Новый взгляд на привычное общение
Коммуникации — один из главных двигателей любого бизнеса. Как кровеносная система живого организма, они обеспечивают «обмен веществ» между отделами, сотрудниками, клиентами и партнерами, превращая разрозненные действия в единую стратегию. В эпоху цифровизации и удаленной работы, когда технологический процесс сокращает скорость появления новых возможностей до нескольких недель, общение приобретает принципиально новые формы. Еще 10 лет назад было трудно представить, что корпоративные встречи в большинстве своем будут проходить через интернет, а общение с аудиторий перейдет от персонала к автоматизированным ботам.
Недавно Сколково и «Большие идеи» провели исследование о влиянии коммуникаций на эффективность бизнеса. В результате выяснилось, что 50% сотрудников тратят 2 часа в день на избыточные рабочие коммуникации. У четверти респондентов больше половины трудового времени уходит на пустые обсуждения. Все это сказывается на результативности бизнеса в виде потерянных контрактов, снижении производительности, ограничении инноваций и разладом в отношениях сотрудников.

Сегодня на помощь в вопросе коммуникаций приходит искусственный интеллект (ИИ). За последние несколько лет он закрепил позиции благодаря возможности упростить рутинные процессы, сэкономить время и уменьшить трудозатраты. Например, он может вести протокол онлайн-конференций, транскрибировать видеозаписи, создавать саммари выступлений или резюме, отмечая задачи и дедлайны. Эти функции значительно облегчают жизнь сотрудникам, в чьи задачи входит документирование рабочих встреч.
В наиболее продвинутых платформах появляются ИИ-ассистенты. Их можно назвать более развитыми аналогами чат-ботов, которые способны не просто общаться, а выполнять более сложные поручения. Они ищут информацию по базам данных внутри компании, отвечают на часто задаваемые вопросы, помогают узнавать статусы доставки, генерируют отчеты. Конкретные возможности каждого ИИ-ассистента зависят от разработчиков и цели создания.
Недавно Zoom представил обновленную версию ИИ-помощника Companion 2.0. Он способен определять контекст и находить необходимые данные в интернете сразу во время онлайн-встреч. Сервис «подстраивается» под стиль коммуникаций конкретного пользователя, предлагает адаптированный формат общения и ответы в корпоративный чат. Кроме того, в нем доступны персональные шаблоны для резюме или повесток встреч.
Уже сейчас улучшенный ИИ-ассистент от Slack помогает составлять сообщения и письма, делает сводку о состоянии задач и формулирует план действий. Кроме того, компания развивает себя как хаб для оптимизации рабочих процессов, в который можно интегрировать ИИ-агентов от таких компаний, как Adobe, Anthropic, Cohere, Perplexity и других.
Среди российских сервисов в 2024 году МТС Линк первым представил функцию «второй пилот», которая дополняет другие инструменты на базе ИИ. Цифровой помощник умеет не только находить нужные записи встреч, но и выделять ключевые фрагменты прошедших звонков и сформировать ролик с основными тезисами. В мессенджере он составляет пересказ непрочитанных диалогов в чатах, что особенно полезно после отпуска. Он также может резюмировать длинные обсуждения в мессенджере, например, превратить тред из 50 сообщений в смысловую выжимку на два абзаца.

В целом, по предварительной оценке информационно-аналитического агентства TelecomDaily, в России к 2028 году количество сервисов на базе ИИ, используемых одним абонентом, вырастет более чем вдвое.
Поговорим о чувствах
Стоит ожидать, что в ближайшем будущем появится больше голосовых интерфейсов — с ними поиск релевантной информации в открытых источниках становится намного быстрее и проще. Они популярны не только для взрослых: в каждом доме, где есть умная колонка, дети тоже могут «общаться» с ней и задавать вопросы. По данным исследования Industry ARC, темпы роста мирового рынка голосовых роботов составляют в среднем около 19% ежегодно, вплоть до 2027 года.
Уже сейчас такие помощники учатся распознавать не только вербальные знаки, но и человеческие эмоции. Таким образом, их стараются приблизить к возможностям эмоционального интеллекта у людей. Хотя нейросетям на данный момент далеко до абсолютного понимания того, как устроены все оттенки человеческих чувств, начало пути уже положено. Стоит помнить, что согласно популярной модели «7−38−55» Альберта Мехрабяна, только 7% информации передается через слова, а 38% — через тон голоса и 55% — через мимику и язык тела.

Модели Emotion AI анализируют мимику, тональность голоса, вычисляют позитивные и негативные отклики. Нейросеть распознает невербальные реакции сотрудников на выступление руководства, помогает предотвращать потенциальные конфликты. Алгоритмы ИИ могут сканировать речь, определять степень экспрессивности — и на этой основе предлагать спикерам говорить громче или тише, быстрее или медленнее. В том числе это поможет выявлять выгорание участников на ранних стадиях, что особенно полезно для HR.
Эмоциональный ИИ полезен для сферы продаж: он позволяет лучше понимать отношение клиентов к продуктам и услугам компании. Более развитые системы на базе Emotion AI учатся советовать представителям магазина или колл-центра, как вести себя с тем или иным покупателем, корректировать стиль общения в режиме реального времени.
Недавно Яндекс добавил технологию эмоционального синтеза для виртуальной помощницы «Алиса». Она не только определяет настроение пользователя, но и выражает широкий спектр собственных реакций в зависимости от контекста.
Зарубежный OpenAI представил новый голосовой режим для ChatGPT. Он способен распознавать эмоции и реагировать соответствующим образом, а кроме того, лучше понимать контекст происходящего через визуальные образы. В целях безопасности имитация речи реальных людей запрещена, в проекте участвуют только четыре голоса профессионалов озвучки.
Виртуальные пространства для реальных коллег
Наиболее современные платформы развивают функцию цифровых аватаров для онлайн-бесед. Они создаются благодаря сочетанию генеративного ИИ, обработки естественного языка и машинного обучения. Программа воспроизводит манеру общения и поведения человека, получив его согласие на анализ данных. В корпоративном контексте он может освобождать время спикеров на запись видео, подменяя их в допустимых случаях. В сфере образования таким образом лектор может заранее начитать голосом материал, а ИИ затем сделает полноценный вебинар с участием его цифрового аватара.
Можно сказать, что на деловых встречах станет хорошим тоном приходить «в собственных аватарах».

Технологии виртуальной реальности (virtual reality, VR) постепенно переходят из формата развлечений в число инструментов для бизнеса. С их помощью можно погрузить пользователей в интерактивную смоделированную среду, продемонстрировать 3D-копии объектов, задать определенную ситуацию. Они применяются в промышленности, энергетике, нефтегазовой отрасли, науке и образовании. Например, разработчик STRIVR уже сейчас предлагает иммерсивное обучение в виртуальной реальности для инженеров, пилотов и врачей. А по статистике экономического издания The Luxury Playbook, в сфере недвижимости 67% покупателей предпочитают объявления с виртуальными турами, а 54% даже не рассматривают варианты без них.
Для коммуникаций, полностью происходящих в VR, участникам необходимо иметь соответствующую гарнитуру и программы. Сейчас пользовательские VR-очки с контроллерами довольно габаритны даже в самых последних моделях (например, тот же Pico 4 Ultra), а некоторые модели поддерживают управление не только через компьютер, но и через смартфон (как HIPER VRQ+ или Ritmix RVR-400). Низкое разрешение «картинки» тоже в некоторой степени тормозит повсеместную популяризацию VR. Компании-производители непрерывно работают над совершенствованием технологий и устранением этих барьеров.
Искусственный интеллект выполняет целый ряд функций для виртуальной реальности и помогает значительно экономить время и усилия разработчиков. Генеративные модели ускоряют создание ландшафта и окружающей среды. Нейросети генерируют высокодетализированные текстуры в реальном времени, приближая их к настоящим. ИИ анализирует действия пользователя и мгновенно подстраивает сюжет в симуляторах, обрабатывает естественные жесты и команды и делает интерфейсы VR интуитивными. Это лишь несколько примеров того, как виртуальный мир становится «более реальным» с помощью ИИ.
Как скоро общение в VR станет повсеместным — вопрос времени: теоретически, ближайших 5−10 лет. Технический прогресс позволит сделать устройства более компактными, а развитие искусственного интеллекта добавит интерактивности.
ИИ во главе бизнеса
Появление так называемых цифровых сотрудников — больше не сказка из раздела фантастики. Польскую компанию по производству алкогольных напитков Dictador с недавних пор «возглавляет» Мика — похожий на человека робот с искусственным интеллектом. Ее мнения основываются на анализе многочисленных баз данных в сочетании со стратегическими целями компании — и не подвержены личным предубеждениям. Она не уходит в отпуск и не прерывается на выходные или сон. В круг ответственности робота входят проекты NFT-токенизации люксовых напитков и Arthouse Spirits DAO.
Ранее китайская игровая компания NetDragon Websoft назначила виртуального робота на базе ИИ мисс Танг Ю управлять дочерним филиалом. В 2024 году она стала «Лучшей виртуальной сотрудницей года» по версии China Digital Human Industry Forum. Ей доверяют организацию повседневной корпоративной деятельности, развитие талантов персонала, аналитику и управление рисками.

Рядовых сотрудников уже сейчас можно «нанять» в различных ИТ-компаниях, например, Аспирити, ROBIN в России или Alibaba в Китае. По сути, это автоматизация на базе ИИ, которая дополняет или заменяет функции реального человека. Такие «коллеги» беседуют с пользователями через чаты и мессенджеры, работают с календарями и CRM, собирают отчеты и графики, анализируют аудио, помогают выбирать дополнительные товары или услуги.
В настоящее время «цифровые сотрудники» не обладают полноценной автономией и имеют хоть и обширный, но все же ограниченный функционал.
Предположительно, в ближайшее десятилетие они научатся полностью моделировать деловые сценарии, предсказывать конфликты и предлагать их решения. Вероятно, к 2035-му году ИИ-ассистенты станут управлять еще большей частью коммуникаций без вмешательства человека. К примеру, полностью брать переговоры на себя, анализируя рыночные цены, условия контрактов и историю сделок, согласовывать сроки и подписывать договоры через смарт-контракты. Корректировать цены на товары и услуги, учитывая спрос, конкуренцию, сезонность и даже эмоциональный фон клиентов. Мониторить упоминания компании в СМИ, генерировать ответы на негативные отзывы.
Может быть, через 10−15 лет ИИ-ассистенты будут напрямую взаимодействовать друг с другом: например, ИИ-логист компании автоматически согласует график поставок с ИИ-складом партнера, синхронизируя данные в блокчейн-сетях — или даже будет защищать интересы корпораций в виртуальных судебных заседаниях с такими же ИИ-адвокатами.
Экспоненциальное развитие технологий может привести к тому, что через 20−30 лет роботы на базе ИИ появятся практически в каждой крупной организации. Возможно, через несколько десятков лет компании будут управляться автономными ИИ-системами, а люди будут выполнять лишь надзорные роли и утверждать ключевые решения. Развитие идей, продуктов, услуг и проектов в разных корпорациях можно будет предусмотреть на годы вперед.
Напоследок: управление силой мысли
Правда, использование чипа прошло не без перебоев: спустя несколько недель возникла механическая проблема, но сам по себе эксперимент дал надежду на совершенствование и более широкое применение в будущем. Позже в 2024 и 2025 годах Neurolink установила имплант еще двум пациентам.
В планы разработчика входит дальнейшее развитие имплантов для помощи людям с повреждениями головного и спинного мозга, параличом, а также пациентам с нарушениями зрения и слуха, протезами конечностей.
Предполагается, что в дальнейшем нейроинтерфейсы смогут помогать в задачах, применимых к бизнесу: синхронном переводе, трансформации мыслей в текст или графику, ускоренном анализе данных, эффективном тренинге в различных областях, управлении механическими системами.
Массовое внедрение технологий, позволяющих управлять устройствами с помощью мыслей, потребует много времени — не только на их создание, тестирование и защиту данных, но и на решение этических и правовых вопросов.