Еще недавно россияне относились к биометрии с опаской из-за низкого уровня осведомленности, однако постепенно ситуация меняется. По данным ВЦИОМ, в 2024 году о технологии знали уже почти 70% россиян, а негативно о ней отзывались всего 29%.

Все больше людей считают, что подтвердить личность с помощью распознавания лица, голоса или отпечатков пальцев — быстрее и надежнее, чем вспомнить очередной пин-код. Более половины россиян, например, положительно оценили использование биометрии при взаимодействии с госсервисами, а для 52% защита своих денежных средств стала главным мотивом для ее сдачи. Всего за последние шесть лет в Единой биометрической системе (ЕБС) зарегистрировались уже более 6 млн граждан, большинство из них — за последние 12 месяцев.
Банки — в лидерах, сотовые операторы — следующие в очереди
Сдвиг в сторону позитивного восприятия технологии — один из драйверов отечественного рынка ИТ. В финансовом секторе с традиционно строгими требованиями к безопасности и конкурентной средой биометрия давно стала надежным и привычным способом идентификации клиентов. Так, в 2025 году в России анонсировали появление единого сервиса для биометрических платежей от крупнейших игроков рынка. По заявлению разработчиков, к концу года значительная доля (вплоть до 50%) терминалов в России сможет принимать оплату лицом.

Один из крупнейших игроков телеком-рынка — МТС — в начале 2024 года уже получил государственную аккредитацию для работы с биометрией, а в апреле этого года запустил в собственных сервисах авторизацию по отпечатку пальца или внешности. Кроме того, в июле 2024 года Центр биометрических технологий (ЦБТ) поддержал инициативу главы Минцифры РФ Максута Шадаева, которая позволит операторам собирать и регистрировать биометрические данные пользователей в рамках законопроекта об «обелении» рынка сим-карт. С 1 января 2025 года закон официально вступил в действие: теперь продавать сим-карты иностранцам можно только при регистрации биометрии. Для работы с такими клиентами МегаФон первым на рынке оснастил свои салоны связи терминалами подтверждения личности через ЕБС — сейчас они запущены в нескольких розничных точках в Москве и Санкт-Петербурге, а затем услуга станет доступна во всех салонах связи.
Курс на «биометризацию» всего бизнеса
В секторе потребительских услуг среди малых и средних предпринимателей биометрические технологии тоже востребованы: их используют в системах контроля и управления доступом сотрудников, а также для идентификации клиентов, автоматизации процессов и многого другого. Более того, с марта 2024 года Федеральная налоговая служба по поручению Михаила Мишустина в тестовом режиме запустила услугу «Старт бизнеса онлайн». С помощью данного сервиса, основанного на биометрии, ежемесячно регистрируются в среднем около 1,5 тысяч ИП и ООО.

Дополнительный импульс дальнейшему расширению использования биометрии может дать внедрение технологии в электронной коммерции. В феврале 2025 года на встрече с e-com-компаниями министр цифрового развития Максут Шадаев заявил, что Минцифры планирует обязать маркетплейсы подключиться к ЕБС для добровольного использования биометрии как второго фактора аутентификации пользователей. Некоторые участники рынка отметили, что биометрия может быть особенно актуальна при дистанционной продаже товаров с возрастными ограничениями. С учетом того, что более 80% всех жителей России активно пользуются маркетплейсами, инициатива способна увеличить долю граждан, которые используют биометрию регулярно.
В метро встречают по лицу
Новые методы идентификации и оплаты активно распространяются и в пассажирском транспорте. Оплатить проезд лицом уже можно в метрополитенах Москвы, Казани, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода и Самары. Причем в столице именно этот способ оказался самым выгодным, а в остальных городах при его использовании даже предоставляют скидку на проезд. Ожидается, что до конца 2025 года оплата лицом начнет действовать и в метро Петербурга — ИТ-холдинг Т1 совместно с банком ВТБ уже тестируют технологию на нескольких станциях. Параллельно Банк России и НСПК рассматривают возможность интегрировать биометрию с цифровым рублем, что позволит оплачивать проезд именно этой формой валюты.
Барьеры — и способы их преодолеть
Активное развитие биометрии поднимает перед разработчиками целый ряд вопросов. Прежде всего, речь об уровне защищенности собранных биометрических данных. Отпечатки пальцев, лицо или тембр голоса — это уникальные и постоянные характеристики человека, которые уже становились объектом кибератак. И хотя в направлении защиты этой информации ведется большая работа, риски все еще остаются. Так, цифровые данные можно собрать без ведома или согласия владельца. Кроме того, они подвержены утечкам из-за ошибок или злоупотреблений со стороны сотрудников, ответственных за их обработку. Важно учитывать и вызовы, связанные с обменом данными между устройствами.

Чтобы снизить эти риски, важно не только развивать комплексные меры (шифрование и многофакторную аутентификацию), но и стимулировать дальнейшее взаимодействие государства и бизнеса. Например, развивать стандарты безопасности, обмениваться лучшими практиками на отраслевых конференциях, продолжать кооперацию между смежными индустриями. Особое внимание следует уделить обмену опытом с учебными заведениями и работе с уязвимыми слоями населения — в первую очередь детьми и пожилыми людьми.
Биометрия обладает потенциалом не только в госсекторе, банковской и потребительской сферах, но и в таких отраслях, как здравоохранение и маркетинг. В медицине она может улучшить идентификацию пациентов, сократить время обслуживания и повысить точность лечения. В маркетинге биометрия позволяет предлагать клиентам более персонализированные решения, что повышает их лояльность и улучшает бизнес-показатели. В итоге биометрические технологии становятся драйвером для улучшения не только бизнес-эффективности, но и качества жизни граждан.

