
В последнее время телефонное мошенничество в России достигло беспрецедентных масштабов. По данным ЦБ РФ, в 2024 году мошенники украли рекордные 27,5 млрд рублей со счетов россиян — на 74,4% больше, чем в 2023 году. Основная сумма (26,9 млрд) при этом была похищена у физлиц.
Главные схемы телефонных разводов в 2024-2025 годах
Злоумышленники используют не только социальную инженерию, но и нейросети, поддельные голосовые модели, синтезированные видео (deepfake) и фишинговые платформы, маскирующиеся под сайты банков или Госуслуги. Рассказываем, как аферисты манипулируют сознанием людей (особенно пенсионеров), и почему иногда даже технически подкованные люди попадаются на их удочку.

Современные мошенники действуют как профессиональные психологи и IT-специалисты. Условно их схемы можно разбить на несколько категорий, о которых рассказываем ниже.
Финансовые аферы
- Блокировка карты. Обычно поступает звонок от «службы безопасности банка» с сообщением о том, что ваша карта взломана (или есть любые другие угрозы для банковского счета). Чтобы спасти деньги, нужно назвать CVV и код из SMS. Или вообще перевести деньги на «безопасный счет». Это самая популярная схема мошенничества.
- Фейковый инвестиционный бот. Людям предлагают подключиться к «автоматизированной системе» с доходностью 5-10% в день. Жертвам показывают поддельный график роста депозита, а после внесения денег по надуманной причине блокируют аккаунт, разумеется, вместе с вложенными средствами.
- Мошенничество с рефинансированием кредитов. «Сотрудник банка» предлагает снизить ставку по текущему кредиту, но для этого нужно оплатить «комиссию за перерасчет». Разумеется, оплата пойдет на счет злоумышленников.

Манипуляция страхом
«Родственник в беде» + дипфейки. Мошенники используют нейросети для клонирования голоса близких. Затем они давят на больное — сообщают, что ваш родственник попал в беду. Это может быть ДТП (как виновник, так и пострадавший), какая-то травма, срочная госпитализация и другие пугающие сообщения.
Звонок от имени правоохранительных органов. Мошенники представляются сотрудниками ФСБ, полиции или прокуратуры и утверждают, что жертва подозревается в госизмене, финансировании терроризма или других тяжких преступлениях. Для «закрытия дела» они требуют перевести деньги на «безопасный счет» или передать данные банковской карты. Для усиления страха и уровня давления аферисты используют актуальные новостные поводы, например, санкции или военные действия.
Госуслуги и правоохранители
- «Налоговые долги» с угрозами ареста. На телефон жертвы приходит SMS с требованием оплатить «просроченный налог» через фишинговый сайт-клон Госуслуг. Далее все данные утекают злоумышленникам.
- «Уголовное дело» по поддельному постановлению. Мошенники могут прислать фотографию «постановления суда» с вашими данными и потребовать деньги «для прекращения дела».
- Фейковые штрафы ГИБДД с видео. Здесь работает принцип фишинга — в SMS встроена ссылка на поддельный сайт с видео «вашего нарушения». Чтобы его посмотреть, нужно ввести свои данные или авторизоваться через Госуслуги.
Технологические ловушки
- Мошенники звонят под видом службы безопасности банка и сообщают, что в текущей версии условного Сбера найдена критическая уязвимость. Чтобы ее устранить, нужно максимально оперативно установить новую версию приложения. Далее аферисты присылают вредоносный APK-файл, в котором скрывается троян.
- Вирус через QR-код. В сообщении от «курьерской службы» предлагают отсканировать QR-код для отслеживания посылки. Чтобы заинтересовать человека, часто указывается большая объявленная ценность. QR-код же ведет на сайт с вредоносным ПО.
- Аферисты под предлогом помощи или решения какой-то проблемы подключаются к устройству через AnyDesk (или TeamViewer) для дальнейшей кражи данных.
Психологические приемы: 7 уровней манипуляции
Далее расскажем именно про психологические уловки аферистов, которые хорошо понимают страхи простых людей и умеют на них играть.
1. Предатака и сбор информации
Мошенники заранее изучают соцсети и слитую информацию о жертве, чтобы упомянуть реальные события. Они могут поинтересоваться, как прошел недавний отдых, или почему вы сменили работу.
2. Создание авторитета
Например, отправка поддельных удостоверений ФСБ с фото и печатями и фоновые звуки «полицейского участка» (звук раций и сирены). Также аферисты стараются «правильно ставить» речь, чтобы она звучала официально и уверенно.
3. Изоляция жертвы
Указание «никому не звонить и не писать, иначе преступники узнают». Очень коварный метод, который оставляет жертву «один на один» с опытными мошенниками и исключают вероятность того, что близкий человек с холодной головой распознает обман.
4. Двойная игра
Например, «сотрудник банка» сначала помогает отменить несанкционированный платеж, а затем предлагает защитить счет переводом на якобы безопасный аккаунт.
5. Подмена реальности
Мошенники часто создают копии и клоны сайтов настоящих банков. Они могут использовать их как для фишинга данных, так и для публикации фейковых новостей о взломе банка или глобальной утечке данных.
6. Симуляция поддержки
«Я понимаю, как вам страшно. Давайте вместе решим проблему», — так злоумышленники формируют ложное доверие. Они также могут оперировать терминами «Не переживайте, мы прямо сейчас решим вашу проблему» и подобными сообщениям.
7. Когнитивная перегрузка
Одновременные требования в стиле «Диктуйте код из SMS», «Зайдите на сайт», «Подтвердите данные паспорта» буквально не дают потенциальной жертве трезво подумать и оценить ситуацию. Психологически неустойчивые люди начинают теряться, а в дальнейшем бездумно выполняют команды мошенников.

Главные признаки телефонных мошенников
Телефонные мошенники используют человеческие слабости: доверчивость, страх, жадность. Чтобы не стать очередной жертвой злоумышленников, нужно уметь отличать их по очевидным и косвенным признакам.
Давление и спешка
Мошенники стремятся вызвать панику, чтобы человек действовал необдуманно. Часто поступают угрозы:
- «Ваши деньги будут списаны через 10 минут».
- «Если не переведете деньги, у вашего сына будут проблемы с законом».
- «Это проблему можно решить сейчас, потом будет поздно».
Запрос конфиденциальных данных
Ни банки, ни государственные органы никогда не запрашивают в телефонном режиме:
- Пароли, PIN-коды, CVV/CVC карты.
- Полные реквизиты карт или паспортные данные.
- Коды из SMS.
Требование перевести деньги необычным способом
Главная цель злоумышленников — ваши деньги. И часто они просят перевести их странным образом:
- Криптовалюты. Bitcoin и другие анонимные платежи невозможно отследить.
- Электронные кошельки. Переводы на WebMoney или ЮMoney — явный признак аферистов.
Подозрительный номер звонящего
Мошенники часто звонят со странных и непривычных номеров, чтобы еще больше запутать будущих жертв:
- Международные префиксы, например, +44 (Великобритания) или +1 (США).
- Короткие номера (+1000, 9999 или что-то похожее).
- Городские номера телефонов с кодами из других регионов, например, +7 (343).
Совет. Установите приложение для определения спам-звонков. Они помогут еще до принятия вызова отсеять большинство нежелательных звонков.
Технические уловки
- Подмена номера. Звонок якобы из банка, но номер не совпадает с официальным. Это может быть номер 90О, где последний символ — это буква «О», а не ноль.
- Фейковые SMS. В них присылают ссылки на фишинговые сайты, имитирующие Госуслуги или банки.
Голосовые сигналы
Обращайте внимание на голосовые факторы:
- Шум, посторонние разговоры, звук клавиатуры и других звонков — частый признак недобросовестного колл-центра.
- Скрипты. Звонящий читает текст, не отклоняясь от сценария, и медленно реагирует на встречные вопросы.

Чего нельзя делать: 10 фатальных ошибок
Даже невинные действия во время разговора могут привести к краже данных. Нужно внимательно изучить наши советы, запомнить их и обязательно применять в реальной жизни.
Итак, чего ни в коем случае нельзя говорить и делать в телефонном разговоре с неизвестными людьми:
- Переводить куда-то деньги. Ни под каким предлогом!
- Диктовать коды из SMS (даже если звонящий знает ваше ФИО, ИНН, адрес и другие данные).
- Сообщать любую личную информацию и данные о родственниках (имена, контакты, места работа и прочее).
- Сообщать, что вы одни дома (аферисты поймут, что можно давить на жертву).
- Называть остаток средств на ваших счетах и картах. Если там большие суммы, злоумышленники просто так не отстанут.
- Переходить по ссылкам из сообщений, даже если они ведут на «официальный сайт».
- Устанавливать какие-либо приложения по инструкции звонящего.
- Отправлять фото документов для «проверки личности».
- Верить в «секретные операции» — настоящие банкиры никогда не просят сохранять разговор в тайне.
- Использовать публичный Wi-Fi для операций с банком и финансами.
Мнение экспертов
Для такой социально-важной темы мы взяли комментарии у двух экспертов. Начнем с Андрея Бийчука, директора продукта «Защитник» МТС.
Какие виды телефонного мошенничества сейчас самые популярные?
По нашим последним данным, наибольшую активность проявляют следующие мошеннические схемы:
- 25% — предложения о дополнительном заработке с помощью инвестиционных проектов.
- 20% — звонки под видом представителей банков.
- 18% — звонки от имени мобильных операторов с просьбами срочно продлить номер.
- 9% — обращения от имени сотрудников компаний энергоснабжения и проверки счетчиков.
Откуда телефонные мошенники знают номера и ФИО людей?
Мошенники получают информацию благодаря утечкам данных из кредитных организаций, интернет-магазинов и других источников. Данные обрабатываются и объединяются в обширные базы, формируя профили пользователей. В нашем сервисе «Защитник» есть функция поиска утечек персональных данных. С ее помощью пользователи могут узнать о данных, которые утекли, и получить рекомендации о том, как необходимо действовать для сохранности данных.
Как не стать жертвой обмана?
Чтобы защитить себя, рекомендуем:
- Завершить разговор и самостоятельно перезвонить по официальному номеру компании, от лица которой исходил звонок.
- Создавать уникальные и сложные пароли для каждого аккаунта, комбинируя буквы, цифры и специальные символы.
- Не раскрывать свои личные данные (например, пароль или номер карты) третьим лицам. Настоящие сотрудники не запрашивают подобную информацию.
- Не переходить по сторонним ссылкам, присланным в SMS.
Валентин Поляков, владелец продукта антивирус в компании PRO32, также ответил на наши вопросы о мошенниках.
Какие технические уловки часто используют телефонные мошенники?
В качестве примера самых распространенных типов троянов, которые используют телефонные мошенники, можно привести:
- Поддельные копии известных приложений, к примеру мессенджера WhatsApp. Сценарий из реальной жизни — пользователь обнаружил, что поддержка мессенджера на его старом смартфоне прекращена, приложение больше не запускается. В поисках решения он нашел телеграмм-канал, в котором был размещен установочный APK-файл WhatsApp для старых версий Android (в данном случае речь шла про Android 4.2). После установки приложение предоставляет злоумышленникам контактные данные пользователя и получает доступ к данным входящих смс-сообщений.
- Пользователь отвечает на звонок, в ходе которого злоумышленники могут обманным путем уточнить дополнительные недостающие сведения. Например, это может быть ФИО или номер паспорта, которые потом используются для оформления микрокредитов и покупок в рассрочку на различных маркетплейсах.
В качестве защиты от такого вида мошенничества рекомендуем устанавливать приложения только из официальных источников (Google Play, RuStore или официальный сайт разработчика, если приложение отсутствует в магазинах приложений). Если ни одна из опций не подходит — в крайнем случае можно воспользоваться тематическими техническими форумами, например, 4PDA, где есть хотя бы минимальная модерация контента.
Во-вторых, всем пользователям устройств на базе Android крайне важно использовать полноценный антивирус для защиты мобильных устройств, так как для Android на сегодняшний день существует огромное количество вредоносного ПО.
В-третьих, не будет лишним установить самозапрет на получение кредитов через Госуслуги, если в ближайшее время вы не планируете их оформление.
Еще один пример трояна, который могут использовать злоумышленники, — это приложения, которые предоставляют полный удаленный доступ к устройству жертвы. Здесь можно выделить два основных сценария — когда пользователь по ошибке самостоятельно скачивает поддельный и пропатченный на предоставление постоянного доступа мошенникам APK-файл приложения, либо когда злоумышленники в ходе телефонного звонка обманом побуждают самого пользователя скачать и установить легальное ПО для удаленного доступа, а он по собственной воле разрешает доступ к устройству.
Чего ждать от телефонных мошенников в 2025 году?
- Использование ИИ. Искусственный интеллект обучается, чтобы правдоподобно подделывать голоса и визуальные образы. Это открывает новые возможности для мошенников. Самый простой вариант — это изменение голоса на чужой голос близкого человека на основе заранее полученного образца. Встречаются случаи использования дипфейк-видеозвонков, когда злоумышленник выглядит на видео как знакомый вам человек за счет ИИ-обработки в режиме реального времени. Каждый год качество видеообработчиков только возрастает, и жертвам мошенников становится все сложнее отследить подмену.
- Многоходовки. Мошенники совершают поочередно два звонка. В ходе первого «подозрительного» звонка пытаются выудить у пользователя персональные данные или шантажируют тем или иным способом. Через некоторое время жертва получает второй звонок уже от лица якобы правоохранителей, которые заявляют, что пресекли попытку мошенничества, а для сохранности скомпрометированных данных просят назвать еще больше персональных данных.
- Запугивание «острыми» темами. Очень распространена в последнее время схема шантажа, где жертву якобы уличают в финансировании терроризма, просмотре незаконного в РФ контента и так далее. Зачастую человек впадает в ужас от таких обвинений и в состоянии паники соглашается на любые требования злоумышленников, в том числе оставить «под залог» денежные средства.
Итоги
Будьте бдительны и не доверяйте посторонним людям. Пользуйтесь правилом 10 минут — прервите разговор, посоветуйтесь с близкими и проверьте информацию через официальные каналы.
Мошенничество — это бизнес, где ваши эмоции становятся товаром. Чем больше вы знаете о схемах, тем меньше шансов у аферистов. Делитесь этой статьей — возможно, она спасет чьи-то деньги и нервы.