Обзор Panasonic Lumix GX1: самая сбалансированная беззеркалка

Предыстория появления GX1 не то, чтобы запутанна, но как минимум интересна. Два с половиной года назад Panasonic в рамках расширения тогда еще юной G-серии выпустила крайне удачную в своем сочетании стиля, размеров и удобства компактную беззеркалку GF1. Но в дальнейшем для серии GF был выбран путь максимального упрощения: крохотная модель GF3 со своими круглыми обводами и минимумом аппаратных органов управления уже мало чем напоминала GF1 и даже GF2. Но повод горевать об уходе полюбившейся модели держался недолго: анонсированная в ноябре прошлого года GX1 выглядит прямым потомком той самой камеры 2,5-летней давности. Только превосходящим ее во всем.

Ровно год назад мы опубликовали обзор GF2, с которой еще велик соблазн сравнить новинку: неповоротный сенсорный экран, FullHD-видео, предельно похожее расположение функциональных элементов. Но селектор режимов, металлические вставки в оформлении не дают этого сделать — GX1 заведомо более серьезный аппарат, рассчитанный на более широкий круг пользователей, не ограничивающийся только новичками. На самом деле ближе всего GX1 стоит к G3, лишенной видоискателя и поворотного экрана.

Основные характеристики Panasonic Lumix DMC-GX1

  • Матрица: Live MOS, стандарт Micro Four Thirds, эффективное разрешение 16 МПикс; физический размер — 17.3x13.0 мм. Кроп-фактор — 2.
  • Разрешение снимков: до 4592x3448
  • Процессор Venus Engine VI FHD
  • Байонет: объективы LUMIX G Micro System
  • Видоискатель: только опциональный
  • Дисплей: сенсорный, диагональ 3 дюйма, разрешение 460 000 точек, режим Live View
  • Фокусировка: покадровая, по контрасту изображения, распознавание лиц, следящая, точечная, непрерывная; по сенсорному экрану. 23/1 точки. Автофокус LightSpeed.
  • Затвор: шторно-щелевой
  • Замер экспозиции: мультизонный, центровзевешенный, точечный
  • Диапазон экспокоррекции: 5, шаг в 1/3
  • Серийная съемка: до 20 кадр./сек при использовании электронного затвора, до 4,2 кадр./сек при использовании механического
  • Диапазон выдержки (сек.): 1/4000 — 60
  • Диапазон брекетинга (EV): 2; шаг – 2/3 и 1/3
  • Соотношение сторон: 4:3, 3:2, 16:9, 1:1 (видеосъемка во всех форматах за исключением 1:1)
  • Режимы работы: программный, приоритет диафрагмы, приоритет затвора, ручной, iA, iA+, сценические режимы, творческий контроль, пользовательские режимы
  • Сценические режимы: портрет, ровная кожа, пейзаж, архитектура, спорт, цветы, еда, объекты, периферийная расфокусировка, иллюминация, ночной портрет, ночной пейзаж, закат, вечеринка, спорт, малыш 1/2, домашнее животное
  • Творческий контроль: выразительный, ретро, высокотональный, недоэкспонирование, сепия, высокодинамичный, эффект мыльницы, эффект миниатюры
  • Регулировка цвета
  • Светочувствительность: автоматическая, интеллектуальная светочувствительность ISO, 160, 200, 400, 800, 1600, 3200, 6400, 12800
  • Баланс белого: авто, дневной свет, облачность, тень, галоген, вспышка, 2 х ручная установка, установка цветовой температуры
  • Формат файла фото: JPEG (Exif 2.3), RAW, MPO
  • Формат файла видео: QuickTime Motion JPEG, AVCHD
  • Видео: до FullHD 1920x1080, 60 кадр/сек
  • Вспышка: встроенная TTL, выскакивающая
  • Память: слот для карт памяти формата SD, с поддержкой карт SDHC и SDXC
  • Интерфейсы: USB, мини HDMI, аудио/видео выход, разъем для пульта ДУ

В продаже имеет kit-версия с объективом H-PS14042, стоит она от 21 399 до 34 990 руб., версия с «обычным» 14-42 стоит от 21 298 до 27 990 руб. За версию без оптики просят от 17 271 до 22 990 руб.

Дизайн и конструкция

Panasonic Lumix GX1 выполнена, как я уже говорил, в характерном для Panasonic стиле, нашедшем ранее применение в модели GF1. И, на мой взгляд, это прекрасно — GX1 хороша, без сильного ретро-акцента и излишнего футуризма, — четкие линии и качественные материалы. Это вкусовщина, но мне GX1 кажется одной из самых красивых камер сегодня на рынке. Среди беззеркалок уж точно.

Варианта расцветки два: черный и серебристый. Материалы: магниево-алюминиевый сплав, пластик, резина. Фотографиями черной версии полон обзор, фотографию серебристой можно увидеть выше.

Несмотря на некрупные размеры (116.3х67.8х39.4 мм), GX1 отлично лежит в руке, во многом за счет заметного выступа для хвата правой рукой. Все органы управления также находятся справа, слева не оставлено ничего — за счет этого удалось сэкономить место. Применять «мыльничный хват» здесь нет необходимости, эргономика камеры традиционна. Вес — 318 грамм. Если сравнивать с ближайшими конкурентами, получится примерно одинаково с Olympus E-PL3, Sony NEX-5N и Samsung NX200. Плюс-минус 50 грамм.

Габаритное преимущество GX1 перед беззеркалками с APS-C, равно как и всей системы Micro Four Thirds, куда входит также Olympus — в меньшем диаметре входного отверстия объектива и, соответственно, меньших габаритах самой оптики. Об этом я уже не раз писал, в данном случае дополнительный повод для этого — ультракомпактный зум-объектив 14-42 с моторизованным приводом трансфокатора. Про объектив я отдельно напишу ниже (у его есть как плюсы, так и минусы, конечно), но по факту мы получаем близкую по компактности систему с Pentax Q и Nikon 1, при большем размере матрицы.

Функциональные элементы. Спереди мы видим байонет, кнопку высвобождения объектива и упомянутый выступ.

На левом ребре находится только динамик и проушина для ремешка. На правом — интерфейсы (miniHDMI, USB, для пульта ДУ) и, опять же, проушина.

Сверху есть выстреливающая вперед и вверх вспышка, стереомикрофон, традиционный «горячий башмак», селектор режимов с язычком выключателя, кнопка спуска, кнопка включения видеозаписи и кнопка включения режима «интеллектуальное авто».

Снизу находится единый отсек для батареи и карты памяти и очень близко к нему расположенная резьба для штативной площадки — Panasonic продолжает печальную традицию современных камер с их невозможностью смены карты памяти при расположении на штативе.

На задней панели находится сенсорный неповоротный экран, кнопка, активирующая вспышку, реагирующее на нажатие колесико и множество управляющих клавиш: две функциональные, воспроизведения сделанных снимков, вызова быстрого меню, переключения между автоматических и ручным фокусом, управления изображением на дисплее и пять навигационных.

Качество сборки традиционно для Panasonic не оставляет места для критики: никаких люфтов, зазоров, щелей, разболтанности. В данном случае еще и материалы премиальные.

Комплектация

Здесь приводим содержимое коробки с камерой в стандартной kit-комплектации:

  • Объектив
  • Блок аккумулятора
  • Аккумулятор
  • Кабель питания
  • USB кабель
  • Компакт диск
  • Наплечный ремень
  • Крышка объектива
  • Бленда объектива
  • Мешочек для объектива

Управление и интерфейс

Набор и расположение органов управления на GX1 оптимальны при габаритах камеры: сочетание навигационных клавиш и колесика позволяет легко регулировать экспозицию, большое обилие отвечающих за отдельные функции клавиш помогает по минимуму прибегать к помощи экранных меню. Добавляем еще полноценный селектор режимов и доступное по одному нажатию быстрое меню; управление GX1, как и другими старшими моделями G-линейки (исключаем GF), оставляет только приятные эмоции.

Сами кнопки сделаны из алюминия, за счет чего выглядят отлично. При этом, на мой вкус, недостаточно выделены на корпусе, постоянно приходится контролировать взглядом, куда жмешь.

Сенсорный экран тут выполняет исключительно вспомогательную функцию, позволяя делать такие приятные вещи, как фокусироваться прикосновением пальца по экрану (чрезвычайно удобно) или настраивать быстрое меню перетаскиванием значков. При желании, впрочем, можно делать на нем примерно все, ограничений для этого нет. Экран, кстати, резистивный, отчего его чувствительность невысока, зато им можно спокойно пользоваться и в перчатках.

Интерфейс переехал без изменений с предыдущих поколений беззеркалок Panasonic, хотя его вот как раз не мешало бы обновить. Уже есть привет из будущего, от GF5 — версия основных меню, продемонстрированная на этой недавно анонсированной модели, значительно приятнее.

Видоискателя нет, в том числе и за его счет соблюдается компромисс между компактностью и функциональностью в сторону уменьшения размеров. Зато есть «горячий башмак», на который можно посадить опциональный видоискатель, вспышку или еще что-нибудь. Также место экономится и за счет поворотных способностей экрана, которых он как раз таки лишен; и этого лишиться привычному к G-серии человеку наиболее обидно, даже больше, чем видоискателя — возможность чрезвычайно удобная, и ее GX1 не хватает.

Функциональность

Экран на GX1 установлен такой же, как на G3: TFT, 3 дюйма, 460000 точек, средняя яркость и детализация. Для беззеркалок экран устаревший, особенно если сравнивать с прямыми конкурентами — теми же Sony NEX-5N, Olympus E-PL3 или Samsung NX200.

Начинка GX1 ничем не отличается от той, что устанавливается на G3: сенсор Live Mos с 16,1 эффективным мегапикселем, процессор Venus Engine VII HD. Соответственно, работа с шумами и скорость работы оказываются на уровне, доступном на камере классом повыше.

Время, требуемое на включение камеры — менее секунды. Скорость контрастного автофокуса достаточно высока — с зеркальными камерами GX1 соревнуется вполне свободно; быстрее работает фазовый автофокус, применяемый, в частности, на Nikon 1 или SLT-серии Sony, но к нему есть претензии по части точности. У GX1 проблемы с точностью же минимальны, камера очень редко промахивается с фокусом. Об удобстве же управления точками фокусировки (пальцем по экрану) я уже сказал выше. Появился и новый режим автоматической фокусировки — AF Flexible: при полунажатии кнопки спуска фокусировка блокируется, но при движении объекта съемки камера перефокусируется.

Скорость серийной съемки средняя: 4 кадра в секунду при максимальном качестве, 20 кадров в секунду при минимальном; максимальная серия из записываемых подряд RAW-файлов — 9. Запись на карту памяти ведется небыстро, причем даже при использовании SD с высоким рейтингом скорости. GX1 в таких условиях «залипает».

Авторежима в камере уже традиционно для Panasonic два: iA (полный автомат) и iA+ (автомат с регулировкой цветов). Оба они работают очень хорошо, Lumix вообще отличается качественной работой в «зеленых режимах».

Имеется встроенный оптический стабилизатор и четырехкратный цифровой зум, если кому не хватает оптического на объективе.

Есть встроенная TTL-вспышка, выскакивающая вертикально и вперед. Расположена ближе к левому краю. Ведущее число — 7.6 (при ISO 160); с подавлением эффекта красных глаз.

Дополнительные функции также перетащены с G3, но с изменениями. В частности, любимых массами (см. феерический успех Instagram) творческих режимов стало восемь вместо пяти. Добавились «низкий ключ», режим ломо-камеры и миниатюра.

Реализованы они по-прежнему на среднем уровне: достаточном, чтобы не быть лишними, но уступающим эффектам Olympus и Pentax. Сюжетные режимы и регулировка по цвету остались без изменений.

Съемка видео. Panasonic Lumix GX1 умеет снимать FullHD-видео со скоростью 30 кадров в секунду, прогрессивной разверткой и стереозвуком. Качество записи отличное для своего класса, для видео можно применять различные имеющиеся программные фильтры. А вот количество ручных настроек недостаточное для серьезной работы.

Качество съемки

Я обещал немного рассказать об оптике, с которой тестировался GX1. Она того заслуживает. Во-первых, это H-PS14042 (F3.5-5.6), примечательный своей ультракомпактностью. В комплекте с ним камера вполне помещается в карман, а сам он не габаритами схож с блинчиком на 14 мм. По качеству выдаваемой картинки он мне тоже понравился больше, чем стандартный 14-42; это не самый резкий объектив на рынке, и виньетированием грешит, но для своего класса очень хорош. Придется, правда, смириться с фокусировкой и зуммированием при помощи качелек, а не колец; это не слишком удобно, должен признать.

Во-вторых, светосильный Leica H-X025E. Чудная (с ударением на первом слоге) резкость, красивое боке, минимальные искажения. Для камеры становится проблемным попадание в фокус при открытой диафрагме — но в целом объектив производит очень сильное впечатление, подтверждая одним фактом своего существования мощь линейки оптики для системы Micro Four Thirds и системы Panasonic G в частности.

Про авторежим я уже сказал выше. Он достаточно хорош, хотя от привычки задирать выдержку вместо повышения ISO он не отказался; но многим начинающим любителям фотографии, выбравшим в качестве первой камеры именно GX1, он очень поможет. Не очень мне понравился устанавливаемый на GX1 экспонометр — камера в полностью автоматическом и полуавтоматических режимах имеет незначительную, но стойкую тенденцию к недоэкспонированию. Автоматический баланс белого при сложных условиях съемки несколько клонит к желтому, приходится корректировать его вручную.

Галерея снимков с различным ISO:


ISO 160

ISO 200

ISO 400

ISO 800

ISO 1600

ISO 3200

ISO 6400

ISO 12800

При оценке фотографий с разными уровнями ISO учитывайте, что данный семпл камеры - предсерийный, так что аппараты, которые уже в официальной рознице, снимают лучше.

При удачном экспонировании рабочим можно считать диапазон до 1600. Без скидки на экспонирование, на автомате, малошумными получаются снимки при ISO вплоть до 800. На ISO 3200 и ISO 6400 очень заметен контрастный шум и падение детализации. Доступная светочувствительность с ISO 12800 здесь есть скорее «для галочки».

Детализация снимков достаточно высока, цветопередача естественная, динамический диапазон средний (встроенные программные методы его расширения работают слабо). Чтобы оценить возможности матрицы, нужна оптика вроде Leica H-X025E, для комплектного 14-42 было бы вполне достаточно и 12-мегапиксельной матрицы, что устанавливается на GF-серию. В любом случае, возможности этой матрицы достаточно широки, она дает владельцу GX1 пространство для маневра.

Галерея снимков, сделанных на Panasonic Lumix DMC-GX1:

Батарея

Комплектной батареи хватает на более долгий, чем G3, срок, что определенно, радует — GX1 может сделать до 280-290 снимков, прежде чем разрядится. Но этот показатель не входит в число лучших в своем классе.

Мнение Mail.Ru

Panasonic Lumix DMC-GX1 (назовем ее полным именем) в прекрасном стиле продолжает традиции GF1, занимая ее место самой сбалансированной камеры в беззеркальной линейке Panasonic. Удобная, но при этом компактная, сочетающая подробные ручные настройки и достойную автоматику, не лишенная «горячего башмака», очень быстрая, оснащенная матрицей и процессором от старшей модели G3, обладающая великолепным качеством сборки, она вполне может занять место «идеальной» беззеркальной камеры по сочетанию характеристик. Но кавычки тут, конечно, уместны, потому что идеала в этом сегменте нет.

Чтобы достичь баланса между компактностью и функциональностью, Panasonic пришлось пожертвовать поворотным экраном и видоискателем. Помимо того, GX1 не хватает ручных настроек при съемке видео, более свежего дисплея и экранного меню; есть вопросы и по тенденции к недоэкспонированию.

Но в сочетании плюсов и минусов, оценке перспектив системы (у G-серии самая качественная и широкая линейка оптики для беззеркалок) и вполне адекватной цене, что особенно приятно в свете разговора о камерах Panasonic и рождается тот самый баланс, за счет которого GX1 стоит признать превосходным выбором на рынке беззеркальных камер со сменной оптикой.