Корпоративные коммуникации в российских компаниях: что предлагает рынок
За последние пару лет отечественные решения для унифицированных корпоративных коммуникаций (UC) находятся в активной догоняющей позиции по отношению к мировым лидерам, таким как MS Teams, Zoom, Skype и другим. При том, что появилось достаточно сервисов, которые закрывают ключевые потребности компаний, очевидного лидирующего вендора и «трендсеттера», каковым был Microsoft, мы пока не видим. Стратегия заказчиков сейчас заключается в создании своих экосистем, объединяющих лучшее от разных продуктов, и интеграции их между собой.

Самое любопытное в сложившейся ситуации на рынке корпоративных решений то, что он уже не ориентирован на импортозамещение зарубежных продуктов как таковое. У заказчиков появились иные мотивы «переходить на российское». Во-первых, это угрозы безопасности. При использовании публичных мессенджеров зарубежного происхождения невозможно контролировать потоки данных, как сказал один из заказчиков, «когда коллеги в стороннем мессенджере обмениваются документами, они их дарят всему миру». Во-вторых, многие заказчики сегодня хотят расширить кругозор и понять, какие возможности предоставляют отечественные продукты, до какого уровня они выросли, даже если у бизнеса пока нет острой необходимости.
Безопасность российских коммуникационных решений и новые требования регуляторов
Идея ограничить использование публичных мессенджеров в работе российских организаций обсуждается в России не первый год. Поводом для ее активного продвижения стали несколько факторов, накапливающихся с 2022 года:
- Рост мошенничества через мессенджеры. По данным Центробанка и МВД, значительная часть мошенничеств с банковскими картами и персональными данными происходила через WhatsApp, Telegram и другие иностранные мессенджеры. Злоумышленники представлялись сотрудниками банков, государственных служб и компаний, отправляя фишинговые ссылки, поддельные документы и запросы на перевод денег. В корпоративной среде публичные мессенджеры нередко становятся объектами атак киберпреступников, когда чувствительные бизнес-данные становятся доступны иностранным спецслужбам.
- Утечка персональных данных. Поскольку зарубежные платформы не обязаны хранить данные пользователей в России и могут передавать информацию третьим лицам за границей, использование таких мессенджеров для деловой переписки нарушает закон «О персональных данных».
- Суверенитет и цифровая безопасность. Государство стремится к цифровому суверенитету — то есть к использованию только тех IT-инструментов, которые находятся под контролем внутри страны. По закону № 149-ФЗ использование иностранных мессенджеров запрещено для обмена корпоративной информацией в государственных и стратегически важных предприятиях. Роскомнадзор ведет перечень запрещённых платформ, включая популярные WhatsApp, Telegram и Zoom. Нарушение этого запрета грозит крупными штрафами: от 30 000 рублей для должностных лиц до 700 000 рублей для юридических.
С 1 июня 2025 года в России вступил в силу закон № 41-ФЗ, запрещающий использование иностранных мессенджеров при передаче конфиденциальной информации в ряде государственных и финансовых организаций.

Кого касается запрет:
- Федеральные, региональные и муниципальные органы власти, подведомственные учреждения, органы местного самоуправления;
- Банк России;
- Госкомпании, государственные и муниципальные унитарные предприятия, публично-правовые компании, хозяйственные общества (с долей госучастия свыше 50%);
- Кредитные организации, некредитные финансовые организации, субъекты национальной платежной системы;
- Операторы связи;
- Владельцы сервисов размещения объявлений, доступ к которым в течение суток составляет более 100 тыс. пользователей на территории РФ;
- Крупные интернет-платформы, у которых аудитория пользователей в сутки составляет более 500 тыс. на территории РФ;
- Владельцы агрегаторов информации о товарах и услугах (например, турагентства, маркетплейсы).
Под запрет попали мессенджеры иностранного производства, самые популярные и которых Telegram, WhatsApp, Skype for Business, Microsoft Teams. Новый запрет распространяется на все ситуации, когда компания адресно информирует или консультирует гражданина через иностранный мессенджер (рассылка уведомлений, подтверждение заказов, техподдержка и прочее). К примеру, если вы просто ведете свой Telegram-канал с новостями — это не нарушение. Но если через Telegram-бота ваши клиенты получают номер заказа, ссылку на оплату — это уже подпадает под запрет.

Новый регламент дополняет нормы об административной ответственности за нарушение федерального закона «О связи». Госдума утвердила штрафы еще в июне 2023 года — и уже есть прецеденты. Должностные лица и компании, которые нарушат закон, могут быть оштрафованы на сумму от 30 000 до 700 000 тыс. рублей. Также существует возможность блокировки аккаунтов в мессенджерах со стороны Роскомнадзора, если запрет игнорируется.
Что делать организациям из списка выше? Только те платформы, которые передают данные на территории России и соответствуют требованиям ФСБ и Роскомнадзора, могут использоваться в официальной и коммерческой коммуникации. Проверить, разрешен ли конкретный мессенджер в России, можно на официальном сайте Реестра российского ПО. К примеру, к таким относится (и уже активно используется крупнейшими корпорациями России) платформа коммуникаций eXpress.
Два вектора развития корпоративных коммуникаций в России: безопасность и эффективность
Как в B2B, так и в B2C сегменте наиболее перспективным путем развития UC-инструментов экперты называют супераппы (суперприложения с мини-аппками в едином интерфейсе. Технологии интеграций нескольких сервисов в одно приложение с доступом даже с мобильного устройства, механизмы информационной безопасности и даже кейсы создания такого продукта уже есть в нашей стране.

В роли фундамента супераппа выступает коммуникационная платформа, в рамках которой работают мессенджер, видеоконференции, рабочая почта и календарь. Затем на первый план выходят бизнес-потребности конкретной компании. Для интеграции внутри супераппа доступны около 90% всех цифровых сервисов, используемых в российском бизнесе. Чаще всего мобильный доступ требуется реализовать к личному кабинету сотрудника/руководителя, получению новых задач и поручений, согласованию, отправке заявок в службу поддержки пользователей (ServiceDesk), электронному документообороту, всевозможным системам мониторинга, 1С, CRM, ERP, BI-аналитике и прочему.
Вопросы информационной безопасности супераппа закрываются изначально на этапе его разработки на базе корпоративной мобильной платформы. Именно она в дальнейшем играет роль безопасного контейнера для смартаппов, входящих в суперапп.
Механизмы защиты информации, которые можно реализовать в корпоративном коммуникационном супераппе
- Сквозная аутентификация Single sign-On при использовании существующих каталогов пользователей.
- Регистрация пользователей с использованием 3FA через три абсолютно независимых канала:
- Корпоративная учетная запись в Active Directory (сквозная аутентификация по протоколу NTLMv2) или ввод одноразового пароля из корпоративной почты;
- Одноразовый пароль из СМС (привязка к телефонному номеру);
- Личный пользовательский пароль (недоступен администраторам системы).
- Сквозное шифрование (end-to-end-encryption, e2ee). Корпоративные серверы данные хранят только в зашифрованном виде, которые недоступны даже администраторам.
- Криптоконтейнер для защиты данных на мобильных устройствах от внутренних и внешних злоумышленников. В памяти мобильного устройства в зашифрованном виде хранится только кеш данных. Таким образом если мобильное устройство утеряно или украдено, злоумышленник не сможет расшифровать данные.

Как видим, российский рынок корпоративных коммуникаций прошел путь от «дефицитного» в первые годы «ухода» зарубежных лидеров до активного «догоняющего», когда сегодня на рынке мы имеем десятки продуктов, покрывающих 80% пунктов сравнения с Teams/Zoom/Slack/Skype. Основной вызов, который стоит перед вендорами: обеспечить стабильность, масштабируемость и надежность (в то числе, техподдержки) ПО. Таким образом, будущее российского рынка корпоративных коммуникаций — за полностью локализованными, безопасными, функциональными экосистемами, когда мобильный телефон становится полноценным защищенным рабочим местом для сотен тысяч сотрудников 24/7.

