С ходу хочется разъяснить возникающий когнитивный диссонанс. Камера действительно называется E-M5 (при том, что она первая в своей серии), но входит в серию OM-D. Обе аббревиатуры красуются на корпусе, только в разных местах. Зачем все так усложнять, и почему камеру нельзя было назвать, например, OM-D1 — непонятно.
Вопроса, к чему вообще помянута история Olympus, не возникает. Дизайн новинки в точности скопирован с сорокалетней давности камер упомянутой серии. Достаточно сравнить OM-D E-M5 с классической OM-4. Они чрезвычайно похожи, даже «горб» пентапризмы на месте – только теперь декоративный, в нем размещены элементы электронного видоискателя.
А вот тот самый OM-4. Согласитесь, похожи.
Основные характеристики Olympus OM-D E-M5
- Матрица: CMOS формата 4:3 (физический размер — 17,3х13 мм), число эффективных пикселей — 16,1 млн.
- Процессор: TruePic VI
- Видоискатель: электронный, OLED, 1 440 000 точек, с регулировкой по диоптриям, 100% поле зрения
- Стабилизатор изображения: сдвиг сенсора, 5-осевой, вертикальная или горизонтальная активация; диапазон компенсации до 5 шагов EV
- Фокусировка: контрастная
- Область фокусировки: 35 зоны, автоматический и ручной выбор, авто выбор при активном определении лиц, ручной выбор в режиме увеличенного просмотра
- Режимы фокусировки: ручной фокус, покадровый автофокус, следящий автофокус, покадровый автофокус + ручной фокус, следящий автофокус
- Режимы работы: программный Авто, приоритет диафрагмы, приоритет выдержки, ручной, от руки, время, i-Auto, сюжетные программы, художественные фильтры
- Брекетинг экспозиции: 2 / 3 / 5 кадров ( +/- 1/3, 2/3, 1 ступени EV ); 7 кадров ( +/- 1/3, 1/2, 2/3 ступени EV )
- Сюжетные программы: Портрет, е-портрет, Пейзаж, Пейзаж и портрет, Макро, Спорт, Ночная съемка, Ночная съемка с портретом, Дети, Высокий ключ, Низкий ключ, Цифровая Стабилизация Изображения, Макро природа, Свеча, Закат, Документы, Панорама, Фейерверк, Пляж и снег, Конвертер Рыбий глаз, Макро конвертер, 3D, Широкоугольный конвертер, Подводный макро, Широкоугольная съемка под водой
- Экспозамер: TTL замер с открытой диафрагмой, 334 зоны
- Режимы экспозамера: ESP экспозамер, точечный экспозамер, центрально-взвешенный экспозамер, светлая зона, тень
- Художественные фильтры: Поп арт, Мягкий фокус, Мягкий свет, Светлая тональность, Зернистая пленка, Пинхол, Диорама, Кросс-процесс, Драматическая тональность, Нежная сепия, Контурная резкость; доступны вариации для каждого
- Размер снимков: до 4608x3456
- Формат записи: RAW, JPEG (EXIF 2.2), MPO (3D)
- Формат снимка: 4:3, 3:2, 16:9, 6:6, 3:4
- Светочувствительность: ISO 200 - 25600 (настраивается, по умолчанию ISO 200 - 1600)
- Экран: OLED диагональю 3'' с разрешением в 610 000 пикс
- Максимальная скорость серийной съемки — до 9 кадров/c; максимальная серия — 20 снимков для RAW, 70 снимков для JPEG
- Тип затвора: затвор в фокальной плоскости с компьютерным управлением
- Диапазон выдержки: 1/4000 - 60 сек
- Баланс белого: лампа накаливания, флуоресцентный 1, дневной свет, вспышка, облачность, тень, под водой; настройка по температуре; ручной баланс белого
- Программная обработка цветов: i-Enhance, насыщенный, натуральный, портрет, приглушенный, монотон, художественный фильтр
- Видео: до 1920х1080, 30p, 20 Mbs ;MOV(MPEG-4AVC/H.264), AVI(Motion JPEG); эффекты мульти-видеоэхо, видеоэхо; художественные фильтры; встроенный стеро-микрофон
- Вспышка: ведущее число — 10, крепление на горячий башмак, синхронизация 1/250 сек
- Память: слот для карт памяти SD/SDHC/SDXC
- Интерфейсы: microHDMI, USB AV-out
- Защита от воды и от пыли
Цена в России за body — в среднем 40000 рублей, за версию kit — 50000 рублей. Цветовых решения два — черное и черно-серебристое.
Дизайн и конструкция
Olympus OM-D E-M5 (да, именно так он называется официально) выполнен в корпусе из магниевого сплава, прикрытого для лучшего сцепления с рукой, резиной. Цветовых вариации будет две – черная и серебристо-черная. Типичные варианты расцветки камер – но очень важно, что они есть оба. Это субъективизм, конечно, и хипстерство, но мне симпатичнее камеры с серебристыми частями.
Корпус всепогодный, с влаго- и пылезащитой, позволяющий использовать камеру в любых условиях. Смотрится он очень солидно и современно — с умеренным акцентом в ретро, не превращающимся в ретроградство.
В руке она за счет упомянутой резины лежит неплохо, но выступ под правую руку маловат, полного ощущения комфорта и надежности нет. Исправить это можно с помощью опциональной рукоятки – подобное решение мы только что видели на Fujifilm X-Pro1. Габариты E-M5 – 121х89.6х41.9 мм. Вес – 425 грамм (с батареей и картой памяти). Камера крупнее и тяжелее собратьев из серии PEN, но ненамного, соотношение примерно такое же, как, например, у Sony NEX-7 c младшими NEX'ами.
Превратить E-M5 во что-то совсем внушительное, напоминающее о камерах с полнокадровой матрицей, можно и с помощью дополнительного батарейного отсека, совмещенного с ручкой для вертикального хвата.
Функциональные элементы. На фронтальной панели мы видим байонет, кнопку высвобождения объектива, подсветку автофокуса.
Слева находятся прикрытые крышечкой интерфейсы microHDMI и USB/AV. Причем открыть крышку можно, лишь откинув экран — что, конечно, блокирует ее от случайных открываний, но добавляет неудобства.
Справа мы видим слот под карту памяти. Очень хорошо, что он не совмещен с батарейным отсеком — оперировать им при доступе сбоку удобнее.
На верхнем торце: селектор режимов, горячий башмак, кнопка записи видео, вторая программируемая клавиша (по умолчанию она выводит баланс светов/теней), кнопка спуска, совмещенная с навигационным кольцом, навигационный диск.
Снизу: батарейный отсек и резьба для штативной площадки. При посадке на штатив, кстати, не исчезает возможность заменить батарею — что редкость.
На задней панели размещен поворотный (только в вертикальной плоскости) экран, кнопка воспроизведения, первая программируемая кнопка, пять навигационных клавиш, кнопка вызова меню, информационная клавиша, клавиша удаления снимков и выключатель в форме язычка.
Качество сборки превосходное, каким оно и должно быть у флагманского аппарата, тем более с заявленной пыле- и влагозащитой.
Интерфейс и управление
Управление камерой претерпело заметные изменения по сравнению с PEN. Изменилось расположение кнопок, исчезло колесико на навигационном джойстике, общая форма органов управления стала более солидной. Добавилась еще одна программируемая клавиша. Размер некоторых кнопок вызовет затруднения с манипуляцией даже у обладателей тонких пальцев.
Изменился и интерфейс — фоном для него служит теперь изображение камеры Olympus OM-D E-M5, - такое вот самолюбование. Но не это главное изменение — слегка поменялась навигация и шрифтовое оформление. Но ближе к идеалу интерфейс не стал: тонкие настройки спрятаны очень глубоко, приходится делать для доступа к ним много лишних движений.
переход между «обычным» быстрым меню и «матричным», особо удобным при сенсорном управлении осуществляется по нажатию клавиши Info при открытом быстром меню. Не самое очевидное решение.
В целом эргономика OM-D E-M5 не вызывает восторга: аналоговых органов управления много, но, как тут, как в интерфейсе, доступ к некоторым функциям затруднен. Клавиш, на которые можно повесить различные настройки – официально две. Еще две можно получить, если убрать с навигационных клавиш выбор точки фокусировки. Но тогда будет уже неудобно работать с фокусом. Дилемма. Вообще привыкнуть к управлению этой камеры можно — и не составляет такого уж серьезного труда, но встретить более удобные камеры на рынке можно без труда.
При этом встретить камеры, для которых доступно столь же подробное конфигурирование и подстройка под нужды конкретного фотографа, уже труднее, — и за это инженерам Olympus стоит сказать «спасибо».
Функциональность
Экран – очень яркий OLED, диагональю 3 дюйма, разрешением 610000 точек, сенсорный; поворотный, но, к сожалению, только в вертикальной плоскости, как я уже говорил выше.
Наконец-то на беззеркальной камере Olympus появился видоискатель: электронный, с разрешением 1440000 точек и частотой обновления до 120 кадров/с; с датчиком приближения и диоптрийной коррекцией. Он хорош. С датчиком глаза и выводом на него всех основных настроек, в том числе фирменного графика регулировки света/теней. Наряду с применяемым на Sony NEX-7 и SLT-A77 OLED-видоискателем это лучшие на сегодняшний день решения подобного плана. Оптический видоискатель, конечно, выносим за скобки.
Важнейшей инновацией E-M5 является встроенная система стабилизации картинки за счет сдвига матрицы в пяти направлениях: при горизонтальном и вертикальном смещениях, сдвиге назад-вперед и при повороте. Как это работает, с примерами фотографий, я скажу чуть ниже, но одним словом – потрясающе. У этой системы, безусловно лучшей на сегодняшний момент на рынке, недостаток, по сути, один — шум при работе. Фактически, камера постоянно издает звук, совсем негромкий, но заметный, если приблизить к ней голову (например, наводиться по видоискателю). Забавная особенность, но не сказал бы, что так уж сильно радующая.
Другое достижение, на которое напирает Olympus – очень быстрый контрастный автофокус с 3d-трекингом. По графикам, приведенным представителями компании, даже более быстрый, чем на (экс-?) рекордсмене Nikon 1. Важно, что и точность остается на уровне. Скорость серийной съемки – до 9 кадров в секунду. Камера действительно очень и очень быстрая, причем не только «для своего класса», как принято говорить — но и в целом на рынке. Это добавляет универсальности камере. Быстро она работает и с арт-фильтрами, и с обработкой RAW-файлов.
Встроенной вспышки нет, зато есть горячий башмак и комплектная внешняя вспышка, которую можно при желании на этот самый башмак нацепить.
Арт-фильтры, применяемые для фотосъемки, традиционно для Olympus шикарные – с каждой новой моделью ассортимент все увеличивается. В этот раз появился один новый эффект (High Key, напоминающий постеризацию), плюс добавились вариации к уже имеющимся. Работают эти эффекты значительно быстрее, чем раньше, заметное «торможение» можно заметить только при включении эффекта миниатюры. Гибкость настройки также радует.
Лично меня порадовала еще и возможность применения комбинации всех имеющихся эффектов: вы делаете один снимок, камера при этом сохраняет десяток фотографий с разными эффектами. Конечно, времени на это требуется больше, чем для отдельного снимка с эффектом (около 10 секунд), это тоже нужно учитывать. Собственно, выше - пример такого кадра.
Очень удобно реализована функция выбора акцента на свете, либо на тенях – в виде графика, на котором выбирается «перекос» в нужную сторону. Пример доступной градации – выше.
Еще одна новая функция – Live Bulb. В меню настроек можно выставить выдержку, с которой камера будет делать последовательную серию снимков (минимум – 0,5 сек), ISO (максимум 800) и предельную длительность (максимум 24 снимка). Далее выбираем этот режим на селекторе и жмем на спуск. Второе нажатие завершает серию. Полученные кадры накладываются друг на друга – интересный способ снимать фейерверки или работать со световой кистью. Есть и второй вариант этого режима — серия совершается только при зажатой кнопке спуска и с фиксированной выдержкой в полсекунды.
Имеется и встроенный режим мультиэкспозиции, позволяющий накладывать снимки один на другой.
Видео. Характеристики на современном уровне: Full HD с частотой до 30 кадров/с и прогрессивной разверткой. Мне не слишком понравилось, как себя ведет автофокус во время съемки, но в целом для любительского видео этого уровня более чем достаточно. Причем можно снимать видео с применением фирменных арт-фильтров — но это умели и PEN. OM-D научилась добавлять в видео необычные эффекты «пост-движения», причем прямо в ходе съемки, без предварительной подготовки или остановки съемки. Для этого необходимо нажать на указанную на экране клавишу из навигационного блока — и получить занятный эффект. Очень характерный для Olympus акцент на эффекты даже на видео.
Качество съемки
В kit-версии OM-D E-M5 поставляется с очень интересным объективом Olympus ED 12-50mm f/3.5-6.3 EZ, характерного, конечно, не столько обыденным сочетанием фокусных расстояний и светосилы, сколько возможностью выбора между ручным и электронным зуммированием. Первое пригодится при фотосъемке, второе окажется незаменимым при видеографии. За удобство и универсализм стоит поставить этому объективу высший балл. За компактность — наоборот. По поводу картинки сказать что-то отличное от слова «норма» сложно — это достаточно стандартный «китовый» зум, достаточно резкий, но без какого-то блеска. Допускает хроматические аберрации (не убираемые камерой — фильтра на них в OM-D E-M5 не предусмотрено).
Стабилизатор. Может быть, «стабилизация картинки по матрице» — звучит не слишком аппетитно, но пятиосный вариант Olympus и правда великолепен, отлично компенсируя и дрожь в руках на больших выдержках, и тряску при проезде в транспорте, например.
Фотография сделана в велорикше, в момент, когда она пересекала трамвайные пути. Да, это пока еще не волшебство, но уровень очень приличный — особенно он добавляет OM-D E-M5 вистов, если использовать ее для записи видео.
Авторежим весьма приличен — выбирает пристойные настройки для большинства ситуаций, редко ошибаясь с экспозицией даже в условиях сложного освещения. Пугаться за длинные выдержки до определенного предела также не приходится — спасибо стабилизатору. Автоматический баланс белого порадовал — иногда может «зажелтить» в темноте, но часто даже с комбинированным освещением ему удается подобрать правильную температуру.
Детализация снимков достаточно высока, камера практически не «мылит» — те минимальные вопросы, что возникают к разрешению, стоит переадресовать встроенному шумодаву, достаточно активному. Впрочем, не настолько активному, чтобы что-то испортить. Цветопередача отличная, хотя кому-то цвета могут показаться слишком яркими. Но у них есть характер, есть торговая марка от Olympus — и это тоже важно. А вот динамический диапазон мне показался довольно узким, наблюдались проблемы с провалами в тенях и пересвеченным небом.
Галерея кадров с различным ISO:
ISO 200
ISO 320
ISO 400
ISO 640
ISO 800
ISO 1250
ISO 1600
ISO 2500
ISO 3200
ISO 5000
ISO 6400
ISO 12800
ISO 25600
На высоких ISO камеры серии PEN работали не очень хорошо. Но этого, слава богу, нельзя сказать об OM-D E-M5. Тут ситуация необычна — в дело вступает шумодав, который позволяет обеспечивать комфортное ISO до 1250 включительно. Далее становится заметным падение детализации, но критичным оно становится только в районе ISO 3200. Отмечаем, что начальным ISO является отметка 200 (что не слишком здорово), зато радует мелкий шаг настройки светочувствительности и широкий диапазон (до ISO 25600).
Галерея снимков, сделанных на Olympus OM-D E-M5:
Тут хочу сказать, что OM-D E-M5 - это первая беззеркался на моей памяти (после во всех смыслах профессиональной Panasonic GH2), которая отлично подходит для репортажной съемки, а также фотографирования в помещении. Новая матрица и очень быстрый автофокус - ключевые параметры, которые сильно отличают модель от предшественников серии PEN.
Батарея
Слабое место Olympus OM-D E-M5 — автономной работы. Комплектной батареи на 1220 мАч в реальности хватает на 250-270 кадров, что очень мало (и не совпадает с и так не самой оптимистичной официальной информацией по 330 кадрам); кажется, пользователя подталкивают к покупке опционального батарейного блока.
Мнение Mail.Ru
Безусловно, решение возродить OM-D и разделить свою беззеркальную линейку на два сегмента – чисто имиджевое, на наш взгляд. E-M5 – это тот же PEN, просто «в максимальной комплектации», с защищенным корпусом из магниевого сплава, видоискателем, новой матрицей и превосходным стабилизатором. Хотя, в принципе, называть такой набор «тем же PEN» уже неправильно, несмотря на то, что некоторые компании пункты стоило реализовать несколько лет назад. К тому же в будущем, я уверен, стабилизатор переместится на модели попроще, найдет себе там место и видоискатель. Если нет — то, опять же, это будет продиктовано исключительно маркетинговыми соображениями и ударит в первую очередь по серии PEN.
Но факт состоит в том, что Olympus OM-D E-M5 на данный момент полностью оправдывает свой флагманский статус. Она сочетает в себе то, за что любят эту марку (цвет, арт-фильтры, доведенные уже практически до состояния кнопки «шедевр», очень приятный и подробный набор оптики) с хорошим качеством съемки, отменной скоростью и упомянутыми выше бонусами (корпус, стабилизатор, видоискатель). Из недостатков отметил бы спорную систему управления, малую длительность автономной работы, вопросы к шумодаву. По факту мы имеем предельно универсальную беззеркалку, по совокупности умений способную бороться за звание лучшей, причем не только среди поклонников марки Olympus. Но есть ограничительный фактор в виде цены. 40-50 тысяч — это достаточно много.
Впрочем, если сравнивать ее с предложениями Sony в этом ценовом диапазоне (флагманский NEX-7), то Olympus однозначно выигрывает по количеству и качеству оптики, интерфейсу, стабилизатору, пост-обработке кадров, а также (хотя тут на любителя) дизайну. Если сравнить с Fujifilm X-Pro1, то Olympus выглядит предпочтительнее с точки зрения цены, габаритов и парка оптики (камера Fulifilm значительно дороже и больше по размерам и пока обладает слабым парком), при незначительном прогигрыше в качестве съемки. Других конкурентов с той же функциональностью и высоким статусом на рынке просто нет (по крайней мере, до выхода следующего Panasonic GH), и получается ситуация, что по сочетанию всех параметров именно Olympus OM-D E-M5 станет для многих оптимальной камерой. Свою цену она оправдывает.