Почему проекторов покупают все больше, а телевизоров – все меньше?

Телевизоры теряют позиции, а продажи проекторов бьют рекорды. Молодежь все чаще выбирает портативное кино вместо громоздких экранов. Разбираемся, почему смарт-проекторы стали новым символом домашнего развлечения и как Китай сделал их доступными каждому.
Основатель и руководитель AVIMESTO
Об эксперте: Артем Иванов — ведущий специалист в области аудио- и видеотехники, основатель AVIMESTO. Увлечен качественным звуком и современными технологиями, много лет тестирует аудиосистемы и помогает выбирать лучшее для домашнего и профессионального прослушивания.

Популярный комментарий под любым видео о телевизорах: «Да кто вообще в наше время телевизоры покупает?». И вопрошающие не на смартфонах сериалы смотрят – они проекторы имеют в виду. «Смарт-проекторы», или компактные проекторы со встроенным звуком и медиаплеером (SmartTV), действительно совершили огромный скачок в продажах за последние несколько лет. С чем это связано? 

Рынок телевизоров: стагнация десятилетия

Рынок телевизоров последние десять лет почти не растет. В 2024-м году, самом успешном для индустрии за десятилетие, было отгружено 230 млн устройств – столько же, сколько в 2015-м, и на 25 млн меньше, чем в 2011-м. Так себе динамика! Основная причина – насыщение мирового рынка в тучные 2010-е: большинство телевизоров, выпущенных десять лет назад, устраивают потребителей по качеству изображения, и исправно работают. Косвенная – отсутствие новых прорывных технологий, новых ценностей, за которые рядовой обыватель был бы готов заплатить.

Toshiba анонсировала 100-дюймовый 4K-телевизор для геймеров

Давление китайских производителей и падение маржинальности

Высокая конкуренция с китайскими производителями, которые годами наращивают продажи за счет ценового демпинга, вынуждает корейских и японских производителей снижать уровень маржинальности почти до нуля. Стратегические решения в современном мире принимают с согласия акционеров, а им тяжело объяснить, зачем сжигать много-много денег на разработку новой технологии, если окупить ее априори нереально. Можно же пару поставщиков сменить, чтобы себестоимость снизить, и попробовать с теми же китайскими гигантами пободаться!

Рост за счет телевизоров огромных диагоналей

Вернуться на уровень 230 млн. штук в год (+5-6% 2024 к 2023 в зависимости от источника) позволили телевизоры огромных диагоналей – больше 85 дюймов. Во-первых, ценность такого телевизора очевидна для потребителей – картинка большого размера. Если понятно, чем новый от старого отличается, можно и обновиться. Во-вторых, благодаря внутренней конкуренции китайских поставщиков комплектующих цена базовых моделей на 100 дюймов даже в России упала до $2000. В-третьих, даже такому дешевому варианту хватит яркости, чтобы приемлемо показывать в домашних условиях.

Бум проекторов: нелогичный, но закономерный рост

На этом фоне динамика продаж проекторов, устройств, изображение которых зависит от огромного количества внешних факторов, выглядит нелогично: за пять лет их стало продаваться в три раза больше, 20,5 млн вместо 6,5 в 2020-м. И пусть с теликами объем этого рынка пока не сравнить, выйти на него решается все больше компаний. Например, производитель телевизоров номер два в мире, TCL: на выставке IFA в Берлине в сентябре 2025-го было представлено сразу три смарт-проектора под этим брендом. И подобная ситуация стала результатом потрясающего стечения обстоятельств.

Фактор I. Тренд на большой размер

лазерный проектор
Источник: Unsplash

Китайские производители телевизоров (TCL и Hisense) три последних года вкладывали в продвижение больших диагоналей значительные бюджеты. Идея «размер имеет значение» стала популярной, а самый дешевый способ получить огромную картинку – это проектор. Яркость вечером, когда кино после работы смотришь, особенно не нужна, а диагональ больше, чем у телика, выйдет.

Фактор II. Простота логистики

Чем больше телевизор, тем он тяжелее. И это не только при переезде учитывать нужно: логистика из-за политической ситуации в мире дорожает непропорционально. С компактными грузами (проекторами) проще. Значительно дешевле и «последняя миля» – финальный этап доставки товара до потребителя с локального склада продавца либо торговой площадки. У маркетплейсов телевизоры обычно ограниченное количество пунктов выдачи принимает из-за весогабаритов. Да и для конечного потребителя идея взять картинку в поездку выглядит заманчивой – и расширяет целевую аудиторию за счет тех, у кого телевизоры уже есть.

Фактор III. Развитие маркетплейсов

Все большее количество людей выбирает товар не вживую, а по картинкам и описаниям. Большинство бюджетных проекторов имеют посредственное качество изображения, и в магазине при сравнении это было бы хорошо заметно. Но на маркетплейсе в характеристиках можно указать что угодно – и проверять это никто не будет, потому что качество изображения проектора зависит от экрана, который большинство не покупает.

Портативный проектор
Источник: viewsonic.com

Фактор IV. Крах коммерческого кино при росте количества контента

Все больше режиссеров идут снимать сериалы, а не кино. Большой метр и снимают меньше, и показывают: во многих странах действует множество ограничений на публичные показы, которые снижают доступность интересного контента. Который прекрасным образом доступен в интернете – только кнопку на пульте нажми. Но смотреть-то хочется, как в настоящем кино, – отраженный свет, от которого не устают глаза, да огромного размера.

Фактор V. Цена недвижимости относительно доходов молодежи

Рост цен
Источник: Freepik

Благодаря коронавирусу молодое поколение осознало: купить квартиру нереально. Это по всему миру тенденция! Высокая стоимость жилья при росте ипотечных ставок плюс изменение требований к первоначальному взносу и уровню дохода – приличную квартиру, особенно если живешь не один, дешевле снимать. А в арендуемом помещении 100-дюймовый телевизор разместить – задача нетривиальная: стены дырявить нельзя, а в мебель попробуй-ка такую дуру интегрируй. С проектором проще: картинку на любой светлой стене или на потолке смотреть можно. Да и увезти с собой при переезде легко.

Фактор VI. Простота разработки

проектор
Формирование цвета изображения в ламповом проекторе при помощи цветового колеса Источник: shop.benq.ru

Как ни странно, проектор по сравнению с телевизором – достаточно простая штука. Почти все основные компоненты (оптика, источник света, видеочип, прикладные системы) поставляются конкурирующими друг с другом компаниями в виде готовых блоков. Уникальными являются матрицы, формирующие изображение. Их сделал доступными крупнейший производитель Texas Instruments: они в 2016-м совершили стратегический поворот, оптимизировав производственные линии и сделав свои чипы доступными любому покупателю. Получается, для квалифицированного инженера проектор – как конструктор Lego: главное – все детали из комплекта найти. Ну а сборочный цех (OEM или ODM производство) в Китае точно найдется.

Фактор VII. Развитие производства источников света в Китае

«Оптоэлектроника» и «интеллектуальные световые системы» входят в список категорий, разработку и производство которых активно субсидирует китайское правительство. Поддержка включает снижение корпоративного подоходного налога (CIT, с 25% до 15%), возврат НДС, льготные кредиты на закупку оборудования, специальные инвестиционные условия и т.д. Чтобы войти в список высокотехнологичных производств (High and New Technology Enterprises, HNTE), необходимо регулярно вкладываться в R&D (департамент разработок и развития) и иметь высокую долю задействованных в нем сотрудников, а также какие-либо интеллектуальные права на сопутствующие технологии. Получается, для компании, отдающей производство на аутсорс и назвавшей купленный у соседей лазер каким-нибудь хитрым словом, неплохие шансы! Если без шуток, сейчас в Поднебесной заметных производителей оптики больше, чем во всем мире лет 10 назад.

Фактор VIII. Высокая конкуренция выгодна потребителю

проектор
Источник: AliExpress

«Создать проектор» – для среднестатистического бренда задача относительно простая. С запуском в серию нового уникального телевизора не сравнить. Благодаря субсидиям и простоте организации сборки в Китае за последние годы появилось с десяток крупных и под сотню мелких брендов проекторов, и это не предел: этот вид товара даже производители пылесосов осваивают. И конкурируют они, в первую очередь, на локальном рынке, снижая среднюю стоимость на модели, способные дать приемлемое качество изображения. Заработать можно на субсидиях, программном обеспечении (комиссии с трат пользователей в приложениях), отправке на маркетплейсы в другие страны… Не важно: когда за тобой не стоит огромный концерн, требующий определенный уровень маржинальности, можно и с прибылью в единицы процентов пожить.

Итоги: проекторы не заменят телевизоры, но займут нишу

Получается, змея китайского прогресса не пожирает собственный хвост, а сама себя подталкивает! А вместе с китайскими смарт-игрушками растут и продажи высококлассных проекторов, способных донести задумку режиссера в полном объеме. И пусть проекторы никогда не займут место телевизоров в наших домах: слишком много факторов должно сложиться, чтобы удовольствие от просмотра изображения было сопоставимо с хорошим телевизором. Но спрос продолжает смещаться в их пользу.