Топ-8 новинок на ИННОПРОМ-2025: от премиум-автомобиля до трамвая с автопилотом

Что такое киберкупол, какая машина заменит легендарный ГАЗ-66 «Шишига» и что из себя представляют современные «кукурузники»? Показали топовые новинки, которые представили на выставке ИННОПРОМ в Екатеринбурге.
Автор Hi-Tech Mail

Первый отечественный кабель для кранов

кабель
Источник: Unsplash

На выставке ИННОПРОМ пермская компания представила новый отечественный кабель для кранов и конвейеров. С конца 2023 года специалисты работали над созданием российского шнура питания, который теперь проходит испытания. Кабель должен выдерживать высокие динамические нагрузки — растяжение, скручивание и вибрацию в движении, что раньше могли только зарубежные аналоги.

Как отметил сотрудник компании Дмитрий Шишкин, разработка сочетает в себе гибкость, износостойкость, устойчивость к механическим нагрузкам и агрессивным средам, а также широкий температурный диапазон. Серийный выпуск кабеля планируется начать до конца 2025 года.

Газотурбинный двигатель «Иртыш»

Отечественный кабель для конвейеров и кранов продемонстрировали на "Иннопроме
Источник: ИНГК

Компания ИНГК представила инновационную разработку — газотурбинный энергетический агрегат ГТЭА-2000 «Иртыш», созданный на базе двигателя АА-2000. Этот агрегат предназначен для обеспечения электроэнергией удаленных промышленных предприятий и небольших населенных пунктов. Турбина демонстрирует высокий технологический уровень пермского машиностроения и сочетает в себе эффективность, надежность и экологичность, то есть отвечает всем требованиям современной энергетики.

А в рамках одной из сессий ИННОПРОМа заместитель генерального директора компании «Т Плюс» по инжинирингу и капитальному строительству Александр Фролов заявил, что в ближайшей перспективе в Перми установят первую газовую турбину отечественного производства ГТ-65.1. Дальнейшее распространение этой технологии может способствовать увеличению полного инерционного КПД российских ТЭЦ до 90%.

Замена легендарному ГАЗ-66 «Шишига»

Шишига
Источник: Иннопром

Автозавод «Урал» представил новый полноприводный грузовик «Урал-80». Эта модель с колесной формулой 4×4 разработана как замена легендарному ГАЗ-66 «Шишига» и должна поступить в серийное производство до конца 2025 года.

«Урал-80» станет самой легкой моделью в новой линейке, с грузоподъемностью до 4 тонн, что превышает показатели таких внедорожников, как ЗИЛ-4327 «Бычок» и «Садко Next». Грузовик оснащен дизельным двигателем ЯМЗ-535 мощностью 240 лошадиных сил и крутящим моментом 900 Н·м, а также усиленными мостами собственного производства.

Кабина «Урала-80» имеет уменьшенные габариты, но при этом нижний угол обзора увеличен на 20%, что улучшает управляемость в сложных дорожных условиях. Первый прототип был показан в конце 2024 года, а массовый выпуск планируется начать во второй половине 2025 года.

Киберкупол от «Лаборатории Касперского»

Купол от "Лаборатории Касперского"
Источник: Hi-Tech Mail

На выставке ИННОПРОМ-2025 «Лаборатория Касперского» представила интерактивный макет «Киберкупол», демонстрирующий собственный подход к киберустойчивости. Вместо попыток полностью избежать атак компания предлагает решения, позволяющие критически важным объектам предвидеть угрозы и оперативно на них реагировать.

Макет охватывает пять ключевых секторов: нефтегазовую отрасль, энергетику, промышленность, ритейл и финансы. Посетители выставки могли воспользоваться планшетом и запустить «кибератаку». Далее они могли наблюдать, как технологии «Лаборатории Касперского» помогают защитить инфраструктуру. На деле проект наглядно показывает работу высокотехнологичных решений, уже внедренных на реальных объектах.

Первый российский минивэн

Минивжн Sollers SP7 на выставке Иннопром
Источник: Sollers

На международной промышленной выставке ИННОПРОМ состоялась презентация первого российского минивэна Sollers SP7, параллельно с показом было запущено и его серийное производство на заводе в Елабуге. Новинка оснащена бензиновым двигателем мощностью 237 лошадиных сил объемом 2 литра в паре с восьмиступенчатой автоматической коробкой передач.

Продажи стартуют уже осенью этого года — покупателям предложат семиместную версию и более комфортный четырехместный вариант с усиленной шумоизоляцией, премиальной отделкой салона и мультимедийной системой.

Как отметил председатель совета директоров «Соллерс» Адиль Ширинов, производство минивэна организовано по полному циклу, включая сварку, окраску и сборку, с планомерным увеличением доли российских комплектующих — от силового агрегата и элементов безопасности до электроники и деталей интерьера.

Трамвай с автопилотом

беспилотный трамвай
Источник: Иннопром

Также на выставке представили новый трехсекционный трамвай с автопилотом, разработанный отечественными инженерами. Длина вагона — 28,7 метра, что сопоставимо с двумя старыми трамваями, однако его вместимость выше — 308 мест, включая 70 сидячих.

Трамвай оснащен четырьмя двигателями по 105 кВт, разгоняется до 75 км/ч и может проехать до 3 км автономно благодаря рекуперации энергии. Конструкция с цельносварным каркасом и композитными панелями обеспечивает легкость и защиту от коррозии. Низкопольная тележка делает транспорт доступным для маломобильных групп.

Салон оборудован климат-контролем, USB-разъемами и широкими проходами. Безопасность повышают тройная система торможения и шок-абсорберы. Управление упрощено за счет авиационного стиля панели с интерактивными дисплеями. Автопилот использует камеры, лидары и высокоточный роутер для навигации, распознавания знаков и препятствий. Пока система тестируется в Таганроге, но в будущем может появиться и в других городах России.

Производство планируют запустить в 2026 году в Екатеринбурге и выпускать до 200 трамваев в год. Модель адаптирована под российскую и европейскую колею, что открывает экспортные возможности.

Инновационный «кукурузник»

Многоцелевой самолет ЛМС-901 «Байкал»
Многоцелевой самолет ЛМС-901 «Байкал»Источник: aviation21

Премьер-министр России Михаил Мишустин на выставке ИННОПРОМ в Екатеринбурге заявил, что Россия продолжает работу над новым самолетом «Байкал» для местных авиалиний. Он также отметил, что судна МС-21, «Суперджет» и региональный Ил-114 уже находятся на завершающей стадии сертификации.

«Байкал» разрабатывается как замена легендарным Ан-2, так называемым «кукурузникам». Самолет рассчитан на 9 пассажиров, развивает скорость до 300 км/ч и может преодолевать до 3 тыс. км. Стоимость одного борта оценивается в 220−340 млн рублей, а первые пять машин могут быть переданы заказчику в конце 2026 года.

Ноутбук на отечественном процессоре «Эльбрус-2С3»

Эльбрус-2С3
Источник: «Росэлектроника»

Это рабочий прототип ноутбука Titan 2С315 от компании Bitblaze на российском процессоре «Эльбрус-2С3». Устройство оснащено двухъядерным чипом с тактовой частотой 2,0 ГГц, выполненным по 16-нанометровому техпроцессу, а также интегрированным графическим процессором.

Ноутбук получил 32 ГБ оперативной памяти ECC DDR4, отечественный SSD объёмом от 512 ГБ, а также 15,6-дюймовый матовый IPS-экран с разрешением Full HD. Среди разъемов — HDMI, USB Type-C, Ethernet, Wi-Fi и Bluetooth 4.0. Аккумулятор емкостью от 60 Вт·ч обеспечивает от 3 часов автономной работы, а вес устройства составляет 2,3 кг.

На выставке ноутбук работал под управлением Simply Linux, однако в качестве операционной системы на устройстве поддерживаются «Эльбрус» и Alt Linux.