Что такое камкордер?
Этот термин, образованный в результате соединения слов «камера» и «рекордер», появился в начале 80-х годов. Тогда Sony стала первым производителем, которому удалось разместить в одном портативном устройстве все необходимые для видеосъемки компоненты. Ранее видеолюбители должны были носить с собой два различных устройства: собственно камеру, способную фиксировать видео, и рекордер, ведущий запись на кассету с магнитной лентой. В 1996 году появились камкордеры, которые записывают видео в цифровом формате; они постепенно вытеснили с рынка аналоговые устройства.
Какие используются носители?
Традиционным носителем для видеозаписей являются видеокассеты. Например, DV- и HDV-камкордеры выполняют запись на кассеты mini-DV. Они обладают как некоторыми преимуществами, так и недостатками. Перемотка длится долго, отсутствует возможность сразу просмотреть первые кадры отдельных сцен. Этих недочетов не имеют устройства, которые записывают видео на карты памяти, жесткий диск или оптические диски.
Совершенно новыми являются гибридные модели, которые поддерживают несколько типов носителей. Чаще всего это жесткий диск, имеющий большую емкость, а также карта памяти или DVD, с помощью которых легко перенести данные на компьютер.
Камкордеры, записывающие видео на карты памяти, отличаются наименьшими размерами. Например, Sony HDR-TG1 имеет высоту всего 12 см и весит 300 г
Что есть что? |
● HDV Стандарт записи видео высокой четкости на кассеты mini-DV. Для сжатия видео используется кодек MPEG-2. Экранное разрешение может составлять 1280х 720 или 1440х1080 пикс. при соотношении сторон 16:9. |
● AVCHD Advanced Video Codec High Definition – распространенный стандарт для записи видео высокой четкости видеокамерами, использующими такие носители, как записываемые DVD, флэш-карты и жесткие диски. Видео при этом сжимается алгоритмом MPEG-4. Полученные видеофайлы легко скопировать на компьютер. Диски с записями в этом формате воспроизводятся Blu-ray-плеерами Sony и Panasonic. |
● DV Digital Video – стандарт записи видео телевизионного разрешения на кассеты, например, mini-DV. Он лишь в последние годы начал сдавать позиции в связи с переходом на HDV. Видео сжимается кодеком MPEG-2. |
● Mini-DV Наиболее распространенный сейчас формат кассет для записи цифрового видео. Кассеты mini-DV имеют размер 65х48х12 мм. Изначально запись на них производилась в формате DV, но впоследствии их число увеличилось. |
● YUV Разъем, через который изображение передается в виде трех отдельных сиг налов: сигнала яркости черно-белого изображения и двух сигналов цвет ности. Качество при этом вы ше, чем при передаче через разъемы Video и S-Video. |
Как оценить качество?
Раньше эталоном качества являлось телевизионное. Аналоговым форматам видеозаписи, используемым в камкордерах – VHS-C или Video-8, с трудом удавалось достичь качества, сравнимого хотя бы с телевизионной картинкой. Однако последнее поколение устройств с технической точки зрения опережает телевидение. Они предлагают – по крайней мере по заявлениям производителей – качество, сравнимое с картинкой телевидения высокой четкости (HDTV).
Цифровые камкордеры по уровню четкости изображения можно разделить на несколько групп.
● Камкордеры с «телевизионной четкостью», размер кадра у которых составляет традиционные для телевидения 720х576 точек .
● HD. Это сокращение от High Definition («высокая четкость»). Так принято обозначать все камкордеры, имеющие больший размер кадра, чем стандартные 720х576 точек вне зависимости от конкретного размера изображения.
Большинство старых HD-камкордеров снимает с разрешением 1280х720 точек. HD-камкордеры последнего поколения снимают с еще большим разрешением в 1920х1080 точек, которое также называется Full-HD.
● HDV. Размер кадра в этом формате составляет 1440х 1080 точек, однако соотношение сторон кадра равно 16:9. Это достигается за счет того, что пикселы имеют форму, отличную от квадратной.
Лишь немногие телевизионные каналы транслируют сигнал в формате HDTV. Но уже довольно многие камкордеры позволяют снимать в качестве HDTV – с разрешением 1920х1080 точек. Запись в них производится на жесткие диски, DVD или карты памяти, как, например, в модели Panasonic HDC-SD9
Когда рекомендуется использовать камкордер высокой четкости?
Тот, кто хочет добиться наивысшего качества изображения, вряд ли пройдет мимо HD-камкордера. Большинство новых моделей (стоимостью от 20 тыс. руб.) поддерживает HD.
Дополнительной резкостью можно насладиться, подключив камкордер к телевизору или проектору с высоким разрешением через интерфейсы HDMI или YUV. Но даже при просмотре на обычном телевизоре, построенном на базе ЭЛТ, HD-камкордеры обеспечивают лучшее качество картинки, чем старые модели с «телевизионным» разрешением. И если вы в будущем приобретете HD-телевизор, то сможете в полной мере наслаждаться записями, сделанными HD-камерой. Можно также переписать видео на компьютер или ноутбук, а затем посмотреть на них.
Какие форматы съемки существуют?
Камкордеры используют различные форматы.
● DV. Digital Video – самый старый формат цифровых камкордеров. Он сохраняет кадры на магнитной ленте в обычном телевизионном разрешении. Такие записи предъявляют невысокие требования к производительности компьютера. Записи в формате DV можно без проблем редактировать даже на машине пятилетней давности. Главное – чтобы она была оснащена разъемом FireWire, иначе переписать видео с кассеты не удастся.
● HDV. High Definition Video является вариантом формата DV с более высоким разрешением. Для его редактирования, так же как и в случае с форматом DV, будет достаточно даже старого компьютера с разъемом FireWire.
● MPEG-2. Камкордеры с картами памяти, DVD-дисками или жесткими дисками, как правило, сохраняют файлы в формате MPEG-2.
● AVCHD. Advanced Video Codec High Definition служит для сохранения HD-видео на DVD, картах памяти или жестких дисках. Так как редактирование записей в формате AVCHD требует значительных ресурсов, для этого необходим очень быстрый компьютер большой мощности. Зато проблем с переносом файлов не возникнет: он возможен по интерфейсу USB, а в случае с флэшкартами и DVD – и напрямую с носителя.
Преимущества и недостатки накопителей Модели, выполняющие запись на кассеты (DV, HDV), становятся все более редкими. Однако они до сих пор являются лучшим выбором по соотношению цены и качества. Камкордеры с записью видео на жесткие диски или карты памяти оказываются удобнее в использовании, но они заметно дороже. |
Продолжительность записи
Этот параметр записи зависит как от емкости накопителя, так и от выбранного качества изображения. Чем выше размер кадра и битрейт, тем больше места потребует файл с видео, и тем меньшей продолжительности запись может быть размещена на носителе. Особенно много места занимают записи в формате HD.
Многие современные камкордеры способны снимать видео с переменным битрейтом (Variable Bitrate). В этом режиме автоматика камеры самостоятельно выбирает битрейт в зависимости от ситуации. Например, если вы снимаете неподвижный объект, то электроника понижает битрейт для экономии памяти; если в сцене присутствует движение – битрейт увеличивается.
В таблице приведены примерные значения продолжительности видеозаписи, умещающейся на различных носителях. Точно указано лишь время записи на кассеты, поскольку она ведется с постоянным битрейтом.
Мнение Евгений Измалков, режиссер-документалист При выборе видеокамеры поневоле вспоминаешь народную мудрость: «Чем больше выбор, тем он сложнее». Это особенно актуально при том богатстве выбора носителей, которое сейчас представлено в магазинах. Формат mini-DV по степенно сходит со сцены. Предел совершенства записи на кассету этого формата уже достигнут – физику не обманешь. Весьма проблемными оказываются камеры, записывающие отснятый материал на DVD, – оптические приводы довольно капризны, плохо переносят повышенную влажность, тряску, слишком быстро расходуют энергию аккумулятора. Однако такие модели оптимальны для тех, кто любит отснять материал и тут же посмотреть его на плеере. Несколько лучше обстоит дело с камкордерами, использующими жесткий диск. В плане последующего редактирования они предоставляют массу возможностей. Но жесткий диск – довольно хрупкая конструкция. Падение такой камеры даже с небольшой высоты может привести к весьма плачевным последствиям. Наилучший выбор на сегодняшний день – это камеры с флэш-накопителями. Несмотря на относительную дороговизну карт памяти (которые, кстати, очень стремительно дешевеют!), этот формат носителя наиболее предпочтителен для любительской съемки. Чуть ли не мгновенная готовность к съемке, легкость и компактность камеры, экономное расходование заряда аккумулятора... Конечно, для длительных поездок все же необходимо запастись несколькими емкими картами памяти. А можно приобрести и накопитель на жестком диске со встроенным кард-ридером. Такие модели обычно разрабатывают специально для подобных камер: они позволяют за короткое время скопировать все видеофайлы с карточки на более емкий винчестер. Судя по всему, будущее именно за камкордерами на флэш-памяти. И это видно даже по тому, что в последнее время таким камерам производители уделяют гораздо больше внимания, чем камкордерам на жестком диске или какомлибо другом носителе. |
%%%
Какие характеристики камкордера наиболее важны?
●
Матрица.
Даже дешевые камкордеры с одной матрицей способны записывать изображение с весьма неплохим качеством. Но топовые модели с тремя матрицами – по одной для каждого из трех основных цветов – позволяют улучшить цветопередачу.
Камкордер с «тройным» сенсором (3CCD) записывает изображение отдельно с зеленой, синей и красной матриц. Таким образом достигается сохранение естественных цветов. Наличие технологии 3CCD в профессиональных моделях, таких как Canon XH A1, обычно само собой разумеется |
Сенсоры HD-камкордеров обладают впятеро большим числом светочувствительных элементов, чем матрицы моделей со стандартным разрешением. Хотя это и придает изображению больше резкости, в то же время на каждый отдельный элемент приходится меньше света. При съемке в условиях недостаточного освещения – например, в сумерках или в помещении – это приводит к увеличению количества шумов на изображении. HD-камкордеры компенсируют проблемы, вызванные уменьшением размера пикселов на матрице, за счет обработки видеосигнала и светосильных объективов. Здесь качество объектива еще более важно, чем у обычных камкордеров – высокая детализация картинки в формате HD беспощадно проявляет все недостатки оптики.
●
Стабилизатор изображения.
Поскольку держать маленькие и легкие камкордеры в руках неподвижно почти невозможно, стабилизаторы изображения для них совершенно необходимы.
Стабилизатор изображения превращает дрожащие кадры (сверху) в спокойные (снизу). Лучше всего работают оптические стабилизаторы изображения, расположенные в объективе
Оптические стабилизаторы изображения, которые компенсируют дрожание посредством подвижных линз, чаще всего справляются со своей задачей более качественно, чем «электронные стабилизаторы», обрабатывающие сигнал с матрицы. К тому же оптические стабилизаторы работают и во время фотосъемки, производимой камкордером.
●
Оптический зум.
В отличие от стократного увеличения, которым может похвастать цифровой зум, оптический зум увеличивает изображение «всего-навсего» в 12 или 15 раз (хотя существуют и модели с зумом 35х), зато не ухудшает его качество. Помимо большого увеличения, важна и возможность съемки с широким углом обзора. Поэтому значение минимального фокусного расстояния объектива должно быть как можно меньше. Идеальное фокусное расстояние для большинства сюжетов соответствует 35–45 мм (в эквиваленте для 35-мм пленочных камер).
Многие камкордеры не обладают объективом с широким углом обзора, который очень полезен при съемке с небольшого расстояния
●
Простота ручного управления.
Взыскательный оператор захочет самостоятельно настраивать параметры съемки (диафрагму, выдержку, баланс белого и т.д.) Камера, во-первых, должна позволять делать это. Во-вторых, соответствующие настройки для большего удобства должны выполняться посредством аппаратных кнопок на корпусе: их наличие позволяет не погружаться в глубины меню и не упускать из-за этого самые ценные кадры.
UV или поляризационные фильтры для объектива способны не только улучшить качество изображения, но и защитить дорогую оптику от царапин. Фильтр заменить намного проще и дешевле, чем весь объектив камкордера
Что есть что? |
● ЭЛТ Электронно-лучевая трубка – традиционное устройство для отображения видео в телевизорах. Изображение в ней формируется за счет воздействия пучка электронов на покрытую светящимся веществом поверхность. Главные ее недостатки в больших размерах и сильном мерцании экрана. |
● MPEG-2 Название происходит от Moving Picture Experts Group (экспертная группа по вопросам движущегося изображения). Стандарт сжатия видеои аудиопотоков. Получивший широкое распространение в цифровых видеокамерах. |
● Битрейт Скорость передачи информации, измеряющаяся в количестве килобит (для аудио) или мегабит (для видео) в секунду. Чем выше битрейт видео- или аудиозаписи, тем лучше качество, но тем больше места она займет. |
● S-Video Разъем для прямого подключения источника видеоси г нала к телевизору. Качество передачи данных по S-Video, как правило, лучше, чем по RGB: предотвращаются появление «цветовой бахромы» и размытие. |
● PC-card Форм-фактор карт расширения, предназначенных для использования с мобильными компьютерами. В формате PC-card выпускают модемы, FireWire- (на картинке) и USB-контроллеры и т.д. Ранее этот форм-фактор назывался PCMCIA. |
Дополнительное оснащение
Если верить рекламе, современные камкордеры изначально обладают всеми необходимыми опциями: микрофонами для записи объемного звука, возможностью работы в «ночном режиме» и стабилизаторами изображения, которые в зародыше подавляют любое движение. Но даже если ваша камера обладает всем вышеперечисленным, ее функциональность можно еще более расширить за счет дополнительных аксессуаров. Например, внешний микрофон обеспечит более высокое качество звука, дополнительная лампа предотвратит возникновение помех и бледность красок, а полностью устранить дрожание можно с помощью штатива.
Если вы хотите впоследствии снабдить ваш камкордер дополнительным оборудованием, то об этом надо позаботиться уже при покупке: необходимо обращать внимание на наличие разъемов для подключения соответствующих устройств. К сожалению, многие мини-камкордеры не обладают гнездами для подсоединения дополнительного оборудования – такого, как внешний микрофон или наушники.
Лампа подсветки. При съемке в условиях плохого освещения она незаменима. Для ее подключения нужен «башмак», которым снабжены немногие камкордеры | |
Микрофон. Внешний микрофон позволит уменьшить шумы из-за работы подвижных частей камеры. Кроме того, он будет более чувствительным, чем встроенный | |
Штатив. Даже самый лучший стабилизатор не заменит устойчивого штатива. Штатив незаменим в ситуации, когда владелец камеры сам хочет оказаться в кадре |
|
Защита от попадания воды. Существует два вида подобных аксессуаров: водонепроницаемый чехол (см. рисунок) и водонепроницаемый бокс | |
Аккумулятор. К большинству камкордеров выпускаются аккумуляторы различной емкости: более «объемные» тяжелее, но позволяют увеличить время работы | |
Зарядное устройство. Чтобы продолжить съемку, оставив «севший» аккумулятор заряжаться, нужно приобрести внешнее зарядное устройство |
Какие порты должен иметь камкордер?
Камкордеру нужно не так много интерфейсов – для подключения телевизора, компьютера и микрофона. Но существует множество различных интерфейсов, каждый из которых имеет свои особенности.
Video. Этот интерфейс, по которому передаются изображение и звук, имеют практически все камкордеры. Такой разъем позволяет подключить камкордер к любому телевизору. | |
S-Video. Через этот интерфейс изображение передается с несколько лучшим качеством, чем по Video. S-Video-подключение имеет смысл, если камкордер или телевизор не оснащены портами YUV и HDMI. | |
YUV. Этот разъем может выглядеть по-разному (в зависимости от производителя) и передает изображение с более высоким качеством, чем рассмотренные выше. | |
HDMI. Через этот интерфейс камкордер позволяет передавать видео и звук в цифровом формате, а значит – без потери качества. Он идеально подходит для подключения камкордера к HD-телевизору или проектору. | |
Звуковой выход. Аналоговые звуковые сигналы большинство камкордеров передает через видеоразъем. Отдельный аудиовыход потребуется, когда камкордер передает видеосигнал через разъем S-Video или YUV. | |
Вход для микрофона. Вы можете подключить внешний микрофон только при наличии соответствующего входа. Если вы хотите самостоятельно настроить чувствительность микрофона, то камкордер должен обладать также дополнительным выходом для подключения наушников. Так вы сможете проконтролировать правильность настройки записи звука. | |
Подключение к компьютеру. Камкордеры, которые записывают видео на ленту или жесткий диск, для переноса записей на компьютер нуждаются в порте FireWire или USB. |
%%%
Как можно переносить видео на компьютер?
Как можно переносить видео на компьютер?
В случае с кассетами DV или HDV камкордер должен работать в режиме воспроизведения, будучи подключенным к компьютеру, чтобы предоставить последнему возможность записать сигнал. Этот так называемый процесс видеозахвата по длительности равен времени записи (если вам нужно «перегнать» полную кассету, он затянется на 120 минут). Большинство камкордеров можно подключить к компьютеру через порт FireWire, который есть не в каждом ПК (но поддержку FireWire можно обеспечить, установив в компьютер соответствующую плату расширения или присоединив к ноутбуку РС-card с портами данного формата).
В случае с DVD, картами памяти или жесткими дисками процесс копирования записей протекает быстрее и проще. Камкордер подключается к компьютеру через порт USB и распознается системой как внешний накопитель (то есть видео можно скопировать на винчестер ПК с помощью Проводника, как любые другие файлы). Некоторые производители прилагают к своим камкордерам вспомогательные программы для переноса записей на компьютер, но необходимость в таковых практически отсутствует.
В DVD-камкордерах, таких как Sony DCRDVD115E, оптический привод занимает много места. Поэтому такие камкордеры обычно значительно крупнее своих собратьев, использующих кассеты или карты памяти
Конкуренты камкордеров
|
Как редактировать видео на компьютере?
Практически каждая программа по редактированию справляется с форматами DV, HDV и MPEG-2. После открытия файла вы можете монтировать видео или изменять звук, а также добавлять спецэффекты. Видеозаписи непосредственно в формате AVCHD пока умеют обрабатывать лишь немногие программы, например такие, как Pinnacle Studio 11 Plus Ultimate и Sony Vegas Pro 8.
В случае с другими программами необходимо сначала конвертировать видеофайл в формат MPEG-2. Продолжительность конвертации в зависимости от мощности компьютера может соответствовать или даже значительно превышать продолжительность записи. После этого редактирование производится в обычном порядке. Многие производители прилагают к своим AVCHD-камкордерам простые программы для редактирования изображения.
Мнение Оксана Андрияшкина, автор программы «Край без окраин» красноярской краевой телекомпании «Енисей-регион» При выборе камеры стоит отдать предпочтение небольшому камкордеру, который, не утяжелив существенно ваш багаж, будет сопровождать вас повсюду и которым вы сможете снимать практически в любых условиях (в том числе экстремальных: в горах, в полете с парашютом и т.д.). Рекомендую выбрать камкордер, записывающий видео не на устаревшие кассеты, а на карты памяти или жесткий диск. Такие модели более технологичны и, как следствие, компактнее, удобнее и надежнее. Кроме того, они позволят экономить время как в ходе поиска нужного фрагмента видео, так и при копировании отснятого материала с камеры в компьютер. Не забудьте и про запасной аккумулятор – камкордеры не работают от пальчиковых батареек, а электрическая розетка в доступе есть далеко не всегда. Бывает крайне досадно упустить интересные кадры только потому, что камера – сколь угодно современная – в нужный момент оказалась «мертва» из-за «севших» батарей. Но какую бы камеру вы ни выбрали, ее приобретение – всего лишь первый шаг. Вам еще предстоит научиться снимать ею и овладеть навыками монтажа (хотя бы первичными). Именно такое сочетание – удобная камера, некоторые знания по части компоновки кадра и минимальные навыки монтажа – позволит получать любительские фильмы, способные привлечь внимание ваших благодарных зрителей. |
Как сохранять записи на DVD?
Создавать DVD, которые могут воспроизводиться бытовыми плеерами, можно с помощью самых разных программ. Такой функцией обладают, например, некоторые программы для редактирования видео и пакеты для записи оптических дисков.
Внимание!
Если создаваемые вами DVD не воспроизводятся каким-то определенным проигрывателем, то вы можете попытаться исправить сложившуюся ситуацию, используя для записи другую программу или другие «болванки». Некоторые проигрыватели поддерживают воспроизведение дисков только определенных форматов.
Некоторые программы способны записывать видео на DVD в HD-качестве. Однако при этом следует помнить, что такой формат способен воспроизводить далеко не каждый бытовой плеер: это по силам только компьютерам и Blu-ray-плеерам.
Как лучше архивировать записи?
Проще всего владельцам камкордеров, выполняющих запись на DV- или HDV-кассеты: для архивации видео им достаточно поставить кассеты на полку. Отредактированные на компьютере записи можно записать обратно на магнитную ленту, подключив камкордер к порту FireWire. (Как и копирование записей на компьютер, этот процесс займет время, равное длительности видеозаписи.)
Содержимое других носителей придется переносить на компьютер, а потом уже с него архивировать, как любые другие данные. В данном случае, если учитывать большие объемы видеофайлов, подойдут внешние жесткие диски или оптические «болванки». Второй вариант обойдется несколько дешевле, но и займет у вас больше времени.
Помните: носители не вечны!
Вам придется периодически переписывать свой архив на новые диски.
Публикуется с сокращениями.