Корпоративная социальная ответственность расшифровывается как Corporate Social Responsibility. Это означает, что бизнес берет на себя ответственность за свое влияние на общество с точки зрения устойчивого ведения бизнеса. По некоторым данным, благодаря повышению уровня лояльности сотрудников компания может экономить от 3,5 тыс. до 50 тыс. долларов, а 65% респондентов хотят работать в социально ответственной компании. Таким образом сотрудники на работе имеют возможность не только выполнять свои трудовые обязанности, но и вовлекаются в «хорошие дела», включая благотворительность, защиту окружающей среды и решение проблем наиболее уязвимых слоев общества.
В 2025 году все больше российских компаний включают в свое развитие участие в социальных проектах. Они есть, например, у «Билайна», «Группы ЛСР», «ЦИАН», «Авито», социального проекта «Деменция.net» и креативного агентства «Сметана». Примечательно, что среди социальных инициатив компаний есть и любопытные технологические решения. Вместе с коллегами мы обсудили такие решения на Саммите развития 2025.

Деменция.net
Социальный проект о когнитивном здоровье «Деменция.net» решили внедрить ИИ в SAGE-тестирование (тест для определения когнитивного статуса). Оно позволит проводить первичную диагностику деменции самостоятельно онлайн, без необходимости посещения врача. Протестировать можно как себя, так и кого-то из близких пожилого возраста. Об этом рассказала Ксения Сафронова, куратор благотворительной организации. Деменция «бьет» не только по семьям, но и по бизнесу: средний возраст сотрудников растет, при этом деменция молодеет.
Возможно.рф
Проект «Возможно» занимается социально-преобразующими кейсами, которые становятся не только полезными, но и популярными. «Возможно» — это серия документальных фильмов, которые рассказывают истории героев труднодоступных регионов России. «Первым героем стал камчатский гид Александр Биченко, благодаря истории которого у Ключевского вулкана удалось установить модуль, который стал спасением для многих туристов и альпинистов, оказавшихся в экстремальных погодных условиях», — поделился с нами Андрей Бузина, CEO «Сметана», автор и продюсер проекта «Возможно».
Благотворительный фонд «Дети ждут» + «Группа ЛСР»
Директор по корпоративным коммуникациям и информационной политике «Группы ЛСР» Александр Зильберт рассказал нам, что цифровые решения могут кардинально повысить эффективность важных социальных проектов. Так на на его базе благотворительного фонда «Дети ждут» разработана интернет-платформа по усыновлению. Благодаря простому технологическому решению «Группа ЛСР» смогла оцифровать анкеты десятки тысяч детей из детдомов. Это сделало процесс подготовки к усыновлению удобным и эффективным. За время работы проекта родителей обрели 5582 ребенка. В будущем планируется внедрить это цифровое решение в десятки детских домов по всей России.

«ЦИАН»
Среди примечательных кейсов участия цифровых платформ в развитие общества — проект «Циан. Добро». «Более 300 заявок от собственников с охватом различных регионов России, что делает “Циан. Добро” самым масштабным проектом в России по поиску и предоставлению жилья беженцам из Курской области. Топ-5 регионов с наибольшим числом заявок: Московская область, Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Иркутск, — рассказала Александра Бабкина, директор по устойчивому развитию “ЦИАН”. — Более 10 семей уже нашли временное жилье. Это свидетельствует о способности проекта оказывать реальную помощь пострадавшим».
«Авито»
Цифровые платформы как катализаторы социальной ответственности — опыт «Авито» выделяет четыре ключевых тренда КСО на 2025 год: помощь в кризисных ситуациях, повышение социальной ответственности через поощрение пользователей, инклюзивность и доступность технологий для людей с особыми потребностями, инновации в области устойчивого развития.
Внедряются программы и создаются механизмы, стимулирующие пользователей участвовать в социальных и благотворительных инициативах. Кроме того, «Авито» заботится об экологических инициативах и доступности инфраструктуры для переработки отходов: зеленая экономика, экологические доставки.
Благодаря гуманитарной компании «Авито» #яПомогаю 200 тыс. человек получили помощь. Пожертвовано 47 млн рублей. И 0,5 млрд рублей составила общая экономия на товарах, которые отправили пользователи. Недавно запущен лендинг с благотворительными товарами.
«Билайн»
«Бизнес ищет возможности для решения социальных задач в своей основной экспертизе — технологиях. Выбор делается в пользу тех проблем, где технологии способны обеспечить системное и значимое воздействие. Одна из таких задач — система поиска пропавших людей. “Билайн” создает целую экосистему решений, включая ИИ для помощи “ЛизаАлерт”. Облачное хранилище, смс-информирование по поискам в близлежащем районе, специальное оборудование для поиска — это только малая часть», — поделилась Евгения Чистова, руководитель по устойчивому развитию «Билайн».
Например, решение «Билайн. Поиск» позволяет находить потенциальных свидетелей пропавших и получать от них важные данные для выстраивания траектории и сценария поиска, а нейросеть «Beeline AI — поиск людей» — анализировать фото, сделанные с воздуха: это более 2 млн снимков, и экономия порядка 23 тыс. волонтерочасов. Всего за время сотрудничества в поисково-спасательный отряд «ЛизаАлерт» от оператора было передано более 15 технологических решений, которые составляют технологическую основу поисков. Привлечено порядка 100 тыс. человек в 64 регионах в качестве подписчиков сервиса помощи и спасено более 250 тыс. жизней.
Инклюзия — еще один фокус внимания компании. «Билайн» помогает освоить цифровые технологии людям с инвалидностью. В проект вовлечено 120 экспертов по оценке и разработке обзоров. Компания запустила онлайн-платформу для незрячих детей. Ее материалами воспользовались 209 тыс. человек, 955 прошли образовательный марафон по использованию офисных приложений, 16895 незрячих прошли курсы и 6000 стали слушателями вебинаров.
Заключение
Цифровые решения, используемые при реализации социальных проектов, способствуют гармоничному развитию общества и позитивно сказываются на репутации и доверии компаний. Чем больше бизнесов будет развивать КСО, тем быстрее будет повышаться уровень жизни, демография и даже производительность труда. Если каждый из нас сделает хотя бы одно доброе дело, возможно, мир изменится к лучшему.