Искусственный интеллект в коммуникациях: как изменится привычное общение в будущем

Искусственный интеллект продолжает революцию в сфере коммуникаций, он становится не просто удобным инструментом, а полноценной частью деловой культуры. Как нейросети помогают бизнесу, и на что они будут способны в ближайшем будущем, разбираемся вместе с экспертом.
Любовь Смертина
Об эксперте: Любовь Смертина — директор по маркетингу МТС Линк. При разработке рекламных кампаний придерживается data-driven подхода, внедряет искусственный интеллект и другие инновационные инструменты и методики.

Новый взгляд на привычное общение

Коммуникации — один из главных двигателей любого бизнеса. Как кровеносная система живого организма, они обеспечивают «обмен веществ» между отделами, сотрудниками, клиентами и партнерами, превращая разрозненные действия в единую стратегию. В эпоху цифровизации и удаленной работы, когда технологический процесс сокращает скорость появления новых возможностей до нескольких недель, общение приобретает принципиально новые формы. Еще 10 лет назад было трудно представить, что корпоративные встречи в большинстве своем будут проходить через интернет, а общение с аудиторий перейдет от персонала к автоматизированным ботам.

Недавно Сколково и «Большие идеи» провели исследование о влиянии коммуникаций на эффективность бизнеса. В результате выяснилось, что 50% сотрудников тратят 2 часа в день на избыточные рабочие коммуникации. У четверти респондентов больше половины трудового времени уходит на пустые обсуждения. Все это сказывается на результативности бизнеса в виде потерянных контрактов, снижении производительности, ограничении инноваций и разладом в отношениях сотрудников.

Исследование Школы управления СКОЛКОВО
Исследование Школы управления СКОЛКОВОИсточник: СКОЛКОВО

Сегодня на помощь в вопросе коммуникаций приходит искусственный интеллект (ИИ). За последние несколько лет он закрепил позиции благодаря возможности упростить рутинные процессы, сэкономить время и уменьшить трудозатраты. Например, он может вести протокол онлайн-конференций, транскрибировать видеозаписи, создавать саммари выступлений или резюме, отмечая задачи и дедлайны. Эти функции значительно облегчают жизнь сотрудникам, в чьи задачи входит документирование рабочих встреч.

В наиболее продвинутых платформах появляются ИИ-ассистенты. Их можно назвать более развитыми аналогами чат-ботов, которые способны не просто общаться, а выполнять более сложные поручения. Они ищут информацию по базам данных внутри компании, отвечают на часто задаваемые вопросы, помогают узнавать статусы доставки, генерируют отчеты. Конкретные возможности каждого ИИ-ассистента зависят от разработчиков и цели создания.

Недавно Zoom представил обновленную версию ИИ-помощника Companion 2.0. Он способен определять контекст и находить необходимые данные в интернете сразу во время онлайн-встреч. Сервис «подстраивается» под стиль коммуникаций конкретного пользователя, предлагает адаптированный формат общения и ответы в корпоративный чат. Кроме того, в нем доступны персональные шаблоны для резюме или повесток встреч.

Уже сейчас улучшенный ИИ-ассистент от Slack помогает составлять сообщения и письма, делает сводку о состоянии задач и формулирует план действий. Кроме того, компания развивает себя как хаб для оптимизации рабочих процессов, в который можно интегрировать ИИ-агентов от таких компаний, как Adobe, Anthropic, Cohere, Perplexity и других.

Среди российских сервисов в 2024 году МТС Линк первым представил функцию «второй пилот», которая дополняет другие инструменты на базе ИИ. Цифровой помощник умеет не только находить нужные записи встреч, но и выделять ключевые фрагменты прошедших звонков и сформировать ролик с основными тезисами. В мессенджере он составляет пересказ непрочитанных диалогов в чатах, что особенно полезно после отпуска. Он также может резюмировать длинные обсуждения в мессенджере, например, превратить тред из 50 сообщений в смысловую выжимку на два абзаца.

МТС бот
Источник: mts-link.ru

В целом, по предварительной оценке информационно-аналитического агентства TelecomDaily, в России к 2028 году количество сервисов на базе ИИ, используемых одним абонентом, вырастет более чем вдвое.

Поговорим о чувствах

Стоит ожидать, что в ближайшем будущем появится больше голосовых интерфейсов — с ними поиск релевантной информации в открытых источниках становится намного быстрее и проще. Они популярны не только для взрослых: в каждом доме, где есть умная колонка, дети тоже могут «общаться» с ней и задавать вопросы. По данным исследования Industry ARC, темпы роста мирового рынка голосовых роботов составляют в среднем около 19% ежегодно, вплоть до 2027 года.

Уже сейчас такие помощники учатся распознавать не только вербальные знаки, но и человеческие эмоции. Таким образом, их стараются приблизить к возможностям эмоционального интеллекта у людей. Хотя нейросетям на данный момент далеко до абсолютного понимания того, как устроены все оттенки человеческих чувств, начало пути уже положено. Стоит помнить, что согласно популярной модели «7−38−55» Альберта Мехрабяна, только 7% информации передается через слова, а 38% — через тон голоса и 55% — через мимику и язык тела.

Как работает Emotion AI
Как работает Emotion AIИсточник: Medium.com

Модели Emotion AI анализируют мимику, тональность голоса, вычисляют позитивные и негативные отклики. Нейросеть распознает невербальные реакции сотрудников на выступление руководства, помогает предотвращать потенциальные конфликты. Алгоритмы ИИ могут сканировать речь, определять степень экспрессивности — и на этой основе предлагать спикерам говорить громче или тише, быстрее или медленнее. В том числе это поможет выявлять выгорание участников на ранних стадиях, что особенно полезно для HR.

Эмоциональный ИИ полезен для сферы продаж: он позволяет лучше понимать отношение клиентов к продуктам и услугам компании. Более развитые системы на базе Emotion AI учатся советовать представителям магазина или колл-центра, как вести себя с тем или иным покупателем, корректировать стиль общения в режиме реального времени.

Недавно Яндекс добавил технологию эмоционального синтеза для виртуальной помощницы «Алиса». Она не только определяет настроение пользователя, но и выражает широкий спектр собственных реакций в зависимости от контекста.

Зарубежный OpenAI представил новый голосовой режим для ChatGPT. Он способен распознавать эмоции и реагировать соответствующим образом, а кроме того, лучше понимать контекст происходящего через визуальные образы. В целях безопасности имитация речи реальных людей запрещена, в проекте участвуют только четыре голоса профессионалов озвучки.

Виртуальные пространства для реальных коллег

Наиболее современные платформы развивают функцию цифровых аватаров для онлайн-бесед. Они создаются благодаря сочетанию генеративного ИИ, обработки естественного языка и машинного обучения. Программа воспроизводит манеру общения и поведения человека, получив его согласие на анализ данных. В корпоративном контексте он может освобождать время спикеров на запись видео, подменяя их в допустимых случаях. В сфере образования таким образом лектор может заранее начитать голосом материал, а ИИ затем сделает полноценный вебинар с участием его цифрового аватара.

Можно сказать, что на деловых встречах станет хорошим тоном приходить «в собственных аватарах».

Компания Virbela предлагает целые виртуальные офисы, где пользователи могут взаимодействовать через цифровые аватары. Такие возможности помогают «оживить» дистанционное общение. Похожий функционал есть у Remo и Hopin.

Виртуальный офис
Виртуальный офисИсточник: Virbela.com

Технологии виртуальной реальности (virtual reality, VR) постепенно переходят из формата развлечений в число инструментов для бизнеса. С их помощью можно погрузить пользователей в интерактивную смоделированную среду, продемонстрировать 3D-копии объектов, задать определенную ситуацию. Они применяются в промышленности, энергетике, нефтегазовой отрасли, науке и образовании. Например, разработчик STRIVR уже сейчас предлагает иммерсивное обучение в виртуальной реальности для инженеров, пилотов и врачей. А по статистике экономического издания The Luxury Playbook, в сфере недвижимости 67% покупателей предпочитают объявления с виртуальными турами, а 54% даже не рассматривают варианты без них.

Для коммуникаций, полностью происходящих в VR, участникам необходимо иметь соответствующую гарнитуру и программы. Сейчас пользовательские VR-очки с контроллерами довольно габаритны даже в самых последних моделях (например, тот же Pico 4 Ultra), а некоторые модели поддерживают управление не только через компьютер, но и через смартфон (как HIPER VRQ+ или Ritmix RVR-400). Низкое разрешение «картинки» тоже в некоторой степени тормозит повсеместную популяризацию VR. Компании-производители непрерывно работают над совершенствованием технологий и устранением этих барьеров.

Искусственный интеллект выполняет целый ряд функций для виртуальной реальности и помогает значительно экономить время и усилия разработчиков. Генеративные модели ускоряют создание ландшафта и окружающей среды. Нейросети генерируют высокодетализированные текстуры в реальном времени, приближая их к настоящим. ИИ анализирует действия пользователя и мгновенно подстраивает сюжет в симуляторах, обрабатывает естественные жесты и команды и делает интерфейсы VR интуитивными. Это лишь несколько примеров того, как виртуальный мир становится «более реальным» с помощью ИИ.

Как скоро общение в VR станет повсеместным — вопрос времени: теоретически, ближайших 5−10 лет. Технический прогресс позволит сделать устройства более компактными, а развитие искусственного интеллекта добавит интерактивности.

ИИ во главе бизнеса

Появление так называемых цифровых сотрудников — больше не сказка из раздела фантастики. Польскую компанию по производству алкогольных напитков Dictador с недавних пор «возглавляет» Мика — похожий на человека робот с искусственным интеллектом. Ее мнения основываются на анализе многочисленных баз данных в сочетании со стратегическими целями компании — и не подвержены личным предубеждениям. Она не уходит в отпуск и не прерывается на выходные или сон. В круг ответственности робота входят проекты NFT-токенизации люксовых напитков и Arthouse Spirits DAO.

Ранее китайская игровая компания NetDragon Websoft назначила виртуального робота на базе ИИ мисс Танг Ю управлять дочерним филиалом. В 2024 году она стала «Лучшей виртуальной сотрудницей года» по версии China Digital Human Industry Forum. Ей доверяют организацию повседневной корпоративной деятельности, развитие талантов персонала, аналитику и управление рисками.

Виртуальный робот на базе ИИ мисс Танг Ю
Виртуальный робот на базе ИИ мисс Танг ЮИсточник: Netdragon.com

Рядовых сотрудников уже сейчас можно «нанять» в различных ИТ-компаниях, например, АспиритиROBIN в России или Alibaba в Китае. По сути, это автоматизация на базе ИИ, которая дополняет или заменяет функции реального человека. Такие «коллеги» беседуют с пользователями через чаты и мессенджеры, работают с календарями и CRM, собирают отчеты и графики, анализируют аудио, помогают выбирать дополнительные товары или услуги.

В настоящее время «цифровые сотрудники» не обладают полноценной автономией и имеют хоть и обширный, но все же ограниченный функционал.

Предположительно, в ближайшее десятилетие они научатся полностью моделировать деловые сценарии, предсказывать конфликты и предлагать их решения. Вероятно, к 2035-му году ИИ-ассистенты станут управлять еще большей частью коммуникаций без вмешательства человека. К примеру, полностью брать переговоры на себя, анализируя рыночные цены, условия контрактов и историю сделок, согласовывать сроки и подписывать договоры через смарт-контракты. Корректировать цены на товары и услуги, учитывая спрос, конкуренцию, сезонность и даже эмоциональный фон клиентов. Мониторить упоминания компании в СМИ, генерировать ответы на негативные отзывы.

Может быть, через 10−15 лет ИИ-ассистенты будут напрямую взаимодействовать друг с другом: например, ИИ-логист компании автоматически согласует график поставок с ИИ-складом партнера, синхронизируя данные в блокчейн-сетях — или даже будет защищать интересы корпораций в виртуальных судебных заседаниях с такими же ИИ-адвокатами.

Экспоненциальное развитие технологий может привести к тому, что через 20−30 лет роботы на базе ИИ появятся практически в каждой крупной организации. Возможно, через несколько десятков лет компании будут управляться автономными ИИ-системами, а люди будут выполнять лишь надзорные роли и утверждать ключевые решения. Развитие идей, продуктов, услуг и проектов в разных корпорациях можно будет предусмотреть на годы вперед.

Напоследок: управление силой мысли

Компания Neurolink, основанная Илоном Маском, активно разрабатывает импланты, которые позволяют буквально управлять электронными устройствами «силой мысли». Уже в 2024 году первый человек, получивший такой чип, сообщил об успешном использовании технологии для повседневных задач.

Правда, использование чипа прошло не без перебоев: спустя несколько недель возникла механическая проблема, но сам по себе эксперимент дал надежду на совершенствование и более широкое применение в будущем. Позже в 2024 и 2025 годах Neurolink установила имплант еще двум пациентам.

В планы разработчика входит дальнейшее развитие имплантов для помощи людям с повреждениями головного и спинного мозга, параличом, а также пациентам с нарушениями зрения и слуха, протезами конечностей.

Предполагается, что в дальнейшем нейроинтерфейсы смогут помогать в задачах, применимых к бизнесу: синхронном переводе, трансформации мыслей в текст или графику, ускоренном анализе данных, эффективном тренинге в различных областях, управлении механическими системами.

Массовое внедрение технологий, позволяющих управлять устройствами с помощью мыслей, потребует много времени — не только на их создание, тестирование и защиту данных, но и на решение этических и правовых вопросов.