычки; язычки для этого действия расположены тут в двух местах.

Внешний вид и логика внутренних меню Panasonic Lumix DMC-FZ150 хорошо знакома по другим камерам Panasonic, как беззеркальным, так и, например, LX5. Лаконичность, черно-бело-желтая цветовая гамма, далекая от идеала русификация.

Есть быстрое меню со всеми основными функциями.

Функциональность

Благодаря наличию электронного ЖК-видоискателя обязательно пользоваться экраном для наведения на объект съемки не нужно. Но ограничений для этого, по сути, нет. Это очень удобно: экран трехдюймовый, поворотный, с хорошей яркостью. Но на солнце он слепнет, поэтому к услугам видоискателя придется время от времени прибегать.

Видоискатель отличается близким к 100% полем обзора и диоптрийной регулировкой. К сожалению, переход между экраном и видоискателем не осуществляется автоматом, датчика возле видоискателя нет. Нужно каждый раз нажимать специальную кнопку.

Имеется встроенная вспышка, неплохая, но далекая от идеала, конечно же. Но горячий башмак, к которому можно подсоединить любую внешнюю вспышку, оставляет свободу действий для тех, кому встроенной мало.

Скорость работы Panasonic Lumix DMC-FZ150 для ее класса приемлема. Да, на включение уходит около трех секунд; но серийная съемка в формате RAW возможна со скоростью 5 кадров в секунду (серия из 12 кадров). Но в формате JPEG — уже до 12 кадров в секунду. С механическим затвором. С электронным можно «бить» уже по 60 кадров в секунду. Этот режим съемки работает только при разрешении 5 МПикс.

В случае Panasonic Lumix DMC-FZ150 производитель не напирает на интеллектуальные возможности камеры, обусловленные установленным на нее фирменным процессором Venus Engine FHD, делая акцент на оптике с гигантским диапазоном фокусных расстояний и многофункциональности. Но все опробованные по беззеркалкам Lumix возможности интеллектуального расширения динамического диапазона, интеллектуального разрешения (при обработке снимка повышая его качество), интеллектуально трансфокации (увеличивающей зум в 1,3 раза с минимальными потерями качества) коррекции красных глаз, здесь тоже есть. Равно как и различные творческие режимы.

Прямо из числа представленных на селекторе режимов можно выбрать «творческий контроль», позволяющий добавлять на получаемый кадр полюбившиеся эффекты: экспрессивный, ретро, высокий ключ, сепия, высокая динамика, миниатюра, пленочное зерно и пинхол. Обязательная программа для современной любительской камеры.

Примеры снимков в режиме «творческий контроль».

Вне обязательной программы находится запредельное количество сюжетных режимов. Выведенные на тот же селектор «портрет», «пейзаж», «спорт», «макро», «ночная съемка» делятся при выборе еще на несколько. Например, в режиме пейзаж можно выбрать «нормальные» настройки, «естественные» (для съемки природы) и «архитектура». То же относится ко всем остальным. Отмечу отдельно режим ночной съемки с рук с компоновкой трех последовательно сделанных кадров. Каждый из этим режимов, кстати, снабжен подсказками — для чего же он таки нужен.

Помимо того, имеется и выделенный набор других сюжетных режимов, в том числе необычные «аэросъемка», «замедленное видео» и знакомая по Sony NEX 3D-панорама. Если встроенный в FZ150 фотошоп впечатляет не так, как виденный на Pentax Q, Sony NEX-7 или Olympus (все PEN), то по разнообразию сюжетных режимов этот ультразум, пожалуй, «уделывает» всех.

Также не обходится этот ультразум и без быстрой регулировки цветовых схем — идущих под именем «Фото стиль».

Несмотря на сугубо любительский статус камеры, здесь есть все режимы для продвинутого пользователя: программный, приоритет выдержки, диафрагмы, ручной. Как вы уже заметили, может FZ150 снимать и RAW; а экспокоррекцию вывели на отдельную кнопку.

Видео. «Движущиеся картинки» Panasonic Lumix DMC-FZ150 снимает в разрешении FullHD со скоростью до 50 полукадров в секунду, со стереозвуком, в формате AVCHD. Максимальная продолжительность съемки — 30 минут (при прогрессивной развертке — 20 минут). И это, безусловно, лучший для съемки видео аппарат в своем классе. Автофокус немного не успевает за событиями, но плавное зуммирование и отличный стабилизатор искупают эту проблему — для любительской камеры едва ли не идеальную.

Качество съемки

Матрица. На FZ150 установлен классический для ультразума сенсор небольшого размера. CMOS, 1/2,3’’, 12,1 эффективных мегапикселей. Это, к сожалению, ограничивает возможности камеры: и по шумам на высоких значениях ISO, и по детализации. И это тот потолок, в который упираются все ультразумы, пока на них ставят маленькие матрицы.

Детализация кадра невысока, камера заметно «мылит». Динамический диапазон средненький. Цветопередача при этом вполне хороша, причем даже не делая скидку на класс FZ150.

Интеллектуальный авторежим вполне справляется со своими обязанностями. Камера, предназначенная для работы прежде всего в красном режиме, аккуратно подбирает экспозицию, не задирает ISO. Но бывают ошибки с балансом белого с падением в коричневый/желтый. Также ограничены возможности подстройки под пользователя в авторежиме — например, нельзя принудительно включить вспышку. Так что переходить на обильно представленные сюжетные и ручные режимы все равно придется.

Скорость автофокуса впечатляет. Для своего класса, конечно же, но он правда быстр. Примерно десятая доля секунды.

Объектив. На Panasonic Lumix DMC-FZ150 устанавливается достаточно светосильный (F2,8 – 5,2) объектив с фокусным расстоянием 4,5-108 мм (эквивалент 25-600 мм). За счет отличного встроенного стабилизатора снимать даже на максимальном зуме можно без проблем. Объектив достаточно резкий, с тихим мотором зуммирования, не лишенный хроматический аберраций. В целом производит приятное впечатление, хорошая универсальная оптика, без явных недостатков.

Галерея ISO:

ISO 100

ISO 200

ISO 400

ISO 800

ISO 1600

ISO 3200

Рабочий диапазон ISO — до 800. При этом уже на 400 заметны шумы, но действительно критичными они становятся на показателях сверх 800 ISO.

Галерея снимков, сделанных на Panasonic Lumix DMC-FZ150:

Батарея

На FZ150 используется литий-ионная батарея емкостью 895 мАч. Учитывая позиционирование камеры, как и любого ультразума как идеального выбора путешественника, хватать ее должно надолго. Это не совсем так: снимков 350-400 максимум, полтора дня более-менее интенсивной съемки. Но тоже неплохо.

Мнение Mail.Ru

Безусловно, ультразумы будут всегда ограничены малым размером матрицы — и FZ150 это тоже касается; проблемы с шумами и невысокой детализацией будут преследовать камеры этого класса до конца. Но мы говорим не о профессиональном инструменте, а о любительском универсальном аппарате для путешествий и на каждый день. О псевдозеркалке с гиганстким зумом. И знаете, Panasonic Lumix DMC-FZ150 в этом классе, пожалуй, главный фаворит на сегодня.

Вы, безусловно, обратили внимание на то, сколько в тексте обзора встречалось оборотов в стиле «для своего класса отлично». Так и есть, возможности новинки правда впечатляют: превосходный оптический стабилизатор, удобное управление, обширный диапазон настроек, приличная оптика, батарея лучше среднего; сниженная разрешающая способность маленькой матрицы позволяет получить хорошую картинку, а видео FZ150 пишет на уровне современных любительских видеокамер. Причем по совокупности достоинств и недостатков даже не хочется называть цену в 19 тысяч рублей завышенной — с учетом того, что в течение года она упадет до 15-16 тысяч, все достаточно справедливо. Если вы готовы мириться с фамильными проблемами ультразумов — обратите на FZ150 внимание в первую очередь. Он того заслуживает.