В своем выступлении на подведении итогов финансового квартала Тим Кук особый упор делал на том, что сильнейшая сторона продуктов Apple – программное обеспечение, а нетбуки полагаются прежде всего на компактность и малую стоимость «железа», из которого построены, что идет вразрез с идеологией компании и ставит под угрозу комфорт работы с фирменным софтом и может стать причиной невысокого быстродействия.
Несмотря на консервативные высказывания Кука, экономический кризис как нельзя лучше сказывается на продажах нетбуков – крошечных ноутбуков с невысокими характеристиками и малым потреблением энергии. Типичный нетбук снабжен дисплеем диагональю от 8 до 10 дюймов, имеет на борту процессор Intel Atom и стоит в пределах от трехсот до пятисот долларов. Маленькие клавиатура, экран и трекпад могут вызвать массу негативных эмоций у людей, в быту имеющих дело с настольными компьютерами и традиционными ноутбуками, однако нетбуки с распростертыми объятиями встречают энтузиасты мобильной связи, привыкшие печатать на крошечных QWERTY-клавиатурах коммуникаторов не медленнее, чем на обычной клавиатуре. Небольшой экран и малый размер активной области, реагирующей на прикосновение, им тоже не в новинку – как ни крути, нетбуки в этом параметре в несколько раз превосходят такой класс продуктов, как мобильные коммуникаторы. Не отстают от «мобильщиков» и поклонники КПК, прекрасно приспособленные к работе с малогабаритными элементами ввода и вывода информации.
Любопытно, что финансовый отчет Apple в явном виде опровергает доводы Кука и ему сочувствующих. Только за один квартал было продано около 23 миллионов «айподов», которые ни по габаритам, ни по быстродействию не претендуют на первенство в сравнении хотя бы с полноценными КПК и коммуникаторами первого эшелона. При этом iPod стоит столько же, сколько типичный нетбук – не выше $400. И спрос на такие маленькие, лишенные свойственного Apple пафоса устройства, растет невероятными темпами, не глядя на цену. Представляется вероятным, что нетбук по схожей цене, выпусти его Apple на рынок, принес бы компании баснословные деньги.
Рынок нетбуков и прочих ультрамобильных умных устройств растет, словно сдобренное дрожжами тесто. По прогнозам аналитиков, к 2013 году по всему миру будет продано 200 миллионов устройств этого класса – столько же, сколько и обычных ноутбуков. Продажи же нетбуков за 2009 год удвоятся.
И хотя представители верхушки Apple начинают упираться в землю и рогом, и копытом, стоит кому-то подать голос в духе «А может стоит, попробовать выпустить хоть самый захудалый iNetbook?», никто в официальной беседе не решается исключить такую возможность полностью. Некоторые намеки из уст Кука позволяют думать, что Apple сейчас втайне разрабатывает новую программную платформу, предназначенную для «нетбукообразных» устройств, и выход любого продукта Apple на основе этой платформе сметет все предложения конкурентов с рынка, словно шахматные фигуры с доски грубым махом руки.