
Не каждая модель подойдет для съемки пейзажей, а монопод не заменит полноценную треногу в студии. Аксессуаров продается много — легко запутаться. Чтобы было проще определиться, мы вместе с профессиональным оператором сделали гайд, как выбрать штатив для разных целей.

Какие бывают штативы
Штативы отличаются по конструкции, размеру, весу и области применения. Перечислим основные их виды.
1. Настольные штативы
Компактные и легкие модели, предназначенные для установки на стол или другие плоские поверхности. Они идеально подходят для съемки со смартфона или небольшой камеры в домашних условиях. Например, если вы записываете видео для кулинарного блога, настольный штатив позволит удобно расположить телефон для съемки процесса приготовления.
2. Напольные штативы
Классические модели с тремя ногами и регулируемой высотой, которые используются для профессиональной фото- и видеосъемки. Еще их называют триподами (от английского tripod — «треножник»). Они устойчивы, способны выдержать тяжелое оборудование. Их можно дополнить разными типами головок для фото и видео. Бывают оснащены встроенным уровнем. Регулируемая высота и углы наклона позволяют легко выбирать удачный ракурс. Незаменимы для съемок в режиме таймлапс и портретных фотосессий.
3. Моноподы
Это конструкции с одной опорной ножкой, которые проще транспортировать и устанавливать. Моноподы подходят для съемки в движении, спортивных мероприятий или путешествий, где важна компактность и оперативность. Но хорошей стабилизации от них можно не ждать.

4. Гибкие штативы
Модели с гибкими ножками можно закрепить на ветке, трубе или другом нестандартном месте. Это отличный вариант для креативных съемок в необычных условиях. Например, путешествуя по горам, вы сможете прикрепить такой штатив к дереву и сделать фото с оригинального ракурса.
5. Тревел-штативы
Специальные модели для путешествий, которые компактно складываются и мало весят. Они подходят для блогеров, туристов и всех, кому важна легкость и мобильность оборудования.
6. Студийные штативы
Крупные и тяжелые штативы, которые обеспечивают максимальную устойчивость и рассчитаны на работу в профессиональных условиях. Такие используются в студиях для съемки рекламных роликов или предметной фотографии.
Как правильно выбрать штатив
Выбор штатива начинается с определения потребностей. Разберем основные критерии.
1. Цель использования
Начните с того, для какого устройства вам нужен штатив и в каких условиях вы собираетесь снимать.
Для телефона
Штатив для телефона должен быть легким и удобным. Выбирайте модели с креплением для смартфона и, желательно, с пультом дистанционного управления. Например, если вы снимаете ролики для TikTok или ведете прямые эфиры, компактный настольный штатив с гибкими ножками станет идеальным решением. Для съемок на природе подойдут тревел-штативы с адаптерами для смартфонов.
Для фотоаппарата
Фотоаппараты тяжелее телефонов, поэтому требуют устойчивой основы. Убедитесь, что выбранный штатив выдерживает вес камеры с объективом. Например, для съемки свадебного торжества или ночной фотосъемки лучше выбрать алюминиевый или карбоновый штатив с максимальной грузоподъемностью.
Для видеокамеры
Видеокамеры часто используют для динамических съемок, поэтому штатив должен быть оснащен жидкостной видеоголовкой. Это специальный механизм, который обеспечивает плавность движения при панорамировании. При создании документального фильма или интервью в помещении выбирайте напольные штативы с регулируемой высотой и точной настройкой углов.
2. Материал
Материал штатива напрямую влияет на его вес, прочность и устойчивость.
Карбоновые — легкие, прочные, невосприимчивы к воздействию влаги. А еще они гасят вибрацию, так что фото получаются более четкими. Идеальны для профессиональных фотографов, часто работающих на природе.
Пластиковые модели — самые бюджетные и мало весят. Но для фотокамер не подойдут — им не хватает прочности и устойчивости. Годятся только для телефонов.
Металлические триподы тяжелые, зато надежные. Они предназначены для студий. Возить и носить такие штативы с места на место трудно. Их делают из разного металла — алюминиевые легче стальных: менее устойчивы, зато более мобильны.
3. Количество секций
У штатива может быть от двух до шести секций. Чаще всего их три, четыре или пять. Чем больше сегментов, тем компактнее складываются ноги. Но конструкция влияет на устойчивость.
Штативы с тремя секциями — отличный выбор для студийной съемки. Они стабильны, но сложить такие компактно не получится.
Модели с четырьмя или пятью секциями удобны в путешествиях, так как занимают минимум места. Можно положить штатив в рюкзак и носить с собой.

4. Диаметр ног
Диаметр ножек влияет на устойчивость. Для легких камер подойдет штатив с тонкими ножками от 15 до 22 мм, а для профессионального оборудования лучше выбрать модель с диаметром ног от 25 мм. Например, при съемке на ветреной улице штатив с широкими ногами будет стабильнее.
5. Максимальная и минимальная высота
Высота штатива — важный параметр, особенно если вы снимаете с разных ракурсов. Минимальная позволяет работать с низкими точками съемки — от самой земли. Или делать красивое макро. Максимальная важна для фото с высоких точек, например, групповых портретов или пейзажей.
Штативы с максимальной высотой от 150 см подходят для большинства задач, они универсальны. Модели с высотой до 180—200 см пригодятся профессионалам.
6. Допустимая нагрузка и тип крепления
Каждый штатив рассчитан на определенный вес оборудования. Убедитесь, что выбранная модель подходит вам по этим параметрам. Помните: считается не только сам фотоаппарат, но и объектив.
Например, для зеркальной камеры с тяжелым объектовом нужен штатив с нагрузкой не менее 5—7 кг. У профессионалов техника обычно тяжелее. Стоит отдать предпочтение конструкциям, которые выдерживают 10 кг и больше.
Также обратите внимание на тип крепления: большинство штативов используют стандартную резьбу 1/4 дюйма, но для профессиональных камер может потребоваться крепление 3/8 дюйма.
Фиксаторы самих ножек бывают двух типов: поворотные и рычажные.
Поворотные удобны в сложных погодных условиях. С ними проще фотографировать зимой, когда руки в перчатках. Также они надежны и долговечны, но требуют больше времени для регулировки.
Рычажные позволяют быстро менять высоту, но могут со временем быстрее изнашиваться, если речь идет о бюджетных моделях. Надежность фиксаторов влияет на устойчивость штатива, особенно при работе на неровных поверхностях или в ветреную погоду.
7. Дополнительные опции
Есть еще несколько моментов, на которые стоит обратить внимание.
Головка штатива
Для фотосъемки лучше использовать шаровую головку, которая позволяет быстро менять угол наклона и фиксировать камеру в нужном положении. Для видео идеально подойдет жидкостная. Она обеспечивает плавное движение камеры — не будет резких рывков, способных испортить кадр.
Также существуют трехосевые головки, которые позволяют точно настраивать положение камеры сразу в нескольких направлениях — это полезно для сложных сцен, где важно идеально выровнять кадр. Они удобны для рекламной или предметной съемки. С их помощью можно, например, сдвинуть камеру по горизонтальной оси, не меняя угол наклона.
Сменные насадки на ножки
Бывают двух типов: резиновые и заостренные. Первые подходят для работы в помещении. Не скользят на плитке или паркете. Вторые — для съемки на природе. Их можно воткнуть в песок, землю или снег, и камера не будет шататься.
Крюк для груза
Есть почти во всех моделях. Позволяет добавить устойчивости конструкции. Это важно для уличных съемок в ветреную погоду.
Встроенный уровень
Помогает не завалить горизонт и получить красивые пейзажные кадры.
Советы эксперта по выбору хорошего и недорогого штатива
Своим опытом при выборе штативов с нами поделился Владимир Селезнев, оператор с опытом работы более пяти лет и ведущий канала Home Expert.
«Когда я только начинал снимать, мне казалось, что штативы отличаются лишь ценой, ведь задача у них одинаковая — удерживать камеру неподвижно. Но со временем, особенно при съемке обзоров техники, я понял, что разница между моделью за 2000 и 20 000 рублей ощутимая.
Но штативов много не бывает. Каждый подходит для своей задачи, а универсальный найти для себя достаточно сложно. Например, легкий и дешевый штатив будет неустойчивым, легкий и устойчивый — слишком дорогим, а тяжелый можно и купить недорого, и камеру зафиксировать так, что она ни на миллиметр не сдвинется», — отметил эксперт.
Владимир Селезнев уверен, что главное при выборе — устойчивость. Штатив не должен шататься, дребезжать или люфтить, фиксаторы нужны надежные. Подошвы ножек лучше выбирать резиновые или с возможностью замены на игольчатые наконечники — это удобно для съемки на неровных поверхностях. Легкие модели, например, из карбона, очень удобные, но стоят дорого.
«Новичкам я бы не советовал гнаться за дорогими брендами вроде Manfrotto, особенно если съемка не требует кинематографического уровня плавности и точности. Сейчас в среднем ценовом сегменте можно найти качественные модели, которые полностью покрывают потребности начинающего фотографа или видеографа.
Уверен, что для съемки на телефон достаточно недорогих и простых штативов, ведь смартфоны легче и не требуют такой фиксации как камера. Главное — обратить внимание на качество материалов и устойчивость конструкции», — подытожил оператор.
Краткий чек-лист: как выбрать штатив
Собрали в одном списке ключевые рекомендации.
Определите цель использования. Для телефона подойдет максимально компактная модель. Для камеры — устойчивый штатив, который выдерживает большую нагрузку. Для видео пригодится конструкция с жидкостной головкой.
Выберите тип штатива. Монопод удобен для съемки в движении, тревел — легкий и мобильный. Гибкий можно прикрепить к чему угодно. Настольный низкий, зато хорошо фиксирует телефон. Напольный и студийный — классические варианты.
Определитесь с материалом. Металл и алюминий прочные, но тяжелые. Карбон легкий, устойчивый, но дороже. Пластик — самый бюджетный, но серьезную нагрузку не выдержит.
Обратите внимание на тип конструкции. Чем больше секций, тем компактнее штатив. Но страдает устойчивость. Самый надежный вариант — трипод с трехсекционными ногами.
Примите во внимание минимальную и максимальную высоту. От этого параметра зависит, на сколько сантиметров над землей вы сможете поднять камеру.
Изучите предельную нагрузку. Штатив должен выдерживать камеру с объективом и не шататься.