В машинах появляется все больше электроники, для работы которой нужны интернет и сотовая связь с использованием SIM-карт. Из-за этого сейчас получает распространение технология встроенных «симок», лишенная недостатков традиционной пластиковой версии. Анна Кашницкая, основатель Unisimka, рассказывает о том, как eSIM помогает водителям и бизнесу.
Место eSIM на автомобильном рынке
Обменивающиеся данными автомобили отноcятся к широкому направлению «подключенного транспорта» (connected cars) — такого, который, будучи одним из видов устройств интернета вещей (IoT), взаимодействует с другими машинами (V2V), инфраструктурой (V2I) или сервисами (V2C).
По оценкам компании Towards Automotive, объем этого развивающегося рынка составил в 2024 году $49,5 млрд. Другие аналитики указывают цифры в $89,9 млрд (Market.us) или даже в $96,2 млрд (IMARC). Прогнозы на 10 лет еще более масштабны.
Развитие сферы сильно зависит от наличия быстрого и бесперебойного интернет-сигнала, потому что подключенные авто генерируют много трафика. В компании S&P Global подсчитали, что речь идет об около 25 гигабайт в час, G+D приводят цифру в 600 гигабайт в день, а Intel обозначала планку в 4 тыс. гигабайт ежедневно.
Эксперты называют решением проблемы использование eSIM в связке с 5G и технологией DSDA (одна «симка» для технических нужд, другая — для пользовательских). При этом уже сейчас применение eSIM в автомобилях постепенно охватывает коммерческий и потребительский сегмент, в последнем случае — дополняя привычные функции.

eSIM в автомобильном мультимедиа
Многие водители любят слушать в машине музыку и отвечать на звонки через динамики, а приложение-навигатор и видео включать на экране магнитолы (для кого-то это даже рабочая необходимость). Как правило, головное устройство автомобиля подключают к Сети путем Bluetooth-сопряжения смартфона для беспроводной передачи контента, раздают Wi-Fi или используют сервисы Android Auto и Apple CarPlay. Пропускная способность этих способов имеет определенные ограничения.
В более продвинутых мультимедийных устройствах есть слот для своей SIM-карты и GSM-модем, и в последние годы автопроизводители с завода предусматривают в штатных бортовых компьютерах eSIM, позволяющую просто загружать в устройство абонентский профиль.
Наиболее очевидное преимущество этих опций в том, что с «симкой» в магнитоле телефон не обязателен для прослушивания любимых подборок треков в интернете. Также становится удобнее пользоваться сервисами от производителя авто и приложениями, которые можно доустановить по своему вкусу. Встроенная SIM-карта, помимо этих же возможностей, не требует усилий по физической замене и упрощает переход от оператора к оператору, в том числе в поездках на машине за границу.

eSIM в автосигнализациях
Охранные системы с дистанционным запуском двигателя машины, отслеживанием ее положения на карте и получением результатов сканирования на ошибки OBD становятся повседневной опцией. Телематическим комплексам с GSM-модулем нужны SIM-карты, и хотя некоторые разработчики предлагают варианты с eSIM, комплекты с пластиковым вариантом пока применяются чаще.
Если появляется необходимость замены SIM-карты в автосигнализации, eSIM дает возможность не вмешиваться в работу технически сложной системы, которую проще обслуживать в специальном центре. При желании охранный комплекс можно «доукомплектовать» встроенной SIM-картой, вставив в слот съемный eSIM-модуль типа Unisimka.

Но сигнализации — далеко не единственная область применения eSIM в автомобильной телематике.
eSIM в сфере безопасности вождения
В ряде стран мира за последние 10−15 лет стало обязательным внедрение в новые автомобили систем экстренного вызова помощи при ДТП. В России с 2017 года машины в обязательном порядке оснащают системой «ЭРА-ГЛОНАСС». На сегодняшний день к ней подключено почти 12 млн транспортных средств.
В случае серьезной аварии датчики терминала «просыпаются» и пытаются позвонить в контакт-центр по телефону, одновременно передавая минимальный для реагирования блок данных: координаты и время происшествия, VIN-номер, количество пассажиров и вид топлива. При плохой связи направляется SMS.
Операторы отсеивают ложные вызовы, а важные передают экстренным службам на «Систему 112». Обратиться в call-центр можно и вручную, нажав кнопку SOS, — например, чтобы воспользоваться дополнительным сервисом «Помощь на дороге».
За прошедшие годы разработчики системы неоднократно рассказывали о технических деталях ее работы, и в том числе о том, что для совершения вызова используется встроенный SIM-чип, который может принимать сигнал сразу четырех мобильных операторов.

Аналогичная система под названием eCall действует с весны 2018 года в Евросоюзе. Отраслевые эксперты отмечают, что и здесь eSIM является основой подключения.
Помимо этого, прогнозируется, что подключение машин с помощью eSIM позволит сократить количество аварий и повысить безопасность вождения за счет улучшенных предупреждений о ситуации на дороге, а также обмена данными между авто и объектами инфраструктуры вроде дорожных знаков и светофоров.
eSIM в коммерческом сегменте
От дальнейшего внедрения встроенных SIM-карт выигрывают и предприятия, которые получают таким образом возможность улучшить процессы и снизить издержки.
В первую очередь возможность дистанционно менять SIM-профили упрощает обслуживание корпоративных автопарков за счет экономии на физическом развертывании. Вместе с тем встроенные карты более надежны и обеспечивают устойчивую связь в реальном времени для улучшенной навигации и мониторинга подключенных транспортных средств.
В результате транспортные и логистические компании могут выполнять упреждающее обслуживание, оптимизировать расход топлива и лучше контролировать перемещение грузов, а также избегать затрат на роуминг и соблюдать нормы местного законодательства при пересечении границ нескольких стран.
Кроме того, eSIM помогают в распространении беспилотных авто, которые отличаются особыми требованиями к качеству связи. В этой области встроенные SIM-карты способны улучшить обмен данными с сетями, другими транспортными средствами и инфраструктурой, в конечном итоге делая перевозки более эффективными и безопасными.