Евгения Перцева работала в российском издании «Известия» заместителем руководителя отдела рубрики «Бизнес» и писала статьи про потребительский рынок.


О своем увольнении девушка сообщила в своем блоге. По ее словам, руководство «Известий» сначала попросило ее быть поскромнее, «не такой эксцентричной, не такой сексуальной». Затем ей предъявили три письменных претензии и попросили объяснительные. Одна из претензий касалась видео, две другие претензии были связаны с графиком работы: Перцева приходила раньше положенного и уходила до официального окончания рабочего дня. Такой график она предварительно оговорила с руководством. Объяснительные от нее не стали ждать и уволили по статье за нарушение трудовой дисциплины. Hi-Tech Mail направил запрос в «Известия» с просьбой прокомментировать ситуацию.
Этика vs. блогинг
За несколько месяцев Евгения Перцева набрала 85,3 тыс. подписчиков в Instagram. Основная тема блога — повышение финансовой грамотности, убедился Hi-Tech Mail. Девушка рассказывает аудитории о том, что купила квартиру в ипотеку, и как ей удалось на это накопить.
Максимальное количество просмотров (2,8 млн) собрал ролик, в котором Перцева рассказала, что после предыдущего видео и обрушившейся критики убрала увеличенные губы.

Некоторые коллеги по цеху Перцевой высказали мнение, что едва ли можно быть одновременно журналистом, медийной персоной, инфоцыганом и наставником для пиарщиков без конфликта интересов. Причем это скорее не формальный, а этический вопрос. «Рынок все чаще отвечает на него рублем. Или увольнением», — высказались авторы телеграм-канала UnderПяр.
Многие интернет-пользователи посоветовали девушке найти хороших юристов и обратиться в трудовую инспекцию. Адвокат Юридической группы «Яковлев и Партнеры» Евгения Рыжкова считает, что шансы на успех в этом есть. Она объяснила, что наниматель в трудовом договоре может предусмотреть ограничения для работника, в частности ограничить круг его деятельности, помимо основной работы. Например, запретить заниматься аналогичным делом у другого работодателя или создавать на этом свой бизнес.
По словам эксперта, чтобы оспорить увольнение в подобной ситуации, нужно проверить, насколько верно оно оформлено. При этом суд может учитывать и возникший скандал, и устные договоренности между работодателем и сотрудником.
Как блогеру избежать увольнения
Основатель коммуникационной группы Vinci Agency Мария Лапук отметила, что выступает за свободу самовыражения людей. «На мой взгляд, нет ничего плохого в желании сотрудников вести публичный блог, если это никак не влияет на их деятельность на основном рабочем месте. Да, рассказывать о том, как устроена работа в разведке, когда ты при исполнении — явно нарушение всех норм и правил, но если твоя профессиональная деятельность не связана с вопросами государственной или гражданской безопасности — я не вижу в этом ничего страшного. Каждый должен жить так, как он хочет», — подчеркнула Лапук.

С одной стороны, прокаченные социальные сети работника могут быть напротив в плюс репутации работодателя, если он, например, через них делится чем-то, связанным с компанией, в свою очередь, отметила основатель коммуникационного агентства LAMPA Евгения Лампадова. С другой стороны, сотрудник, ведя любые социальные сети, может сработать в минус репутации бренда, например, неосторожно высказавшись по тому или иному чувствительному для работодателя вопросу.
«Считать в 2025 году, что социальные сети — это что-то личное — неверно, даже если они закрытые. Поэтому каждому и действующему сотруднику, и соискателю хорошо бы держать в голове, что у него в интернете нет приватности, и любой эйчар, собственник бизнеса, коллега, партнёр, клиент может заглянуть к нему в блог на огонек», — считает Лампадова.

По ее словам, сегодня большинство работодателей в целом поддерживают публичность своих сотрудников, но при этом все же стараются следить за тем, что пишет в сетях сотрудник: нет ли в его социальной жизни конфликта интересов, не разглашает ли он внутреннюю информацию. Кроме того, для одних работодателей приемлемо, что у человека его работа — не единственная, а есть еще монетизируемое хобби или блог, для других нет, но это обычно проговаривают на берегу, заключила Лампадова.
Старший PR-менеджер коммуникационного агентства «Пиархаб» Ирина Тарасюк убеждена, что компаниям стоит установить четкие и прозрачные правила. Например, можно разрешить сотрудникам вести личные блоги при условии, что они не упоминают работодателя без согласования, не раскрывают внутреннюю информацию, избегают тем, прямо противоречащих ценностям компании. В спорных ситуациях разумнее сначала обсудить проблему с сотрудником, а не сразу применять крайние меры, считает Тарасюк. Для сотрудников, которые хотят вести блог, важно заранее изучить политику компании, по возможности обсудить границы допустимого и разделять личный и профессиональный имидж, отметила она.

