
Американский бомбардировщик Northrop B‑2 Spirit — один из самых дорогих самолетов в истории авиации. Он почти не виден на радарах, способен нести ядерное и высокоточное вооружение и покрывать до 9600 км без дозаправки. Редакция Hi-Tech Mail рассказывает про воздушное судно, которое США использовало при ударе по ядерным объектам Ирана. В статье делимся характеристиками, стоимостью, историей создания и модификации летательного аппарата и сравниваем с аналогами.
Самое важное о бомбардировщике Northrop B-2 Spirit
В разделе собрали главное, что важно знать о стратегическом малозаметном бомбардировщике.
Первый серийный тяжелый самолет, созданный по схеме «летающее крыло».
Почти не виден на радарах благодаря стелс-технологиям и форме корпуса.
Максимальная нагрузка — около 18 тонн. Может нести как ядерные, так и высокоточные обычные боеприпасы.
Дальность полета — до 9600 км без дозаправки.
За всю историю построена лишь 21 машина.
Стоимость одного самолета — около 1,16 млрд долларов в ценах 1998 года.
B-2 Spirit способен нести сверхтяжелые бомбы GBU‑57, которые применяются для разрушения подземных объектов.
Что представляет собой стратегический бомбардировщик B-2 Spirit

B-2 Spirit — это стратегический бомбардировщик, который используется вооруженными силами США. Разработан компанией Northrop Grumman. Первый в мире серийный тяжелый самолет, у которого нет фюзеляжа — только крыло. Такая схема снижает заметность и упрощает управление. Всего построен 21 бомбардировщик.
Корпус покрыт радиопоглощающим композитом. Двигатели утоплены в крыло, воздух к ним поступает по S‑образным каналам, что маскирует турбины и снижает тепловую сигнатуру. Сопла сделаны плоскими: раскаленный воздух рассеивается быстрее и хуже виден в инфракрасном диапазоне. Воздухозаборники и края крыла расположены под углом, чтобы не отражать радиоволны. Все это делает B‑2 почти невидимым для радаров.
Стелс-бомбардировщик вмещает примерно 18 тонн груза. Это значит, что на борт можно погрузить до 80 обычных авиабомб, 16 ядерных боеприпасов или 8 высокоточных управляемых снарядов. В арсенале — кассетные боеприпасы, крылатые ракеты, бомбы с GPS-наведением и тактическое ядерное оружие. Снаряжение выбирается под задачу. Бомбардировщик может подняться на высоту до 15 тыс. м. Экипаж состоит из двух пилотов.
Интересный факт: прототип называется Spirit of America («Дух Америки»), почти все остальные модели получили имена в честь американских штатов — «Дух Миссури», «Дух Калифорнии» и т. д.
Создание и модификация
Разработку B‑2 начали в 1979 году по программе перспективного стратегического бомбардировщика. За контракт боролись две команды: Northrop/Boeing и Lockheed/Rockwell. Победил проект Northrop. Первый образец представили публике в 1988 году, а в 1989‑м он впервые поднялся в воздух. Самолеты собирали в Калифорнии, на заводе в Палмдейле. Сейчас B‑2 базируются только на одной авиабазе — Уайтмен, в штате Миссури.
Боевые вылеты начались в 1990‑х. B‑2 использовали в операциях в Югославии, Афганистане и Ираке. В 2003 году бомбардировщик признали полностью готовым к боевому применению. Главным разработчиком была компания Northrop Grumman. В проекте также участвовали Boeing, General Electric, Hughes и Vought.
B‑2 Spirit неоднократно модифицировали.
В 2008 году обновлены системы управления вооружением для поражения движущихся целей.
В 2009 году на B‑2 установили новую радиолокационную систему AN/APQ‑181 с активной фазированной решеткой. Она работает в другом частотном диапазоне и точнее обнаруживает цели.
В 2010 году начата замена материалов хвостовой части для защиты от вибраций и перегрева.
В 2012 году B‑2 получил защищенную спутниковую связь и обновленную навигацию. Испытания прошли во время учебного полета на Северный полюс.
С 2012 самолеты интегрированы в боевую информационную систему Пентагона.
Летно-технические характеристики B-2 Spirit

Характеристики B‑2 Spirit раскрывают, как устроен самолет. Данные приводим по открытым источникам.
Технические характеристики
Делимся основными техническими характеристиками стратегического бомбардировщика.
|
| ||
Длина |
| ||
Высота |
| ||
|
| ||
Двигатели |
| ||
|
| ||
|
| ||
|
|
Летные характеристики
B‑2 — дозвуковой самолет: он летает чуть медленнее скорости звука. У обычного истребителя радар улавливает отражение от площади 3–5 м². У B‑2 — от 0,0014 до 0,1 м². Это значит, что бомбардировщик, способный нести 16 ядерных бомб, может затеряться среди помех — настолько мало радиоволн от него возвращается.
В таблице приводим основные летные характеристики.
|
| ||
|
| ||
|
| ||
Боевой радиус |
| ||
|
| ||
|
|
Вооружение
Перечислим основное вооружение бомбардировщика.
|
|
| |||
|
|
| |||
|
|
| |||
|
|
| |||
|
|
|
Где используется бомбардировщик B-2 Spirit

B‑2 стоит на вооружении ВВС США. Бомбардировщики располагаются на авиабазе Уайтмен в штате Миссури. Отдельные машины используются для тренировок в составе испытательных эскадрилий.
1999 — первое боевое применение в рамках операции НАТО в Югославии. За первые восемь недель B‑2 выполнили 50 вылетов и сбросили свыше 600 высокоточных боеприпасов JDAM.
2001 — участие в начале операции в Афганистане. Один из вылетов длился 44 часа с дозаправкой в воздухе.
2003 — применение в Ираке. Самолеты вылетали с авиабазы Уайтмен и с базы на острове Диего-Гарсия. За первые недели бомбардировщики выполнили 49 боевых вылетов.
2011 — удары по целям в Ливии в ходе международной операции. Три B‑2 нанесли удар по аэродрому, пролетев туда и обратно с территории США.
2017 — удар по лагерю боевиков в Ливии. Два B‑2 сбросили более 100 управляемых авиабомб.
2024 — серия точечных ударов по подземным складам оружия в Йемене.
2025 — участие в операции на территории Ирана: бомбардировщики B‑2 нанесли удар по ядерным объектам с применением сверхтяжелых бомб GBU‑57.
Сколько стоит бомбардировщик B-2 Spirit
По данным с официального сайта ВВС США, стоимость одного стелс-бомбардировщика составляет около 1,16 млрд долларов в ценах 1998 финансового года. В пересчете на текущий уровень это примерно 2—2,5 млрд долларов, что делает B-2 Spirit самым дорогим самолетом в мире.
Вся программа B-2 в 1997 году оценивалась в 45 млрд долларов США. С учетом научно-технических и опытно-конструкторских разработок стоимость одной машины уже в конце 1990-х годов достигала 2,1 млрд в американской валюте.
Сравнение B2 Spirit с аналогами
Сравниваем B‑2 Spirit с другими стратегическими бомбардировщиками, которые стоят на вооружении в США и России. В таблице — американский B‑52H, а также российские Ту‑95 и Ту‑160. Модели отличаются по скорости, дальности, нагрузке и применяемым технологиям.

Аварии стратегического бомбардировщика B-2 Spirit
Несмотря на высокую надежность и ограниченное количество машин, B‑2 Spirit не избежал аварий.
2008 — первый и единственный случай полной потери B‑2. Самолет разбился на Гуаме из-за ошибки в системе управления, вызванной конденсатом. Экипаж катапультировался.
2010 — B‑2 загорелся при запуске двигателей на авиабазе Андерсен. Ремонт занял почти четыре года и стоил более 105 млн долларов.
2021 — аварийная посадка на авиабазе Уайтмен из-за технической неисправности шасси. Самолет выкатился с полосы.
2022 — еще одна аварийная посадка на базе в Уайтмене. После приземления самолет загорелся из-за неисправности. Его потушили, но бомбардировщик получил повреждения.