Как изменится городской ландшафт через 10 лет с повсеместным внедрением автономного транспорта

Последние 100 лет облик городов во многом определяли автомобили. Сейчас мы стоим на пороге транспортной революции — автомобили становятся автономными. В статье разберем, как развитие автономного транспорта изменит облик современных городов?
Алина Кочетова
«Михайлов и партнеры»
Об эксперте: Алина Кочетова — руководитель промпт-инжиниринга в коммуникационной компании «Михайлов и партнеры», digitalist, AI-художник, специалист по искусственному интеллекту, креативный редактор, автор телеграм-канала «Это не я, это нейросеть!».

Как автономный транспорт завоевывает мир и что будет дальше

Индустрия автономного транспорта развивается быстро: автопроизводители и технологические гиганты по всему миру вкладывают огромные средства в развитие беспилотных машин. Лидеры — США и Китай. В нескольких американских городах запущены полностью роботизированные такси. Это направление развивают Waymo (дочерняя компания Google), Cruise (подразделение General Motors), Aurora (компания, основанная бывшими сотрудниками Google), Tesla и Uber. Китай начал вкладываться в эти технологии чуть позже, но быстро набирает обороты. В нескольких мегаполисах Поднебесной уже ездят роботакси и беспилотные автобусы.

Роботакси Baidu
Роботакси Baidu

В Европе также есть флагманы: по дорогам Германии курсируют грузовики Daimler и MAN без водителей, Норвегия запускает паромы без экипажа, Великобритания тестирует роботов-доставщиков. В России одним из пионеров стал «Яндекс»: автопарк компании включает автономные такси, грузовики и робокары-курьеры. В 38 регионах действуют особые правовые режимы для тестирования беспилотного транспорта. Например, пилотные проекты действуют в Москве и Санкт-Петербурге, на месторождениях Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономного округа, на промышленных объектах Татарстана и Башкортостана. В Краснодарском крае планируют испытания туристических шаттлов, а в Приморье — работу робокаров в портах и на складских терминалах. По прогнозам компании «Яков и Партнеры», к 2035 году четверть автомобилей на российских дорогах будут беспилотными, а к 2042 году без водителя будет ездить 80% всего автопарка страны.

В течение ближайших 10 лет распространение таких машин будет постепенным. Они еще какое-то время будут соседствовать с традиционными авто, полностью управляемыми человеком. Аналитики показывают два варианта дальнейшего развития: хаотичный «апокалиптический» и продуманный футуристический сценарий.

«Апокалиптический» сценарий предполагает, что по дорогам страны будут ездить самые разные автомобили: от ржавых экземпляров прошлого века до ультрасовременных киберкаров. Причем беспилотники будут с системами на разных стандартах, поэтому они не смогут «договориться», что создает хаос на дорогах.

роботакси
Источник: Tesla

В футуристическом сценарии доля беспилотников растет, приоритет отдается развитию автономного транспорта. Алгоритмы сертифицированы по национальным стандартам, машины обмениваются данными между собой и с системами умного города. Дороги становятся примером продуманной автоматизации и безопасности. Еще одно условие — развитие каршеринга на основе беспилотных технологий. Государство поддерживает совместное владение автомобилем субсидиями, а налогами стимулирует сокращение личного автопарка. Тогда каршеринг станет доступнее, и владение авто потеряет экономический смысл.

При позитивном футуристическом сценарии развития автономного транспорта изменения в облике городов и жизни людей могут быть значительными. Собрали мнение экспертов, что может измениться в городской среде, если большинство автомобилей станут автономными.

  • Дороги станут более безопасными

Автономный транспорт снижает количество ДТП. По статистике компании «Яков и Партнеры», 88% аварий на дорогах связаны с человеческим фактором. Беспилотный автомобиль мониторит ситуацию в режиме реального времени, не отвлекается и не может «забыться» за рулем. Он не нарушает правил дорожного движения и не водит агрессивно.

Испытания в России показывают, что автономный транспорт создает в десятки раз меньше аварийных ситуаций. В ходе эксперимента Минэк, с 2022 по 2024 год было зафиксировано 36 происшествий с участием беспилотников, в каждом случае за рулем находился водитель-испытатель. Только 2 аварии произошли по вине алгоритмов. Эксперты считают, что при обширном использовании каршеринга на базе беспилотников риск ДТП может уменьшиться на 75%. Это сохранит не только экономические ресурсы (ущерб от аварий в России оценивается в сумму от 1 до 3 трлн рублей ежегодно), но и тысячи жизней.

  • Уменьшится число машин на дорогах

При широком распространении беспилотного каршеринга общее количество автомобилей в городе может значительно сократиться. В США одна каршеринговая машина «замещает» от 10 до 30 частных. Движение становится слаженным, так как автономные авто обмениваются информацией в реальном времени и не скапливаются в одних и тех же местах. Пробок становится меньше, а время в дороге, даже в час пик, сокращается.

  • Сократится число парковок

Статистика показывает, что личный автомобиль 95% времени стоит без движения, а места под парковку занимают огромные пространства около торговых, офисных и жилых объектов. Беспилотному каршеринговому авто не нужна долгая стоянка — оно высаживает пассажира и едет за следующим. Это дает возможность освободить центральные улицы и дворы от бесконечных рядов машин. Освободившиеся площади можно использовать для людей: озеленение, пешеходные зоны, детские площадки.

  • Улучшится цифровая инфраструктура города

Автономный транспорт — драйвер развития «умного города». Машины получают данные о загруженности дорог, заторах и ремонтных работах. Необходимо покрытие высокоскоростным интернетом (5G), точки Wi-Fi на перекрестках и адаптивные светофоры, которые подстраиваются под текущий трафик. Это делает жизнь горожан удобнее: меньше пробок, быстрее маршрут, надежный доступ к сервисам.

Единая система объединяет автономные такси, роботов-доставщиков, велопрокат и прокат электросамокатов. Спланировать поездку и добраться куда нужно становится намного проще. Такие решения помогают людям, у которых нет прав или есть медицинские ограничения на вождение, безопасно и комфортно перемещаться по городу.

Что препятствует быстрому развитию беспилотного транспорта

Главная угроза — кибербезопасность. Если злоумышленники найдут уязвимость в программном обеспечении, они могут вмешаться в управление автомобилем, спровоцировав опасные ситуации. Очень важно, чтобы беспилотные машины в стране развивались на базе отечественной электроники и ПО. Свое производство обеспечивает технологическую независимость и позволяет защитить критически важные данные.

Электромобиль
Источник: ideogram.ai

Таким образом, прогресс в развитии автономного транспорта зависит не только от инженеров, но и от государственного регулирования, поддержки каршеринга, внимательного отношения к кибербезопасности и доверия общества.