Федерация компьютерного спорта города Москвы в лице вице-президента Дмитрия Смита и самого опасного бойца (а ныне – профессионального тренера в среде виртуальных спортсменов) Константина Пикинера на вчерашней пресс-конференции с участием представителей компаний Acer и Intel, прошедшей на Гостином Дворе в кафе-баре «Версия 1.5», предприняли отважную попытку разрушить этот миф и донести до массовой аудитории всю правду о том, что же из себя представляет кибер-спорт на самом деле.
О подробностях пресс-конференции вы узнаете из продолжения этой статьи, которое будет опубликовано отдельным материалом, а в этом речь пойдет прежде всего о интересных подробностях из мира виртуального спорта, которые открылись мне в ходе неофициальной беседы с Дмитрием Смитом и Константином Пикинером. В преддверии розыгрыша очередного кубка Intel Challenge Cup, который состоится в эту субботу с участием иностранных гостей (в числе которых – легендарные игроки из Кореи, Беларуси и Германии), нашим читателям, думаю, будет интересно узнать, какими чаяниями живут кибер-спортсмены в повседневной жизни.
Константин не производит впечатления человека с психикой, расшатанной стрельбой в многопользовательских игрушках. Честно говоря, он держится куда более спокойно и уравновешенно, чем многие из моих старых знакомых, которые не проводят много времени за виртуальными развлечениями, высказываясь о них или равнодушно, или с плохо скрываемым презрением. Пожалуй, самая важная из озвученных им мыслей – это необходимость здравого подхода к компьютерным баталиям независимо от «глубины погружения» в эту реальность и времени, проводимого в ней ежедневно.
Если извлечь из нашей долгой беседы самую суть, получится примерно следующее: пока человек может здраво распределять свое время между виртуальным спортом и прочими гранями жизни, даже ежедневные тренировки за монитором, нередко длящиеся по 4-5 часов, не превратят человека в овощ. Командный дух и совместное преодоление трудностей – вот что превращает ремесло в искусство, когда речь заходит о кибер-спорте. Ни одна команда не сможет одолеть квалифицированного соперника, если между братьями по оружию не объединены духом взаимопомощи. Половина победы в профессиональном Counter-Strike – это грамотное взаимодействие членов одной команды; в отличие от искусственного интеллекта ботов, живые люди в основу любой кооперации возлагают прежде всего доверие и взаимопомощь. Правильно применять собственные навыки недостаточно, нужно досконально знать особенности своих соратников и уметь полагаться на их помощь в опасные моменты, а в иные – вовремя приходить на помощь.
Именно поэтому профессиональные кибер-спортсмены с полным правом могут утверждать, что для них многопользовательские игры – не просто потеха или способ убить время и нервы, а настоящий спорт, занятие, которое апеллирует не только к рефлексам спинного мозга, но и к социально-гуманитарным принципам. Такое открытие не слишком хорошо вяжется с распространенным заблуждением о том, что компьютерные «стрелялки» потакают чрезмерной жестокости и животным инстинктам, косвенно помогая переносить асоциальную модель поведения с экрана компьютера в реальную жизнь.
Не ручаюсь, правда, за какого-нибудь паренька в футболке с собачкой и слоганом «Воруй-Убивай», который целыми днями напролет воплощает девиз в жизнь в играх из серии Grand Theft Auto или Hitman, но совершенно ясно одно – игры, успех в которых зависит от эксплуатации шаблонов поведения игрока, которые вместе с тем лежат в основе любого социально приемлемого поведения, никогда не подтолкнут увлекающегося ими молодого человека к совершению противоправных действий.
Не слишком известный, но весьма любопытный факт: даже самый меткий стрелок с невообразимо острой реакцией станет для команды обузой, а не подмогой, если будет неспособен выполнять взятую на себя тактическую роль.
Серьезный просчет на поле боя – не только подвести соратников, но и по самонадеянности попытаться решить задачу одному, не рассчитывая на помощь товарищей. Классический пример – не в меру ретивый игрок с криком «Авось!» бросается грудью на амбразуру, ловит головой успокоительную внутричерепную пилюлю и до конца раунда выбывает из боя, фактически лишая «тело» команды одной из «конечностей». Одного или двух таких «смельчаков» в команде вполне достаточно, чтобы она начала проигрывать полным составом.
Карьера профессионального игрока в Counter-Strike подходит к концу в 23-24 года, когда притупляются рефлексы и реакция. Однако усвоенные на протяжении долгих лет чемпионатов и тренировок социальные и тактические навыки позволяют профессиональным игрокам оставаться в этом спорте и после завершения виртуальной карьеры, превращая ее в карьеру реальной жизни.
Сейчас же вся жизнь Константина вращается вокруг его увлечения, хотя свое время в Counter-Strike он теперь в основном посвящает роли тренера, а не активного участника команды (речь, правда, не идет о ключевых чемпионатах – Константин никогда не против вспомнить былое, если требуется удержать титул чемпиона или появляется шанс встретиться в схватке с иностранным чемпионом). За плечами – многочисленные поездки по всему свету, неповторимый опыт общения с представителями других культур (да-да, наши «ворошиловские стрелки» в командировках проводят за виртуальной войной не так много времени, сколько тратят на общение и необычные открытия). Впереди – широкие возможности для построения собственного бизнеса в области виртуального спорта.