Anssi Vanjoki: Хочу вас поприветствовать, а также поблагодарить за возможность этой встречи. Не так давно я имел честь общаться с некоторыми из вас, минуло немного времени. Но все же достаточно, чтобы мне было о чем поговорить. Наверняка вы уже познакомились с недавними анонсами наших новых продуктов и сервисов. Так, OVI Store будет запущен в июне, в мире с энтузиазмом обсуждают наши новые продукты. Nokia хорошо подготовлена и уверенно удерживает позиции на рынке, несмотря на экономический кризис. Уверен, когда кризис минует, Nokia выйдет из него еще более сильной по сравнению с докризисным уровнем. Безусловно, такие крупные и бурно развивающиеся рынки, как Россия, играют очень важную роль в наших планах. Сегодня я здесь, чтобы рассказать чуть поподробнее о новых продуктах и услугах от нашей компании, которые мы анонсируем для российского рынка в ближайшем времени.
"Говоря о кризисе и его последствиях, что Nokia планирует предпринимать в долгосрочной перспективе в ближайшие несколько лет? Сейчас компания занимается оптимизацией численности персонала, сокращением продуктового ряда. Как кризис скажется на портфолио? Подвергнутся ли дальнейшему сокращению какие-то линейки продуктов, или же ассортимент останется на прежнем уровне в целом?"
Anssi Vanjoki: Нельзя назвать нынешний экономический климат благоприятным, однако даже в таких условиях мы не теряемся. Мы разработали целый ряд мер, который поможет нам оставаться конкурентоспособными. Прежде всего, нужно правильно выбрать цель и сфокусироваться на ней, не распыляя вложения сил и средств на менее значимые проекты. С наступлением тяжелых времен поле выбора для нас сузилось вплоть до одного, самого выгодного варианта. С каждым днем становится все более очевидным, что рынок мобильных телефонов стремительно превращается в рынок мобильных компьютеров, которые умещаются в руке. Все наши усилия будут сфокусированы на развитии платформы S60. Завтрашний день трудно представить без участия opensource-разработчиков. На рынке же обычных мобильных телефонов идет ожесточенная игра на снижение цен. Nokia, будучи крупнейшим производителем сотовых, и сегодня чувствует себя вполне уверенно в роли лидера на этом рынке. Уделяя максимум внимания рынку смартфонов и коммуникаторов, компания постарается удержать свой статус и на рынке традиционных мобильных телефонов.
"А что насчет североамериканского рынка? На нашей прошлой встрече вы пророчили серьезные улучшения в этом секторе. Оказалось ли шести месяцев достаточно, чтобы подвижки стали заметны?"
Anssi Vanjoki: Не так давно мы анонсировали новый продукт для Verizon (модель 7205 Intrigue, прим. редактора). Еще в прошлый раз мы обещали, что революции не случится, но уже скоро вы воочию увидите достигнутый нами прогресс. Этот долгий путь складывался из множества маленьких, но очень уверенных шагов.
"Будут ли какие-то новые эксклюзивные модели для AT&T, как компания оценивает перспективы представленных ранее продуктов?"
Anssi Vanjoki: «Не в наших правилах давать комментарии по поводу индивидуального сотрудничества с отдельными компаниями и насчет каких-то отдельных моделей, будь то AT&T или T-Mobile.
"Вот вы только что говорили о сверхмобильных компьютерах. В последнее время ведущие производители вкладывали и продолжают вкладывать усилия и средства в развитие линеек нетбуков. А как бы ваша компания сыграла на этом поле?"
Anssi Vanjoki: Наше видение ситуации таково. Представьте себе шкалу, на одном конце которой – традиционный мобильный телефон, а на другом – традиционный настольный компьютер. Промежуток между двумя экстремумами заполнен смартфонами, коммуникаторами, планшетами, КПК, нетбуками и прочими умными устройствами, которые можно носить с собой. Где же проходит граница между компьютером и мобильным устройством связи? За компьютером работают сеансами, а «умный» мобильник создан специально для круглосуточного, постоянного использования без загрузок, выключений и перезагрузок. Так вот, на мой взгляд эти ваши нетбуки – попросту упрощенные и ослабленные настольные ПК. В нашем понимании мобильность – это готовность к работе в любое время, в любом месте, в любых условиях. Малого веса и компактности попросту недостаточно. Не думаю, что нетбуки превратятся в преобладающий тип архитектуры мобильных устройств. Будущее за гаджетами, которым неведомо понятие «сеанс работы». Это совершенно отдельный сектор рынка, который не стоит смешивать с рынком нетбуков. Нетбук не только очень компактен, он еще и дешев, а к тому же обладает довольно невнушительными техническими характеристиками. Популярность нетбуков во время экономической рецессии объясняется как раз их невысокой стоимостью, однако чести им это не делает. Выпуск нетбуков – неплохой тактический ход для любой компании, но все же, на мой взгляд, нетбук нельзя причислять к истинно мобильным устройствам. Это просто даунгрейд компьютера. Будут ли нетбуки от Nokia? Следите за анонсами. В любом случае, для нас это – не стратегическое направление развития.
"Давайте вернемся к кризису и его последствиям. Кое-кто из числа рыночных экспертов поговаривает, что в бюджетном сегменте вовсю наблюдается рост, в топовом сегменте – без перемен, а в среднем сегменте нарастает упадок. Как бы вы это прокомментировали?"
Anssi Vanjoki: Увы, сейчас нам не стоит раскрывать какие-либо детали касательно финансового положения компании и еще продаж по секторам. Повторю, никаких краткосрочных прогнозов. Лишь повторю уже сказанное в январе – как мы и ожидали, сокращение рынка составило примерно десять процентов. Наше стратегическое видение ситуации – наделенные смарт-функциями аппараты в своем развитии приближаются к компьютерной составляющей, нежели телефонной.
"Пожалуйста, несколько слов о OVI Store и третьих компаниях, которые примут участие в этой инициативе."
Anssi Vanjoki: Не хочу говорить от лица других компаний, они сами будут анонсировать свое желание поучаствовать в проекте. Единственное, что скажу – с самого момента открытия OVI Store в нем будут доступны приложения от тысяч различных компаний. Наши предыдущие опыты с загружаемыми программами – своего рода тренировочный разбег, равно как и ориентация на «дружбу» с Java.
Victor Saeijs: И да, кстати, Россия попала в список первых 9 стран, жителям которых посчастливиться первыми получить возможность работать с OVI Store.
"Обрисуйте вашу бизнес-модель присутствия на российском рынке. Что насчет оплаты приложений, какие биллинговые системы вы планируете использовать? Ведь это – самый сложный момент во всей этой истории."
Anssi Vanjoki: OVI Store будет дружественным к различным видам платежей и моделям ведения бизнеса. Что же до самого запуска сервиса, традиционным способом было бы взять кредит и начать раскрутку бизнеса. В странах, где мы плотно сотрудничаем с операторами, идеальная форма оплаты услуг OVI Store – вычет со счета абонента с использованием родной биллинговой системы оператора. В России можно будет оплачивать услуги OVI Store прямо с помощью автоматов оплаты мобильных счетов и т.п. Мы понимаем, что критический момент в развитии этого бизнеса – дать клиентам возможность купить что-либо здесь и сейчас, не утруждая себя мудреными способами оплаты, и мы делаем все что в наших силах, чтобы претворить это в реальность.
"А что насчет Nokia comes with music? Когда вы запустите это в России?"
Anssi Vanjoki: Во второй половине года. Технические возможности позволяют нам запустить этот сервис хоть завтра, однако нужно время, чтобы плавно влиться в рынок, а не вломиться туда.
"Будет ли DRM-защита в продаваемой музыке или нет?"
Anssi Vanjoki: На самом деле это право правообладателя – устанавливать на контент защиту или нет, так что мы не можем просто запретить DRM или навязать его.
"Вопрос по поводу мобильных сервисов OVI. Что вы думаете по поводу их монетизации?"
Anssi Vanjoki: Наше сотрудничество с компаниями регулируется рядом бизнес-норм, и распределение доходов – не исключение. Все разработчики должны получить свою часть дохода, и по стандартным правилам они автоматически получают фиксированный процент со всех проданных копий приложений.
"Вы работаете не индивидуальными лицами, а с компаниями-разработчиками..."
Anssi Vanjoki: Мы и с физическими лицами могли бы работать, но для этого желающему нужно соблюсти слишком большую массу формальностей. На практике такие бизнес-модели не слишком оправданы с нашей точки зрения.
"А как вы планируете делить выручку?"
Anssi Vanjoki: Существует несколько вариантов, но, по правде говоря, самым простым и доступным будет такой: разработчик получает 70%, а мы – остающиеся 30%.
"Вопрос о постпродажном обслуживании аппаратов Nokia. У вас был партнер Гаджет-Сервис, но не так давно они объявили себя банкротом, а многие аппараты, отданные в сервис, остались без ремонта. Есть ли у вас планы привлечь новых партнеров?"
Anssi Vanjoki: Такое случается на любом рынке, в России – чуть чаще, чем мы привыкли ожидать. Исчезновение Гаджет-Сервиса – большой удар для нас, ведь мы очень ответственный бренд, и на российском рынке мы поступим в возникшей ситуации так, как поступили бы на рынке любой другой страны. Мы не можем оставить без внимания возможные проблемы наших клиентов, и сейчас мы прилагаем все усилия, чтобы снова обеспечить их качественным сервисом. Новая организация сервиса будет предусматривать меры, которые больше не позволят этой системе исчезнуть мгновенно из-за краха партнера.
"У вас есть Flagship Store, флагманский магазин по продаже аппаратов Nokia. Как вы смотрите на идею открытия так называемого Flagship Service соответствующего уровня для ваших клиентов?"
Anssi Vanjoki: Очень интересная мысль! Мы уже проводили полевые испытания на ряде рынков, но ничего конкретного сообщить не могу. Мгновенный контакт с клиентом – очень, очень хорошая идея.
"А Nokia Online Store в России – это реально?"
Anssi Vanjoki: Конечно! Посмотрим, как пойдет дело с OVI Store, а там и до Nokia Store недалеко... если, конечно, дела пойдут хорошо. Ничего конкретного не скажу, но вопрос очень плотно рассматривается. Если цифровые товары будут пользоваться спросом, почему бы не попытаться начать продавать и аппараты?
"Расскажите что-нибудь о ваших впечатлениях о прошедшем недавно Mobile World Congress."
Anssi Vanjoki: Мы, как, наверное, и все посетители, отметили меньший масштаб мероприятия. Не было такого количества гостей, как на прошлых выставках, однако посетители, похоже, на этот раз проявляли больше интереса к нашим продуктам и предложениям. Возможно, MWC просто разросся до таких масштабов, что человеку непросто разобраться, что именно для него представляет первостепенный интерес. И небольшое уменьшение масштаба пойдет выставке только на пользу.
"На протяжении предыдущих двух лет постоянно появлялись все новые слухи по поводу технологии DVBH, а сегодня про нее не слышно ничего."
Anssi Vanjoki: Это скорее не технология, а одна сплошная проблема. В некоторых странах уже вовсю выдаются лицензии на вещание, однако правообладатели контента никак не могут договориться с желающими заниматься его дистрибуцией. Камень преткновения - как же все-таки делить такой совместный бизнес, и насколько широкие права на контент получает вещатель, выкупая что-либо у правообладателя. Доходит до споров о том, следует ли считать несущий информацию сигнал каналом дистрибуции или редистрибуции? Компании, заинтересованные в вещании через DVB-H, конечно же, хотят истолковать это как канал дистрибуции «от первого лица», в таком случае закон предусматривает для них максимум прав, какие они могут получить при лицензировании контента у его создателей. Будь оно так, на основе прецедента можно было бы построить новую бизнес-модель, выгодную DVB-H-вещателям. А правообладатели твердят: нет, извините, когда один и тот же сигнал ловится хотя бы двумя разными антеннами, то это уже редистрибуция. Нужны решительные действия, чтобы наконец положить конец этим «канцелярским разборкам», иначе перетягивание одеяла затянется надолго. Спрос, хочу заметить, на услуги подобного рода уже имеется. А вот адекватное предложение отсутствует, потому что сам этот бизнес еще в зачаточной стадии.
"А каким вы видите будущее DVB-H в России? Не думаю, что у него тут велики шансы прижиться. Больше шансов у технологии WiMAX, к примеру. Что вы можете сказать на этот счет?"
Anssi Vanjoki: Технические возможности - не самый главный ограничивающий фактор. Почему обязательно DVBH, а не какая-нибудь более доступная финансово и технологически альтернатива? Можно задействовать и иную систему широкого вещания, сохранив лишь базовый принцип. Конечно, есть 3G, WiMAX и ряд других способов, но мы настаиваем именно на доступном и дешевом широком вещании. Мобильный броудкастинг настолько экономичен, что попросту выживает все прочие технологии передачи видеосигнала для покрытия широкой аудитории.
"Не расскажете нам про сотрудничество с местными операторами связи в контексте мобильных сервисов? С каждым будете работать на индивидуальных условиях, или правила игры будут для всех одинаковы?"
Anssi Vanjoki: Если вы имеете в виду биллинг, то это уже дело оператора - решать, на каких условиях они хотят предоставлять своим клиентам контент из OVI Store. Тут я не могу судить самостоятельно - предоставление услуг провайдера клиенту - это целиком дело провайдера и клиента, мы же обсуждать базовые цены на контент в OVI Store. Самое главное в этом деле - на плечи оператора полностью ложится инициатива: каким образом предоставить абоненту максимально быстрый и удобный способ оплаты? Ни для кого не секрет, что Nokia максимально открыта всем инициативам партнеров, мы всегда рады сотрудничеству.
"Изменились ли планы по поводу открытия эксклюзивных, монобрендовых бутиков и магазинов Nokia? Не помешал ли кризис начинаниям?"
Anssi Vanjoki: Прежде всего нужно дождаться, когда розничные сети придут в чувство после катастрофы. Однако мы и в настоящих условиях продолжаем продвигать наши планы.
"Что вы можете сказать о возможности появления брендированных аппаратов для местных операторов связи – МТС, Мегафон, Вымпелком?"
Anssi Vanjoki: Если вы имеете ввиду аппараты для операторов, для продажи под собственными брендами, то, конечно, нет. Nokia всегда выпускала продукцию под своим брендом. Однако если вы говорите о ко-брендировании, то естественно, такая вероятность очень высока. Мы имеем положительный опыт выпуска аппаратов совместно с операторами связи в Европе и США, как, например, Verizon, T-Mobile, и такой опыт возможет и в России.
"В настоящее время много говорится о технологии LTE, какие у вас планы относительно этой технологии? Что вы можете сказать о появлении аппаратов, мультимедийных компьютеров с поддержкой LTE?"
Anssi Vanjoki: LTE-рынку – однозначно быть. Однако в настоящее время уровень инвестиций немного упал, и развитие идет не так быстро, как хотелось бы. План по наступлению на LTE-рынок у нас есть. Оно будет агрессивным, и вы скоро увидите мобильные компьютеры от Nokia на платформе Symbian и Maemo в будущем. Что же до WiMAX, мы не дуаем, что это настолько хорошая и интересная технология, чтобы компания ей заинтересовалась, пока есть более знакомые, проработанные альтернативы.
"Вы упомянули основанную на Linux платформу Maemo наравне с S60, какие у вас планы относительно этой программной платформы?"
Anssi Vanjoki: На самом деле обе эти системы важны для нас. Эволюция концепт-дизайна продуктов движется так: вначале от дополнительных модулей в телефоне (камера, плеер) к смартфону, от смартфона - к мобильному компьютеру, а время LTE наступит в 2010. Причем будущие аппараты от Nokia с поддержкой LTE будут базироаться как на S60, так и на не менее перспективной для нас Maemo, в разработку которой сейчас вкладываются огромные усилия.
"Вы основали Symbian Foundation, но еще есть Linux. Причем это не просто опция, а очень важное направление для вложений. Но что будет когда Maemo станет гораздо более массовой, как вы намерены решить проблему с совместимостью приложений для S60?"
Anssi Vanjoki: Понимаете, будет единая программная оболочка, которая работает как на устройствах с Maemo, так и на S60. По сути это две по-разному созданные среды, которые работают одинаково, и программы, написанные для оболочки S60, будут работать и на Maemo. Необходима лишь простейшая настройка приложений, тех параметров, которые зависят от аппаратных особенностей самих устройств. Некоторые мелочи, например, могут просто отсутствовать в устройствах на базе Maemo.
"Что вы можете сказать о «телефонной» платформе Series 40? Почему телефоны не получают такого же разнообразия сервисов, всех последних технологий по сравнению с компьтерами на базе S60 и Maemo?"
Anssi Vanjoki: Концепт обычного телефона уже давно созрел и застыл. Он не требует дальнейшего развития. С телефона мы звоним и пишем сообщения, и, собственно, все... Различные сервисы в наших телефонах – это лишь дополнительная особенность, в отличие от мобильных компьютеров, где сервисы - главное предназначение. Этим и можно объяснить тот факт, что все последние наши достижения вы видите отнюдь не в телефонах, а в компьютерах.
Ссылки по теме:
Обзор мультимедийного компьютера Nokia N97