Как прошла конференция BOOST в «Сколково»: инсайты экспертов digital-рынка

Основное внимание на секциях было сосредоточено вокруг управленческих, технологических и маркетинговых вызовов.
BOOST
Источник: BOOST

23 и 24 сентября в кампусе московской Школы управления «Сколково» прошла конференция BOOST 2025 — событие, которое на два дня стало центром притяжения всего российского рынка диджитал. Почти 700 участников и 160 спикеров из веб-студий, агентств и крупнейших брендов страны собрались, чтобы обсудить ключевые вызовы индустрии и поделиться инструментами, которые работают здесь и сейчас. Собрали самые интересные выводы с докладов в этой статье.

В этом году конференция была разделена на семь тематических секций. Так секции управления бизнесом и проектами оставались полем для самых жарких дискуссий. Гости и спикеры обсуждали, как выстраивать работу распределенных команд, внедрять ИИ и сохранять эффективность в условиях постоянных перемен. Ключевыми спикерами стали:

  • Вадим Митякин — методолог проектного управления и автор книги «Метод параноика»,
  • Федор Вирин — партнер Data Insight,
  • Эрнест Михайлов — IT-лид Московской биржи,
  • Константин Мовчан — руководитель Outstaff-направления AGIMA,
  • Павел Лукьянов — deputy CTO AGIMA,
  • Алексей Лукацкий — ведущий эксперт по информационной безопасности в России и амбассадор Positive Technologies,
  • Олег Зильберг — дизайн-директор AGIMA
  • Мария Вишнякова — Head of Design Operations Циан,
  • Роман Кузьмин — руководитель группы аккаунтов AGIMA
  • Александр Туник — руководитель продуктового направления «Рейтинг Рунета»,
  • Анна Караулова — коммерческий директор SAAS-сервиса SEOWORK,
  • Кристина Ляпцева — СMO AGIMA,
  • Сергея Кожемякина — исполнительного директора AGIMA.

Общие выводы о том, что происходит в бизнесе

Вадим Митякин отметил, что с 2020 года экспертиза по разработке цифровых продуктов постепенно уходит внутрь самого бизнеса. По его наблюдениям, это снижает спрос на комплексную разработку. Заказчики теперь чаще ищут специалистов на аутстафф, хотя и эта тенденция идет на спад.

BOOST
Источник: BOOST

Эксперт полагает, что лучше остальных чувствуют себя компании, сохранившие уникальные компетенции и специализирующиеся на решениях, которые бизнесу сложно реализовать самостоятельно. Он относит к ним управленческий и технологический консалтинг, а также продукты с высокой отраслевой спецификой, например, для медицины, логистики или страхования. У таких агентств, считает Митякин, есть шанс закрепиться в роли хабов прикладных знаний.

Эксперт называет такие команды агентствами нового типа, работающими по продюсерской модели. Их преимущество не в масштабе, а в умении «продюсеров» формировать команду под конкретные задачи, что делает их особенно востребованными в новых рыночных условиях.

BOOST
Источник: BOOST

Федор Вирин заметил, что рынок разработки находится в «идеальном шторме», когда несколько факторов, каждый из которых не является критическим, создают невероятное давление все вместе. Высокая стоимость денег привела к существенному сокращению бюджетов на разработку. Одновременно с этим консолидация рынков сокращает количество потенциальных клиентов, а появление copilot систем увеличивает производительность и уменьшает спрос на разработчиков. Эксперт заключает, что агентства и студии вынуждены диверсифицировать свой бизнес, и в таких условиях становится все более востребован консалтинг.

В продолжение этой темы Эрнест Михайлов отметил, что на аутстафф-рынке в 2025 году виден резкий рост количества кандидатов и снижение стоимости их услуг. При этом, по его словам, средний уровень специалистов по-прежнему невысок, а настоящих сеньоров крайне мало. Эксперт полагает, что в 2026 году эта тенденция сохранится. На фоне экономической нестабильности компании сокращают ИТ-бюджеты или, в лучшем случае, замораживают их на уровне прошлого года. Это приведет к дальнейшему выбросу на рынок большого числа низкоквалифицированных кадров.

BOOST
Источник: BOOST

Константин Мовчан уточнил, что в 2025 году роста на рынке заказной разработки фактически нет. По его словам, большинство игроков демонстрируют скромные результаты по росту выручки и отсутствие роста прибыли, а зачастую и ее падение. Эксперт считает, что ключевая ставка стала главным стоппером для развития бизнеса. Многие крупные заказчики отказались от инвестпроектов, и даже сокращение ставки не вернет бюджеты на прежний уровень в 2026 году за счет инертности реакции рынка.

Также эксперт обратил внимание на уникальность текущего кризиса. За последние 20 лет были тяжелые периоды (2008, 2014, 2020 годы), но они длились 1,5−2 года, после чего следовала стабилизация. Однако нынешняя ситуация отличается: начиная с 2022 года, каждый новый год приносит новые вызовы, из-за чего долгосрочные стратегии теряют эффективность.

По его мнению, появился тренд на создание собственных продуктов внутри веб-студий, которые, однако, значительной выручки или прибыли, как правило, не приносят. Успешные кейсы здесь редкость, а сами продукты часто превращаются в «хобби», не оправдывающее вложений. Тем не менее, Мовчан допускает, что в некоторых случаях собственный продукт может дать компании по заказной разработке скачкообразный рост.

BOOST
Источник: BOOST

Кроме того, Мовчан подтвердил, что большинство участников рынка отмечают беспрецедентное сокращение штатной численности ИТ-специалистов. Он привел данные с HH.ru, согласно которым количество резюме на одну вакансию для джунов и мидлов выросло вдвое, а для сеньоров — втрое. Эксперт заключил, что найм, хотя и продолжается, ведется крайне осторожно, и многие даже квалифицированные специалисты месяцами не могут найти новую работу, чего не было с нулевых годов.

А что говорят технические специалисты?

Конечно, тема кризиса, в котором находятся компании, обсуждалась и на секции «управление разработкой». Но среди технических специалистов поднимались и другие, не менее острые вопросы.

Павел Лукьянов считает, что в последнее время бизнесу, как правило, менее интересны технические аспекты разработки, чем вопросы управления. По его словам, это создает дисбаланс, ведь IT-архитектор вынужден глубоко погружаться в бизнес-процессы, но обратное погружение представителей бизнеса в IT-архитектуру происходит значительно реже.

Но из положительных моментов Павел Лукьянов отметил изменения, связанные с отношением к информационной безопасности. Он выразил признательность за взаимопонимание коллег и был рад видеть, что все больше управленцев осознают сложность соблюдения многочисленных стандартов в ИБ, а разработчики, в свою очередь, смогли оценить объем бюрократической работы, ложащейся на бизнес.

Продолжая тему ИБ, Алексей Лукацкий отметил, что в последние годы значительно возросло не только количество кибератак, но и объем регуляторных требований. Это заставляет заказчиков диджитал-агентств задавать вопросы, к которым многие подрядчики не готовы. Например, о потоках персональных данных, о наличии планов по реагированию на инциденты в течение 24 часов и о внедрении процессов безопасной разработки.

BOOST
Источник: BOOST

Лукацкий пояснил, что студии и агентства изначально не были готовы к такому пристальному вниманию к ИБ со стороны заказчиков. При этом сами клиенты не хотят нести единоличную ответственность перед регуляторами, особенно когда речь идет об оборотных штрафах за утечки персональных данных или даже об уголовной ответственности за инциденты на объектах КИИ, к которым могут относиться и веб-приложения.

В результате ситуация на рынке требует от агентств более ответственного отношения к информационной безопасности. Эксперт уверен, что подрядчикам необходимо выстраивать еще более надежную защиту как своей внутренней инфраструктуры и процессов разработки, так и данных, получаемых от заказчиков.

Как обстоят дела в дизайне?

И пока бизнес и технические специалисты обсуждали кризис и информационную безопасность, на секции дизайна поднимались вопросы о смыслах и формах.

Олег Зильберг предполагает, что мы находимся в моменте, когда дизайн перестает быть «сервисной оболочкой» и «коммуникационной упаковкой» для продуктов и услуг. Все темы докладов — от маскотов и невидимой сложности до визуального беспорядка и спекулятивного дизайна — складываются в одну логику: дизайн все больше работает не с формой, а с эмоциями и психикой человека.

Зильберг полагает, что дизайн-индустрия выходит на новый уровень зрелости, в котором мы перестаем обсуждать тренды как «стилистику» и начинаем обсуждать дизайн как живую среду влияния на общественную культуру. Будущее дизайна — это не форма, а смысл, эмоциональный отклик, чувственный и функциональный опыт, отсылка к социальным и культурным явлениям, а зачастую личный манифест или жест.

По мнению Марии Вишняковой, в ближайшие годы рынок дизайна в России будет смещаться от концепции «дизайн как сервис» к концепции «дизайн как стратегический актив».

Команды, которые внедряют DesignOps как роль и практику, показывают кратный рост эффективности и маржинальности, превращая креатив в управляемый и масштабируемый процесс. Эксперт полагает, что для студий это шанс выйти из гонки «быстрых KV» и занять позицию стратегических партнеров корпораций. А для компаний с функцией дизайна — инструмент снижения издержек, роста удовлетворенности и прозрачного влияния на продуктовые и бизнес-метрики.

Вишнякова убеждена, что лидирующие позиции на рынке займут те, кто сможет создать инфраструктуру для операционализации стратегий бизнеса в дизайне, остальные останутся в нише оперативного продакшена.

Как продавать и продвигать в таких условиях?

Конечно, во всем этом встает острый вопрос: а как находить новых клиентов, когда слово «стабильность» уже забыто рынком?

BOOST
Источник: BOOST

Роман Кузьмин выделяет два ключевых тренда в продажах, которые обсуждались на конференции. Во-первых, это рост популярности outbound-marketing (исходящий маркетинг) и тактик account-based marketing (ABM), когда для привлечения клиента используется глубокое предварительное изучение его профиля, интересов и потребностей. Во-вторых, экспертные выступления как канал для генерации лидов. Кузьмин рекомендует компаниям делать ставку на персональный подход, глубокую экспертизу и активное участие в отраслевых мероприятиях.

Александр Туник отмечает растущую роль исследований и рейтингов в поисковом маркетинге, особенно в ИИ-агентах. Как пояснил эксперт, искусственный интеллект при оценке источников и формулировке ответов нуждается в «достоверной» информации, которой как раз выступает качественная аналитика на ресурсах с хорошей репутацией — в противовес мнениям экспертов в «авторских» материалах.

BOOST
Источник: BOOST

Анна Караулова обратила внимание на положение среднего бизнеса. Эксперт пояснила, что компании со штатом 20−80 сотрудников испытывают наибольшее давление: в отличие от малых команд они обладают меньшими ресурсами, чем крупные игроки, и меньшей гибкостью по сравнению с небольшими командами. В такой ситуации Анна рекомендует ни в коем случае не снижать инвестиции в маркетинг и стараться увеличивать его эффективность, тестируя новые каналы и методы.

Она убеждена, что сейчас не время выходить из операционной деятельности, и для сохранения результатов 2024 года компаниям уже приходится прилагать больше усилий. Крупнейшие игроки рынка, с которыми она общалась на BOOST, подтверждают эту тенденцию — все активно пробуют новые инструменты, будь то реклама, автоматизированные воронки или организация отделов продаж там, где раньше с клиентами работали сами руководители.

BOOST
Источник: BOOST

Кристина Ляпцева обозначила общее падение количества заявок и тенденцию к консолидации экспертизы внутри компаний клиентов. По ее словам, это связано со снижением спроса и тем, что многие продукты уже достигли зрелости. Теперь для дополнительного результата требуются непропорционально большие усилия.

Эксперт выразила уверенность, что рынок не замрет, но изменится. Стратегия, когда веб-студии занимались и разработкой, и продвижением и многими другими задачами разом, окончательно исчерпала себя, уступая место нишевизации и глубокой экспертизе. По ее мнению, ценностью будут обладать узкая специализация, подтвержденная кейсами, а также открытость и человечность в коммуникациях.

На вопрос «Что делать маркетингу?» Кристина Ляпцева дала конкретные рекомендации. Во-первых, несмотря на кризис, важно сохранять видимость в инфополе — это дарит клиентам ощущение стабильности. Во-вторых, нужно активно тестировать новые каналы и углублять взаимодействие с существующими клиентами. Ставку стоит делать на экспертный контент, личные встречи и участие в отраслевых мероприятиях с комбинированной стратегией: выступление экспертов плюс работа BDM-менеджеров.

Что дальше?

По мнению Сергея Кожемякина, преимущество получат те, кто не просто умеет управлять проектами, но и вовремя адаптируется к новой реальности. Как заметил эксперт, это уже не тренд, а необходимость: тот же искусственный интеллект позволяет экономить десятки процентов ресурсов и времени, что критично при сжатых бюджетах. Поэтому важно объединять управленческую экспертизу с гибкостью и готовностью адаптироваться, именно за такими специалистами и командами останутся бюджеты даже в условиях заморозки инвестиций.

Сергей Кожемякин считает, что российский digital переживает период трансформации. В условиях кризиса и высокой ключевой ставки выживут опытные управленцы, которые умеют вести проекты в нестабильной среде и при этом закрывают для заказчиков критически важные функции, а не второстепенные, от которых в кризис отказываются в первую очередь.

BOOST 2025 доказал, что российский диджитал, несмотря на все вызовы, сохраняет амбиции и способность к развитию. Организаторы уже работают над программой BOOST 2026, обещая еще больше форматов, тем и партнеров.