Бомбардировщик Northrop B-2 Spirit: как устроен самый скрытный самолет США

Этот самолет способен пересечь полмира, сбросить 16 ядерных бомб и вернуться на базу. Рассказываем про характеристики и особенности бомбардировщика Northrop B‑2 Spirit, который стоит на вооружении ВВС США.
Главное
B-2 Spirit
Характеристики
Использование
Стоимость
Аналоги
Аварии
Главное
B-2 Spirit
Характеристики
Использование
Стоимость
Аналоги
Аварии
Еще
Бомбардировщик Northrop B-2 Spirit летит на фоне гор
Бомбардировщик Northrop B-2 SpiritИсточник: By USGov Military-Air Force - USGov Military-Air Force, Public Domain

Американский бомбардировщик Northrop B‑2 Spirit — один из самых дорогих самолетов в истории авиации. Он почти не виден на радарах, способен нести ядерное и высокоточное вооружение и покрывать до 9600 км без дозаправки. Редакция Hi-Tech Mail рассказывает про воздушное судно, которое США использовало при ударе по ядерным объектам Ирана. В статье делимся характеристиками, стоимостью, историей создания и модификации летательного аппарата и сравниваем с аналогами. 

Самое важное о бомбардировщике Northrop B-2 Spirit

В разделе собрали главное, что важно знать о стратегическом малозаметном бомбардировщике.

  • Первый серийный тяжелый самолет, созданный по схеме «летающее крыло».

  • Почти не виден на радарах благодаря стелс-технологиям и форме корпуса.

  • Максимальная нагрузка — около 18 тонн. Может нести как ядерные, так и высокоточные обычные боеприпасы.

  • Дальность полета — до 9600 км без дозаправки.

  • За всю историю построена лишь 21 машина. 

  • Стоимость одного самолета — около 1,16 млрд долларов в ценах 1998 года. 

  • B-2 Spirit способен нести сверхтяжелые бомбы GBU‑57, которые применяются для разрушения подземных объектов.

Что представляет собой стратегический бомбардировщик B-2 Spirit

Бомбардировщик Northrop B-2 Spirit на взлетной полосе
Бомбардировщик Northrop B-2 SpiritИсточник: By MilborneOne - Own work, CC BY-SA 3.0

B-2 Spirit — это стратегический бомбардировщик, который используется вооруженными силами США. Разработан компанией Northrop Grumman. Первый в мире серийный тяжелый самолет, у которого нет фюзеляжа — только крыло. Такая схема снижает заметность и упрощает управление. Всего построен 21 бомбардировщик. 

Корпус покрыт радиопоглощающим композитом. Двигатели утоплены в крыло, воздух к ним поступает по S‑образным каналам, что маскирует турбины и снижает тепловую сигнатуру. Сопла сделаны плоскими: раскаленный воздух рассеивается быстрее и хуже виден в инфракрасном диапазоне. Воздухозаборники и края крыла расположены под углом, чтобы не отражать радиоволны. Все это делает B‑2 почти невидимым для радаров.

Стелс-бомбардировщик вмещает примерно 18 тонн груза. Это значит, что на борт можно погрузить до 80 обычных авиабомб, 16 ядерных боеприпасов или 8 высокоточных управляемых снарядов. В арсенале — кассетные боеприпасы, крылатые ракеты, бомбы с GPS-наведением и тактическое ядерное оружие. Снаряжение выбирается под задачу. Бомбардировщик может подняться на высоту до 15 тыс. м. Экипаж состоит из двух пилотов. 

Интересный факт: прототип называется Spirit of America («Дух Америки»), почти все остальные модели получили имена в честь американских штатов — «Дух Миссури», «Дух Калифорнии» и т. д.  

Создание и модификация

Разработку B‑2 начали в 1979 году по программе перспективного стратегического бомбардировщика. За контракт боролись две команды: Northrop/Boeing и Lockheed/Rockwell. Победил проект Northrop. Первый образец представили публике в 1988 году, а в 1989‑м он впервые поднялся в воздух. Самолеты собирали в Калифорнии, на заводе в Палмдейле. Сейчас B‑2 базируются только на одной авиабазе — Уайтмен, в штате Миссури. 

Боевые вылеты начались в 1990‑х. B‑2 использовали в операциях в Югославии, Афганистане и Ираке. В 2003 году бомбардировщик признали полностью готовым к боевому применению. Главным разработчиком была компания Northrop Grumman. В проекте также участвовали Boeing, General Electric, Hughes и Vought. 

B‑2 Spirit неоднократно модифицировали.

  • В 2008 году обновлены системы управления вооружением для поражения движущихся целей.

  • В 2009 году на B‑2 установили новую радиолокационную систему AN/APQ‑181 с активной фазированной решеткой. Она работает в другом частотном диапазоне и точнее обнаруживает цели.

  • В 2010 году начата замена материалов хвостовой части для защиты от вибраций и перегрева.

  • В 2012 году B‑2 получил защищенную спутниковую связь и обновленную навигацию. Испытания прошли во время учебного полета на Северный полюс.

  • С 2012 самолеты интегрированы в боевую информационную систему Пентагона.

Летно-технические характеристики B-2 Spirit

Бомбардировщик Northrop B-2 Spirit на фоне неба
Бомбардировщик Northrop B-2 SpiritИсточник: By Onetwo1 at English Wikipedia, CC BY-SA 3.0

Характеристики B‑2 Spirit раскрывают, как устроен самолет. Данные приводим по открытым источникам. 

Технические характеристики 

Делимся основными техническими характеристиками стратегического бомбардировщика. 

Размах крыла
52,42 м
Длина
21,03 м
Высота
5,18 м
Полезная нагрузка
До ~18 000 кг
Двигатели
4 × F118-GE-100, турбореактивные двухконтурные
Масса пустого самолета
72 575 кг
Дальность полета
Межконтинентальная
Площадь крыла
460 м²

Летные характеристики

B‑2 — дозвуковой самолет: он летает чуть медленнее скорости звука. У обычного истребителя радар улавливает отражение от площади 3–5 м². У B‑2 — от 0,0014 до 0,1 м². Это значит, что бомбардировщик, способный нести 16 ядерных бомб, может затеряться среди помех — настолько мало радиоволн от него возвращается.

В таблице приводим основные летные характеристики.

Максимальная скорость
1010 км/ч 
Крейсерская скорость
900 км/ч 
Максимальная дальность полета
~9600 км без дозаправки, ~18 000 км с одной дозаправкой
Боевой радиус
5300 км
Максимальная высота
15 240 м
ЭПР (эффективная площадь рассеяния)
Примерно 0,0014 до 0,1 м² 

Вооружение 

Перечислим основное вооружение бомбардировщика.

Ядерное оружие
16 × B61-11 или 16 × B83
B61 — маломощная регулируемая бомба, B83 — мощная термоядерная для стратегических целей
Обычные бомбы
80 × Mk.82 или 16 × Mk.84 или 36 × кассетных CBU-87 / CBU-89 GATOR
Mk.82/Mk.84 — свободнопадающие бомбы. CBU — кассетные
Высокоточное оружие
8 × GBU-27 или 8 × AGM-154 JSOW или 12 × JDAM
GBU — лазерное наведение, JDAM — GPS-коррекция, JSOW — планирующий боеприпас
Крылатые ракеты
16 × AGM-158 JASSM
Ракеты малозаметны, дальнобойны, применяются вне зоны ПВО
Проникающее оружие
2 × GBU-57 MOP
Специальные сверхтяжелые бомбы для разрушения подземных бункеров

Где используется бомбардировщик B-2 Spirit

Бомбардировщик Northrop B-2 Spirit летит над городом
Бомбардировщик Northrop B-2 SpiritИсточник: By U.S. Air Force / Tech. Sgt. Justin D. Pyle

B‑2 стоит на вооружении ВВС США. Бомбардировщики располагаются на авиабазе Уайтмен в штате Миссури. Отдельные машины используются для тренировок в составе испытательных эскадрилий.

  • 1999 — первое боевое применение в рамках операции НАТО в Югославии. За первые восемь недель B‑2 выполнили 50 вылетов и сбросили свыше 600 высокоточных боеприпасов JDAM.

  • 2001 — участие в начале операции в Афганистане. Один из вылетов длился 44 часа с дозаправкой в воздухе.

  • 2003 — применение в Ираке. Самолеты вылетали с авиабазы Уайтмен и с базы на острове Диего-Гарсия. За первые недели бомбардировщики выполнили 49 боевых вылетов.

  • 2011 — удары по целям в Ливии в ходе международной операции. Три B‑2 нанесли удар по аэродрому, пролетев туда и обратно с территории США.

  • 2017 — удар по лагерю боевиков в Ливии. Два B‑2 сбросили более 100 управляемых авиабомб.

  • 2024 — серия точечных ударов по подземным складам оружия в Йемене.

  • 2025 — участие в операции на территории Ирана: бомбардировщики B‑2 нанесли удар по ядерным объектам с применением сверхтяжелых бомб GBU‑57.

Сколько стоит бомбардировщик B-2 Spirit

По данным с официального сайта ВВС США, стоимость одного стелс-бомбардировщика составляет около 1,16 млрд долларов в ценах 1998 финансового года. В пересчете на текущий уровень это примерно 2—2,5 млрд долларов, что делает B-2 Spirit самым дорогим самолетом в мире. 

Вся программа B-2 в 1997 году оценивалась в 45 млрд долларов США. С учетом научно-технических и опытно-конструкторских разработок стоимость одной машины уже в конце 1990-х годов достигала 2,1 млрд в американской валюте. 

Сравнение B2 Spirit с аналогами 

Сравниваем B‑2 Spirit с другими стратегическими бомбардировщиками, которые стоят на вооружении в США и России. В таблице — американский B‑52H, а также российские Ту‑95 и Ту‑160. Модели отличаются по скорости, дальности, нагрузке и применяемым технологиям.

Таблица сравнения бомбардировщика B-2 Spirit с аналогами
Сравнение бомбардировщика B-2 Spirit с аналогамиИсточник: Hi-Tech Mail

Аварии стратегического бомбардировщика B-2 Spirit

Несмотря на высокую надежность и ограниченное количество машин, B‑2 Spirit не избежал аварий. 

  • 2008 — первый и единственный случай полной потери B‑2. Самолет разбился на Гуаме из-за ошибки в системе управления, вызванной конденсатом. Экипаж катапультировался.

  • 2010 — B‑2 загорелся при запуске двигателей на авиабазе Андерсен. Ремонт занял почти четыре года и стоил более 105 млн долларов.

  • 2021 — аварийная посадка на авиабазе Уайтмен из-за технической неисправности шасси. Самолет выкатился с полосы.

  • 2022 — еще одна аварийная посадка на базе в Уайтмене. После приземления самолет загорелся из-за неисправности. Его потушили, но бомбардировщик получил повреждения.