Какие форматы контрактного производства есть и где они развиты
Оба этих формата в 99% случаев связаны с офшоринг-производством. Все, что представлено сегодня на маркетплейсах на 95% привезено по формату ODM (Original Design Manufacturer) — это готовые товары с китайских, турецких фабрик, которые имеют минимальные изменения: цвет, размер, комплектацию. Одна из форм ODM формата — Private Label, когда на готовое устройство даже без минимальных изменений наносится логотип бренда.
В классическом OEM формате (Original Equipment Manufacturer) производитель выпускает продукт по техническим спецификациям заказчика. Последний передает на фабрику готовый дизайн и конструкторскую документацию.

При частичном OEM и JDM (Joint Development Manufacturer — совместная разработка, гибридная модель между ODM и OEM) формате компания может выбрать базовую платформу и вносить изменения, например, установить в модель более мощный мотор или другой софт. Это требует больших затрат и инженерных ресурсов с обеих сторон.
Глубоко кастомизированная OEM-модель и JDM-формат, когда российская компания самостоятельно разрабатывает продукт, а фабрика лишь собирает его, встречается крайне редко из-за высоких затрат и сложности. Это преимущество крупных высокотехнологичных компаний в оборонной или промышленной сфере, а также компаний, которые выпускают очень узкую модельную линейку и могут создать собственный R&D-отдел. В REMEZ мы собираем технику именно так. Доля расходов на разработку составляет от 20 до 50% общей себестоимости устройства.
OEM широко применяется в авто, микроэлектронике, легкой промышленности. ODM — это в основном МБТ, садовая техника, товары для дома. После СВО и ухода глобальных брендов вместе с ростом маркетплейсов всплеск получили такие форматы, как ODM и Private Label. Предприниматели начали регистрировать или «воскрешать» торговые марки, запускать инфлюенсер-бренды. Их цель — быстрые продажи без сложных разработок. Так например, в E-com появились и «немецкие» марки, доступные только в России.
ODM и простой OEM сделали возможным мгновенный старт брендов: нужно только выбрать модель из каталога, сменить цвет, комплектацию и можно продавать под своей маркой. Здесь решают маркетинг и сила бренда. Даже крупные компании с сотнями SKU используют эти форматы: никто не разрабатывает тостеры и чайники с нуля. При больших OEM-заказах фабрика может передать права на модель для конкретного рынка, создавая иллюзию уникальности. Цикл запуска короткий: OEM — 45−50 дней плюс доставка, ODM — заказ за неделю и отгрузка через 60−80 дней. Основные расходы — MOQ, оснастка и логистика, они определяют экономику запуска. Тогда как наш трек процессов по модели JDM для нового изделия такой: разработка ТЗ под устройство и компонентную базу проекта, согласование, закупка комплектующих, запуск и тестирование, внесение корректировок, повторные тестирования. Сроки зависят от сложности проекта — от 1 года до 2,5 лет.
Какие сложности и риски у этих форматов
Для заказчика и ODM, и OEM — это риск. В ODM еще можно «угадать» с устройством, но OEM без собственной инженерной команды почти непригоден: любые сбои требуют доработок на месте. В ODM-формате главные угрозы: внезапное исчезновение фабрики, проблемы с сертификацией, невозможность повторить модель, скрытые дефекты и слабые компоненты. Часто встречаются и клоны: техника на маркетплейсах может отличаться только логотипом.

Снизить риски для заказчика помогают аудит и инспекция производства, но надежные фабрики работают только с крупными тиражами или в формате совместных разработок. Чтобы обеспечить контроль качества, у REMEZ есть сотрудники в Китае, которые осуществляют входной контроль компонентов, следят за соответствием техзаданию на разных этапах внедрения, проводят промежуточные тесты.
Можно ли назвать ODM-подход «убийцей технологий»
С одной стороны, ODM и примитивный OEM убивают стимул к фундаментальному R&D: проще взять готовую платформу и сосредоточиться на маркетинге. В итоге появляются «горизонтальные» инновации (цвет, форма) вместо «вертикальных» прорывов. Технологический суверенитет страны падает, ключевые компетенции концентрируются у гигантов, вроде Foxconn, если они замедлятся — замедлится вся индустрия.
С другой стороны, ODM — инструмент. Используя его как фундамент и добавляя софт, сервисы, экосистему, можно ускорять внедрение технологий и двигать рынок вперед. Он не убивает разработки, а переносит их в крупные R&D-центры фабрик. Настоящие инновации происходят там, а бренды соревнуются в упаковке и подаче технологий пользователю. Это новая форма разделения труда и одновременно — монополизация технологий.
Возможен ли переход от ODM к R&D
Выйти из ODM-цикла в собственный R&D — реально, но крайне сложно и капиталоемко. Это как сменить профессию с «продавца» на «инженера-изобретателя». Смена формата стратегический шаг с горизонтом окупаемости в годы или десятилетия. Нужно быть готовым инвестировать миллионы, долго работать в минус и параллельно финансировать R&D за счет стабильного дохода, например, того же ODM.

Без продукта, который будет заметно лучше или дешевле ODM-аналогов, в R&D просто нет смысла, а это почти недостижимо на сегодняшний день в России.
Мы в REMEZ прошли путь от поверхностного OEM к JDM: сначала выпустили почти готовое устройство, доверившись фабрике, но столкнулись с конструктивными проблемами. В итоге дорабатывали детали уже своими силами, создавая прототипы в России. На следующих устройствах мы пошли глубже — контролировали почти все компоненты, тестировали, внедряли новые технологии.
Что тормозит развитие технологий в РФ
Отсутствие собственной передовой элементной базы (микроэлектроника) — главный тормоз. Без своих процессоров, микроконтроллеров, сенсоров любая разработка в области высоких технологий, от смартфонов до станков с ЧПУ и систем ИИ, упирается в импорт. ODM-фабрики сами являются заложниками глобальных цепочек поставок чипов (TSMC, Samsung, Qualcomm).
ODM только создает иллюзию технологического развития. Компании, успешно работающие по ODM, быстро насыщают рынок товарами, но их компетенции лежат в области маркетинга, логистики и продаж, а не в области разработки и инженерии. Происходит «отупение» инженерных команд внутри страны.
В текущих условиях ODM — это единственный способ выживания для многих компаний и ритейла. Он позволяет быстро заместить ушедшие бренды, сохранить рабочие места и насытить рынок товарами первой необходимости.
Что могло бы помочь производителям
Государство в первую очередь должно создавать условия для развития технологической отрасли. Обязательные квоты — 30−50% закупок с глубокой локализацией и собственными технологиями могли бы создать предсказуемый спрос. Техника должна проходить не по формальным признакам (код ТН ВЭД), а по функциональным спецификациям. Если компания знает, что государство купит 1000 серверов ее архитектуры, она наймет инженеров и возьмет кредит.
Важно субсидировать не производство, а компетенции и НИОКР: компенсировать до 80% затрат при успешном завершении проекта, субсидировать зарплаты инженеров, давать гранты на R&D-центры. Прямые субсидии на производство часто приводят к имитации и «проеданию» денег, а по дешевизне производства российские предприятия по-прежнему не могут конкурировать с Китаем, Индией.

Если бы государство на законодательном уровне отмечало ODM-происхождение изделий и деталей товара (метка «Честный знак»), это позволило бы отличить массу брендов, клонирующих аналоги, от компании-разработчика. Однако для экономического курса, проводимого государством, ограничение импорта будет деструктивным решением.
В РФ не хватает четкой и предсказуемой судебной практики по спорам об интеллектуальной собственности, сложившейся инновационной экосистемы, «длинных» денег, квалифицированных кадров в нужной среде, подготовленного потребителя, инфраструктуры обмена знаниями, доверия и защиты прав.
И здесь не все зависит от государства. Нужна критическая масса B2B-компаний, готовых внедрять «сырые» отечественные разработки, и B2C-потребителей, ценящих не только цену, но и технологическое превосходство, экосистему и дизайн. Важен «технологический патриотизм» — готовность поддержать первые поколения продукта ради будущего. Пока в России нет такой тенденции.
Что будет с рынком, если ситуация не изменится
К сожалению, прогнозы неблагоприятны — государство мало поддерживает технологический сектор: B2C-технику, автопром и микроэлектронику, сосредоточившись на здравоохранении и ВПК. Если ситуация сохранится, Россия окончательно станет технологическим придатком Китая и Турции. Ключевые решения о функциях, производстве и цене будут принимать иностранные ODM-фабрики.
Рынок наполнится новыми «брендами», но под разными названиями будут скрываться одни и те же платформы. Потребитель будет выбирать из множества одинаковых продуктов с минимальными вариациями, а ниш для по-настоящему инновационных, пусть и дорогих, изделий не останется.

