
Десять лет назад, в феврале 2015 года, простая фотография платья взорвала интернет и вызвала бурные споры. Одни видели его синим с черными полосами, другие — белым с золотыми. Этот феномен показал, насколько по-разному люди воспринимают мир.
Все началось, когда шотландка Кэтлин Макнил опубликовала в Tumblr снимок платья и спросила подписчиков, какого оно цвета, сообщает Daily Mail. Фото мгновенно разлетелось по сети. История оказалась связана со свадьбой — наряд купила мама невесты для торжества. Молодожены не смогли прийти к единому мнению о цвете платья и решили спросить у друзей в соцсетях. Вместо ответа они получили настоящую виртуальную битву мнений.

Спор вышел далеко за рамки обычного обсуждения. К нему присоединились знаменитости, медиа и миллионы пользователей социальных сетей. Споры продолжались даже после того, как производитель Roman Originals подтвердил — платье на самом деле синее с черным. Что интересно, в их коллекции не было бело-золотой версии этой модели.
Почему же люди видели разные цвета

Ученые быстро заинтересовались этим вопросом. Нейробиолог Бевил Конвэй объяснил феномен особенностями работы мозга. Когда мы смотрим на предмет, наш мозг пытается компенсировать условия освещения.
«Люди, видевшие платье белым, скорее всего, предполагали, что оно освещено дневным светом. Их мозг автоматически вычитал синие оттенки. Те, кто видел синий цвет, думали, что освещение теплое и искусственное, поэтому их мозг игнорировал желтые тона», — пояснил ученый.

Профессор Джей Найтз из Университета Вашингтона, изучавший этот феномен, назвал его самым масштабным различием в индивидуальном восприятии цвета за 35 лет практики. Он даже пошутил, что посвятит остаток научной карьеры изучению этого явления.
Интересный факт: исследования показали связь между режимом дня человека и тем, как он видит платье. «Жаворонки», привыкшие к яркому дневному свету, чаще воспринимали платье как бело-золотое. «Совы», привычные к искусственному освещению, видели сине-черные тона.
Паскаль Валлиш из Нью-Йоркского университета провел масштабный эксперимент с участием 13 тысяч добровольцев. Он выяснил, что 80% людей, считавших, что платье находится в тени, видели его золотым. Среди тех, кто думал иначе, половина воспринимала его как сине-черное.

Феномен «платья раздора» стал наглядной демонстрацией субъективности нашего восприятия. То, что кажется нам объективной реальностью, цвета окружающих предметов, на самом деле продукт сложной работы мозга, который интерпретирует свет, попадающий на сетчатку глаза. Десять лет спустя люди все еще показывают друг другу эту фотографию и удивляются, когда мнения разделяются. Платье стало не просто интернет-мемом, а важным научным феноменом, напоминающим нам, что мир каждый из нас видит по-своему.
Кстати, исследования восприятия людей с 2015 года сильно расширилось. Так, например, российские и китайские ученые нашли набор связей, отвечающих за интерпретацию скрытых смыслов.