В середине весны мы говорили о компакте Canon PowerShot G1 X, оснащенном крупной матрицей, близкой по габаритам к «зеркальному» стандарту APS-C, и думали, не является ли он подготовкой почвы для беззеркальной модели, которая должна была бы рано или поздно появиться. Нет, не являлся. G1 X так и останется своеобразным реликтом в линейке Canon. EOS M, при том, что она компактнее (без объектива или с объективом-«блинчиком»), имеет куда больше общего с младшей зеркальной моделью компании, EOS 650D, от которой она получила в числе прочего полноценный APS-C сенсор, процессор и гибридную систему фокусировки. А также сенсорный экран, но с иной системой управления, разработанной специально для беззеркалки.
EOS M, естественно, станет не единственной беззеркальной камерой Canon, но первой. Началом серии, которая также получила имя EOS M (M = Mirrorless). Ради этой серии разработан новый байонет EF-M (рабочий отрезок — 18 мм, диаметр соединительного отверстия — 58 мм). Для нового байонета, естественно, понадобилась новая оптика. И с этим на момент запуска EOS M дела обстоят достаточно туго — пока есть только два объектива, универсальный зум Canon EF-M 18-55mm f/3.5-5.6 IS STM и репортажный EF-M 22mm f/2.0 STM. Мы могли попробовать в деле камеру с зум-объективом, с которым она и поставляется в стандартном kit-комплекте. В качестве опции предлагается адаптер-переходник на байонет EF-S, позволяющий использовать с беззеркалкой весь накопленный за годы набор оптики Canon. За счет используемого гибридного автофокуса проблем с автоматической фокусировкой при использовании адаптера в теории быть не должно. Экспозиция дана, перейдем к делу.
Основные характеристики Canon EOS M
- Матрица: CMOS, размеры 22,3 x 14,9 мм (APS-C), эффективное разрешение — приблизительно 18 Мп; встроенная система очистки; естественное соотношение сторон — 3:2
- Разрешение снимков: до 5184 x 3456
- Байонет: EF-M (объективы EF и EF-S, совместимые посредством адаптера для крепления EF-EOS M); эквивалент — 1,6x фокусного расстояния
- Стабилизация изображения: нет, только встроенная в оптику
- Процессор обработки изображений: DIGIC 5
- Видоискатель: встроенного нет; опциональный; наведение по основному экрану
- Дисплей: TFT, Clear View 2, диагональ 3 дюйма, разрешение 1040000 точек; устойчивое к пятнам покрытие, угол обзора примерно 170 градусов
- Фокусировка: система гибридного CMOS-автофокуса. Пиксели определения фаз, встроенные в датчик изображения; 31 точка фокусировки; подсветка автофокуса
- Режимы автофокусировки: покадровая, следящая, ручная
- Затвор: затвор с электронной первой шторкой и механической второй шторкой
- Диапазон выдержки (сек.): 30–1/4000 с + произвольно длительная выдержка
- Скорость съемки: 4,3 кадров в секунду при максимальном разрешении; серия ограничена 17 кадрами при использовании JPEG, до 6 кадров в RAW
- Способы съемки: покадровый, серийный, автоспуск (2 с, 10 с + пульт, 10 с + непрерывная съемка 2-10)
- Режимы замера экспозиции: оценочный, частичный, точечный, центровзвешенный
- Компенсация экспозиции: +/-3 EV с шагом 1/3 или 1/2 (можно сочетать с автоматическим брекетингом (AEB))
- Автоматический брекетинг экспозиции (AEB): 3 кадра +/- 2 EV, с шагом 1/3 или 1/2 ступени
- Режимы работы: интеллектуальный сценарный режим, творческий авторежим, портрет, пейзаж, макро, спорт, ночной портрет, ночная съемка с рук, контроль контрового света HDR, программная автоэкспозиция, автоэкспозиция с приоритетом выдержки, автоэкспозиция с приоритетом диафрагмы, ручная экспозиция, режим видеосъемки
- Цветовое пространство: sRGB и Adobe RGB
- Стили изображения: авто, стандартный, портрет, пейзаж, нейтральный, точный, монохромный, пользовательский (x3)
- Обработка изображения: приоритет светов; автокоррекция яркости (Auto Lighting Optimizer) (4 установки); шумоподавление при длительной выдержке; шумоподавление при высоких ISO (4 установки); многокадровое шумоподавление; коррекция периферийной освещенности объектива; основной+ (съемка в зависимости от уровня внешней освещенности, съемка в зависимости от типа освещения или сцены)
- Художественные фильтры: Худож. масло, Акварель, Зернистость ч/б, Мягкий фокус, Игрушечная камера, Эффект миниатюры, Эффект рыбий глаз
- Светочувствительность: авто (100-6400), 100-12800 с шагом 1 ступень; доступно расширение ISO до H: 25600
- Баланс белого: авто, дневной свет, тень, облачно, лампа накаливания, белый,
флуоресцентные лампы, вспышка, ручной; компенсация баланса белого (Синий/Янтарный +/-9) (Пурпурный/ Зеленый +/-9); брекетинг (+/- 3 ступени) - Формат файла фото: JPEG (Exif 2.3), RAW (14 бит), совместимый с форматом Digital Print Order Format [DPOF] версии 1.1
- Видео: MOV (Видео: H.264, Звук: Linear PCM, уровень записи может быть вручную настроен пользователем); 1920 x 1080 (29,97, 25, 23,976 кадров/с), 1280 x 720 (59,94, 50 кадров/с), 640 x 480 (30, 25 кадров/с); максимальная продолжительность 29 мин 59 c, максимальный размер файла 4 ГБ
- Встроенная вспышка: нет; X-синхронизация 1/200 сек; горячий башмак
- Память: слот для карт памяти формата SD/SDXC/SDHC, UHS-1
- Интерфейсы: высокоскоростной USB, выход видео (PAL/ NTSC) (интегр. с USB-терминалом), мини-выход HDMI (совместим с HDMI-CEC), внешний микрофон (3,5 мм стерео мини)
Canon EOS M уже появилась в продаже в kit-комплектации с объективом 18-55mm IS. В магазине MediaMarkt стоит 33 999 рублей.
Дизайн и конструкция
Как я уже выше оговорился, громоздкостью G1 X тут и не пахнет — EOS M вычерчена по самым актуальным для нынешнего рынка лекалам. Совсем некрупный, тонкий корпус из магниевого сплава, чистые линии, симметрия элементов. Очень симпатичная камера, особенно приятно смотрящаяся в красном корпусе (при этом без лишней игривости). Несмотря на глянец, он, кстати, совершенно не маркий.
Но из-за крупной матрицы мы получаем крупное относительное отверстие и, как результат, не слишком компактную оптику, скрадывающую эффект небольшого корпуса: эффект, который в будущем будет ассоциироваться в первую очередь с Sony NEX. При этом EOS M с объективом, стоит признать, выглядит не столь тяжеловесно и непропорционально; но и говорить о равенстве с системами Micro 4/3 (Panasonic, Olympus), Nikon 1 или Pentax Q не приходится. Тут своя, APS-C лига.
При этом с самого корпуса камеры Canon постаралась убрать все лишнее: на корпусе необходимый минимум управляющих элементов, а выступ для хвата правой рукой выполнен в виде маленького островка из материала под кожу. С одной стороны, мы видим достаточно заманчивые габаритные характеристики: 108,6 x 66,5 x 32,3 мм. С другой — камера не слишком здорово лежит в руке. Про особенности управления поговорим ниже. Вес EOS M — 298 граммов (включая аккумулятор и карту памяти). Это впечатляет уже больше, даже если не забывать о прикрепленном объективе (комплектный 18-55, например, весит 210 граммов), камера одна из самых легких в своем классе.
Функциональные элементы. На лицевой панели мы видим байонет с кнопкой высвобождения объектива, диод подсветки автофокуса.
Сверху: стереомикрофон, «горячий башмак», динамик, кнопка включения и кнопка спуска, окольцованная трехпозиционным селектором режимов.
Снизу — отсек для аккумулятора и карты памяти, а также резьба для штатива, слишком близко располагающаяся к отсеку (при установке на штатив доступ к нему будет перекрыт).
На левом ребре мы видим интерфейсы, прикрытые резиновой крышкой: вход для внешнего микрофона, miniHDMI, miniUSB.
Правое ребро свободно от функциональных элементов.
Тыльная сторона: крупный сенсорный экран, классический пятипозиционный джойстик с мультифункциональными клавишами и поворотным кольцом, кнопка вызова меню, воспроизведения снимков и смены отображаемого на дисплее. Наверху в анатомический выступ под большой палец вписана кнопка запуска видеозаписи.
Качество сборки прекрасное, ни малейших претензий к материалам и элементам у меня не возникло. Отмечу, что беззеркалка Canon, как и зеркальные модели компании, собирается в Японии.
Комплектация
В коробке вместе с камерой и объективом лежит не так уж и мало:
- Зарядное устройство
- USB-кабель
- Нашейный ремень
- Внешняя вспышка Speedlite 90EX
- Фирменное программное обеспечение (в том числе и для работы с RAW)
- Документация
Прежде всего обращает на себя внимание внешняя вспышка. В целях экономии места Canon не стала встраивать в корпус выкидную вспышку, а вместо этого в комплекте с камерой поставляет внешнюю вспышку — не блещущую характеристиками в сравнении со своими товарками, но превосходящую почти все встроенные средства подсветки кадра.
Дополнительных аксессуаров пока немного — помимо тех универсальных, что можно пристроить на «горячий башмак», можно говорить о GPS-модуле, футляре EH23-CJ, пульте ДУ RC-6. Никаких возможностей для беспроводной передачи данных, кроме карт Eye-Fi, не предусмотрено.
Интерфейс и управление
Малые габариты камеры чреваты проблемами с управлением. Эта теорема получила доказательства и на примере Canon EOS M. Создатели камеры отказались от большого числа аналоговых органов управления, сделав ставку на сенсорный экран. Без него, в отличие от той же 650D, сравнения с которой будут здесь еще не раз (камеры очень близки), обойтись невозможно — он несет на беззеркалке Canon не вспомогательную, а основную роль.
Бросается в глаза прежде всего селектор режимов, напоминающий таковой на Nikon 1 J1/J2: три позиции, в числе которых нет привычных P/A/S/M. Вместо этого можно переключаться между Intelligent Auto + (классический авторежим, в котором камера делает все за вас, кроме выбора сюжета и нажатия кнопки спуска), "фото" (все остальные режимы) и "видео". Если с крайними позициями селектора все понятно, то в режиме "фото" все неочевидно.
Менять режимы съемки, кроме как касаясь соответствующей иконки на экране, нельзя; подобным образом выстроена регулировка светочувствительности. Чтобы в ручном режиме переключаться между регулировкой диафрагмы и выдержки, необходимо, опять же, касаться соответствующих зон на экране. Но регулировка производится за счет колеса вокруг навигационного джойстика. Также, кроме как через экран или основное меню, нельзя добраться до большинства настроек или фильтров — вовне вынесены только четыре настройки, а центральная кнопка навигационного джойстика отвечает за активацию быстрого меню.
Не скажу, что ко всему этому так уж трудно привыкнуть, но от того менее громоздким управление камерой не становится. Вещи, на которые на зеркальных камерах либо беззеркалках с большим количеством внешних элементов управления уходит пара движений, тут требуют тратить куда больше времени. А момент для съемки может быть упущен.
Также отмечу, что многие иконки показались мне слишком маленькими для управления пальцем по экрану — чтобы попасть по ним, следует хорошенько сосредоточиться. При этом нет ни малейших проблем с чувствительностью экрана — он емкостный и поддерживает жесты мульти-тач (с помощью которых, например, осуществляется масштабирование сделанных фотографий).
Основное меню перешло от камер зеркальной линейки Canon без изменений. Работать с ним можно, как прибегая к помощи сенсорного экрана, так и посредством кольца и джойстика.
Еще одна жертва габаритов — видоискатель. Естественно, оптический ввиду отсутствия зеркала ставить большого смысла не было, а вот электронный элементарно "не влез". Наводиться придется по очень хорошему, но, к сожалению, неповоротному и все-таки бликующему на солнце (несмотря на отсутствие воздушной прослойки под стеклом и солидную яркость) экрану. На дисплей можно выводить, кстати, сетку в нескольких вариациях, а также гистограмму.
Функциональность
Матрица на EOS M переехала с EOS 650D без каких-либо изменений. CMOS, APS-C, 18 мегапикселей. Процессор тоже — последнего поколения, DIGIC 5. То есть непосредственно по получаемой картинке и ее обработке первая беззеркалка компании предельно близка к младшей зеркалке. Отличия в другом.
Прежде всего, автофокус. Первый раз гибридный (контрастно-фазовый) автофокус мы могли видеть на той же EOS 650D — и там он совершенно не впечатлил, что не сильно расстроило при наличии нормальной фазовой фокусировки. А вот то, что не впечатлил автофокус и в Кельне на Photokina, где можно было попробовать поснимать на предсерийные EOS M, взволновало куда сильнее — тут уже никакого выбора бы не было. Отдадим же должное инженерам Canon — к серийной версии автофокус "докрутили". Он стал заметно быстрее — но этого хватает, только чтобы не совсем ударить лицом в грязь. В конечном счете EOS M получила довольно точную, но все равно одну из самых медленных систем автофокуса среди всех беззеркальных камер. Она напоминает в этом Fujifilm X-Pro1 до недавней перепрошивки. Фокус "плавает", прежде чем навестись на объект, и ненадежен в следящем режиме, плохо схватывая движущиеся объекты. Кстати, за счет использования сенсорного экрана здесь доступна функция наведения на резкость на конкретном объекте касанием пальцем дисплея.
В остальном камера достаточно быстра. Скорость серийной съемки — 4,3 кадра в секунду в максимальном разрешении при длине серии в 6 снимков RAW или 17 JPEG. Совсем не репортажный уровень, но достаточный для любительского сегмента. Включается в работу камера не мгновенно, но лишних секунд не требует, в работе не задумчива; фильтры накладывает и HDR склеивает почти моментально.
Что касается возможностей съемки, то почти все они знакомы, опять же, по 650D: склейка HDR при съемке против солнца; склейка нескольких кадров при съемке в темноте для уменьшения шумов; «творческая съемка» — полуавтоматический режим с возможностью регулировки цветового диапазона, глубины резкости, контрастности; несколько сюжетных режимов (портрет, пейзаж, спорт, ночной пейзаж, макро). И, конечно, классический набор P/A/S/M.
Пример склейки HDR
В меню выбора режимов достаточно подробно расписывается, что каждый собой представляет — но, как и в 650D, не хватает полноценного встроенного помощника/учителя, столь полезного для новичков; им могут похвастаться младшие зеркалки Nikon и Sony, а также беззеркальные камеры Sony, например.
Пример работы нормализатора динамического диапазона
Цветовые профили в любом режиме регулируются с помощью фирменных схем Picture Mode; имеется встроенный нормализатор динамического диапазона, выравнивающий света и тени; без отключаемых шумодавов для высокой светочувствительности и долгой выдержки также дело не обошлось, равно как и без программной коррекции хроматических аберраций.
Но есть и отличия от EOS 650D. А именно — встроенные программные фильтры, обязательная программа для всех любительских камер верхнего сегмента. Набор вполне стандартный: контрастный зернистый монохром, рыбий глаз, миниатюра, мягкий фокус, два вида симуляции живописи, игрушечная камера (виньетирование с цветовой поправкой). Все фильтры в той или иной степени настраиваются, но в целом не производят сильного впечатления; в этом плане Canon еще предстоит долго и тщательно конкурентов догонять.
При воспроизведении кадра можно добавлять фильтры, в том числе и накладывая их друг на друга. Выше — пример последовательной работы с одним снимком таким образом.
Экран на Canon EOS M установлен очень хороший: 3 дюйма, 1040 тысяч цветов, олеофобное покрытие. Яркость и цветопередача на очень высоком уровне. Отдельно отмечу формат экрана 3:2, наиболее естественный для камеры, сенсор которой имеет тот же формат. Из недостатков в сравнении с конкурентами на первом месте, конечно, отсутствие шарнира.
Видео. Canon EOS M умеет все, что должна уметь современная фотокамера среднего звена в плане видеозаписи: FullHD, 25 кадров в секунду, контейнер MOV. За счет гибридной системы фокусировки доступен автофокус во время видеосъемки. Неидеально работающий, к сожалению. Есть полностью ручные настройки, можно выставлять параметры Picture Mode и компенсации динамического диапазона, наводиться на резкость можно касанием пальца по экрану. Из особенных плюсов EOS M в этом плане стоит выделить наличие стереомикрофона с настраиваемой чувствительностью, возможность подключения внешнего микрофона, а также функцию запрограммированной записи кусков по 2,4, 8 секунд и дальнейшей их склейки. Видео не является сильнейшей стороной EOS M (нет поддержки AVCHD, съемки 50/60p, автофокус работает довольно слабо), но и не ударяет лицом в грязь. Любителю вполне хватит и имеющихся возможностей, энтузиаста порадуют сенсор, выдающий хорошую картинку, и поддержка внешнего микрофона, благодаря которым с некоторыми недостатками можно смириться.
Качество съемки
Про используемую матрицу я уже сказал выше. Здесь стоит сказать несколько слов об оптике. К сожалению, возможности попробовать Canon EOS M со светосильным объективом EF-M 22mm f/2.0 STM у меня не было — только стандартный зум EF-M 18-55mm f/3.5-5.6 IS STM. Как видите, зум-объектив обладает встроенным оптическим стабилизатором — в самой камере его нет, что вызовет определенные проблемы при работе прежде всего со сторонней оптикой, не оснащенной, в свою очередь, стабилизаторами.
По своим характеристикам 18-55mm f/3.5-5.6 IS STM представляется вполне обычным комплектным зум-объективом с не выдающимися техническими характеристиками, но при этом вполне резким и на «широком», и на «длинном» концах, прилично держащим контровой свет, дающим приятную картинку. Проблемы с виньетированием или хроматическими аберрациями, даже если они имеются, снимаются программным методом. Крепкий универсал, возможностей которого хватит множеству любителей (вспоминаем количество людей, гуляющих по улицам с зеркальными камерами, оснащенными kit-объективами). У энтузиастов основная претензия — не к самому объективу, а к отсутствию ему какой-либо замены в настоящий момент.
Автоматический режим, под который выделено одно из трех делений селектора, справляется со своей работой достаточно хорошо, почти не ошибаясь с экспозицией при нормальном освещении, выбирая адекватные настройки для различных сюжетов (распознавание работает качественно). Настройке в этом режиме поддаются только автофокус и размер делаемых снимков. Автоматическая работа баланса белого в непростых условиях освещения традиционно нестабильна — иногда, даже в местах с многочисленными источниками света, справляется очень хорошо, иногда падает в красный. Особенно явно это можно увидеть на примере снимков, тестирующих камеру на различных ISO.
Цветопередача, детализация, динамический диапазон — идентичны тем, что мы видели на 650D. То есть очень хороши. Для беззеркального сегмента даже более чем хороши. Матрицы подобного класса может предложить разве что Pentax на модели K-01, Fujifilm со своими беззеркалками X-серии или Sony на NEX-7. С двумя поправками: мне не слишком понравилось внутрикамерное сжатие JPEG, слишком заметно «убивающее» детали. Отмечу, что EOS M выдает 14-битный RAW.
Галерея фотографий с различным ISO:
ISO 100
ISO 200
ISO 400
ISO 800
ISO 1600
ISO 3200
ISO 6400
ISO 12800
ISO 25600
По шумности мы видим ту же картину, что и на 650D. К счастью, проблема перегрева матрицы не встает здесь остро. При том, что и 650D не является самой малошумной камерой в мире, это было бы неприятно. Свободно рабочим можно считать диапазон до ISO 1600, хотя уже на ISO 800 появляются монохромные шумы. На ISO 3200 сильно проступают хроматические шумы, на ISO 6400 они становятся чересчур назойливыми. При этом доступно расширение диапазона до ISO 12800 и 25600 — мне кажется, уже лишнее.
Галерея снимков, сделанных на Canon EOS M:
Батарея
Главное и единственное достоинство комплектного аккумулятора емкостью 870 мАч — его вес. Он не слишком отягчает стремящуюся к максимальной компактности камеру. При этом обеспечивает не более 170—190 кадров на одной зарядке. Тут еще накладывает свой отпечаток крупный и постоянно работающий экран. Ситуация не из приятных, этого слишком мало для современной камеры.
Мнение Mail.Ru
Canon начинает свою беззеркальную эпопею очень неплохо. Стоит признать, что EOS M при небольших размерах способна выдавать снимки на уровне лучших представителей не только беззеркального класса, но также спорит с зеркалками начального и среднего уровня. За счет сенсорного экрана, приятного дизайна, общей простоты концепции EOS M может привлечь любителя. Энтузиасту придется по вкусу прочный корпус из магниевого сплава, «горячий башмак», разъем для микрофона, полезный при видеозаписи, гибкие настройки, адаптер под всю линейку оптики Canon. И тем и другим, конечно, важно и имя. Canon в мире фотографии звучит куда более весомо, чем, например, Panasonic, Olympus или Samsung.
Основная проблема EOS M, на сегодняшний момент, заключена в новом байонете EF-M, под который существует только два «родных» объектива, в то время как у конкурентов есть целые линейки и оптики, и аксессуаров. Да, есть упомянутый адаптер на линейку EF-S, относительно недорогой (в районе $200), при использовании которого линейка расширится многократно, и при этом не придется жертвовать автофокусом (исчезнет только следящий и еще слегка упадет скорость). Но в таком случае исчезнет и важнейшее преимущество EOS M — компактность. «Зеркальные» объективы Canon в большинстве своем превосходят в размерах и весе саму камеру — такой дуэт не выглядит панацеей. Остается только ждать, когда репертуар оптики под EF-M расширится до солидных размеров. Можно также ждать устранения других проблем: усовершенствования автофокуса, который на камере такого класса должен работать быстрее, встроенного оптического стабилизатора, расширения возможностей управления, встроенного видоискателя, более емкой батареи... Вероятно, две последних вещи появятся на следующей модели линейки, которая, как ожидается, займет верхнюю позицию в этом, пока крошечном, семействе. Также отмечу и совсем немаленькую цену — врываться в сегмент за счет демпинга Canon не стала. В целом, выжидающая позиция — самая вероятная реакция рынка на Canon EOS M, неплохую камеру с очевидными достоинствами и столь же заметными недостатками.
К поклонникам марки это, разумеется, не относится. Возможность получить камеру, снимающую на уровне EOS 650D, но при этом обладающую габаритами, меньшими чуть ли не в два раза, — очень заманчива. Именно как travel-вариант для преданного «канониста» и стоит рассматривать EOS M в данный момент. Перспективы же серии в будущем видятся вполне неплохими — при должной работе над недостатками и быстром наращивании парка оптики и аксессуаров.
За предоставленную на тест камеру Canon EOS M благодарим торговую сеть MediaMarkt.