Для этого мы использовали различные источники. Где-то удалось получить официальные данные от операторов: они точнее всего знают, какие смартфоны используются у них на сети. Где-то удалось выудить информацию из инсайдеров: по той причине, что официальные представители слишком ленивы, чтобы делать выгрузку, и прикрываются конфиденциальностью этих данных. Кое-что можно вычислить из статистики посещаемости некоторых популярных сайтов: и в Mail.Ru, и в «Яндекс.Метрике», и в Google Analytics можно найти данные о мобильных устройствах, с которых осуществляется заход. Правда, напрямую эти цифры использовать можно с учетом большой погрешности, ведь у каждого сайта — своя специфика аудитории. И, конечно, полезную информацию можно получить у розничных сетей: статистика продаж за последние годы определяет и парк устройств, имеющийся на руках, тем более что средний цикл реплейсмента (т.е. интервал между покупками смартфонов) сейчас резко начал расти с 1 года, приближаясь к 2.
Мы, конечно, не будем вас мучить скучными цифрами распределения устройств по моделям в каждом из федеральных округов, а расскажем о наиболее интересных особенностях регионов.
Москва — город, где «все с айфонами»: смартфоном Apple той или иной модели пользуется аж каждый четвертый житель столицы. Это очень много: в целом по стране «айфон» есть только у каждого шестого. Причины очевидны: уровень доходов в Москве выше, чем в регионах, а iPhone — смартфон премиум-класса. Сейчас самая доступная версия iPhone 6 продается на сайте производителя за 54 тысячи рублей. Чтобы купить ее, среднему россиянину нужно два месяца работать, не есть и не пить. Впрочем, многие приобретают желанный аппарат в кредит: так продается порядка 50% iPhone. Важно, однако, понимать, что самый популярный «айфон» из имеющихся у абонентов — это старая «четверка», причем среди этих аппаратов львиная доля приходится на 8-гигабайтные версии, появившиеся в продаже уже после того, как вышли iPhone 5 и последующие модели. Дело в том, что «долгожитель» выпускался очень долго и продавался по весьма привлекательным ценам — от 10 тысяч рублей по акциям. При этом из-за высокого качества материалов и сборки, а также регулярного выхода обновлений аппарат остается популярным на вторичном рынке, из-за чего его проникновение выше, чем доля в продажах новых смартфонов.
За счет iPhone в Москве ниже доля Android: 62% против среднероссийских 70%, а также ниже доля различной экзотики на других ОС: Symbian, Windows Phone, Blackberry, Bada — их у москвичей 12%, а у россиян — 14%. Это тоже легко объяснимо: в столице более обеспеченные люди могут позволить себе менять смартфон чаще, а львиная доля «экзотики» — это аппараты, выпущенные несколько лет назад, ведь сейчас их почти нет на полках магазинов, кроме Windows Phone, конечно.
Что касается Windows Phone, то эту операционную систему больше любят в Санкт-Петербурге, чем где-либо еще, ее доля составляет в районе 5-6%! Видимо, это объясняется тем, что 90% смартфонов под Windows Phone на российском рынке в течение последних лет выпускались под маркой Nokia, а в Петербурге с давних пор очень трепетно относятся ко всему финскому. Видимо, потому, что на этапе становления рынка сотовой связи многие покупали привезенный из Финляндии подержанный аппарат Nokia, который после этого отлично работал еще несколько лет. Это помнят и ценят те, кто постарше, а как раз для них Windows Phone проще в освоении, чем Android и iOS. Доля iOS в Петербурге, кстати, составляет около 20% — видимо, тоже сказываются более высокие доходы, чем в целом по стране.
Nokia/Microsoft также популярна в Красноярском крае, и здесь же наблюдается особенная любовь к продукции Sony/Sony Ericsson: они здесь даже обходят Samsung, причем речь идет не о бюджетных моделях — в регионе очень хорошо покупают смартфоны средней ценовой категории.
Также А-бренды предпочитают в Екатеринбурге: например, Fly, занимающий первое место в штучных продажах в России в целом, здесь занимает лишь третье.
В Хакасии очень не любят iPhone: здесь покупают Samsung, Sony и Nokia/Microsoft, причем в таких количествах, что платформа Windows Phone занимает второе место поcле Android, а iOS лишь на третьем месте.
В Кургане, Тюмени и Перми наблюдается самый настоящий бум продаж смартфонов: здесь на долю «звонилок» приходится только 30%, в то время как в среднем по России их примерно половина. Практически во всех ценовых категориях лидируют разные модели Samsung, Nokia (даже в топовом сегменте Galaxy SIII и S4 больше, чем iPhone 4s), а среди бюджетных аппаратов — операторские устройства, о которых мы еще поговорим отдельно.
На Дальнем востоке существенно выше средней (под 90%) доля Android-смартфонов. Сказывается близость к Китаю, куда и сами жители приграничных регионов едва ли не пешком ходят за покупками, и откуда предприимчивые торговцы привозят китайские смартфоны. В основном это тот самый бюджетный noname, который продвинутые интернет-пользователи любят покупать на Aliexpress, чтобы не переплачивать российским брендам, продающим то же самое в 2-3 раза дороже, но с другой надписью на корпусе. Разница только в том, что на Дальнем Востоке на эти аппараты есть хоть какое-то подобие гарантии. Низкая цена привлекает; ну, и ни для кого не секрет, что все эти устройства работают под управлением операционной системы Android. Как правило, «голой» и без обновлений в дальнейшем. Но кого это беспокоит при цене в пару тысяч рублей?
Однако наиболее популярными смартфонами на Android в целом по стране являются различные модели Samsung. Среди лидеров — Galaxy S4 mini, а также флагманы прошлых лет — Galaxy SIII и SII, которые оставались актуальными и продавались долгое время.
Возможно, вы удивитесь, но Galaxy SII, анонсированный аж четыре года назад (!), до сих пор доступен в магазинах в регионах, причем по весьма привлекательным ценам (от 8 тысяч рублей), и многие предпочитают купить за эти деньги пусть и устаревший, но флагман, чем современную бюджетную модель, в которой сэкономили на всем.
При этом доля Android в целом растет быстрее, чем iOS как в столице, так и в регионах. Причина проста – большое количество моделей и производителей, особенно в бюджетном сегменте. При этом популярность той или иной операционной системы, как ни странно, зависит еще и от оператора. Так, например, у абонентов Tele2 гораздо меньше «айфонов» — всего у 6% — в то время как Android столько же, сколько у «большой тройки» — 71%. Это можно объяснить не только отсутствием Tele2 в богатой на айфоны Москве, но и общим уровнем доходов абонентов: дискаунтер, который «всегда дешевле», имеет менее платежеспособную аудиторию. Шутка ли: второе место (12%) занимает Symbian, смартфоны на которой уже не выпускаются года три!
Доля устройств, поддерживающих несколько активных SIM-карт, составляет 25%. И в этом сегменте лидируют Explay, Alcatel и Fly — у этих бюджетников практически нет моделей с одной «симкой». Эти смартфоны получают все большее распространение, а из-за недавних роста цен на технику в целом темпы роста проникновения бюджетных аппаратов только ускорятся.
Так, за 1 квартал 2015 года в премиальном ценовом сегменте (от 20 тысяч рублей) продажи Samsung упали на 80%, HTC — на 70, Lumia — на 65, и даже Apple, чью продукцию, казалось бы, будут покупать за любые деньги, провалился на 40% в штучном выражении.
На этом фоне особенно активно заметен рост продаж операторских смартфонов, которые сегодня переживают настоящий бум. В магазинах операторов на них приходится 30-50% всех продаж. Как правило, операторским смартфоном является аппарат производства одной из китайских компаний: ZTE, Huawei, TCL (Alcatel) или менее известных контрактных производителей, имеющий базовые, но достаточные для обычного пользователя характеристики. Чаще всего это двухъядерный процессор, 4-дюймовый WVGA-экран и 512 МБ ОЗУ у самый простых моделейи четырехъядерный, 1 ГБ ОЗУ и экран от 4,5 до 5 дюймов у более продвинутых. Первые продаются за 2-3 тысячи рублей, последние — в пределах 5, и составляют серьезную конкуренцию не только китайцам, но и бюджетным моделям А-брендов, поскольку стоят в 1,5-2 раза дешевле. Причина в том, что оператор, заказывающий эти аппараты, во-первых, продает их в больших объемах в своих салонах по всей России — то есть, у него есть хороший канал продаж, с которым не нужно договариваться о «месте на полке», как у независимого производителя. В результате за счет объемов партии получается более низкая себестоимость каждого экземпляра. А во-вторых, оператор может позволить себе иметь околонулевую маржу с продажи такого смартфона: ведь главная его цель — заработать на предоставлении услуг. Ведь покупатель будет пользоваться интернетом, возможно, покупать приложения, а также подключать дополнительные сервисы, приложениями для работы с которыми щедро наполнена память такого устройства уже «из коробки». При этом сменить оператора (и даже купить местную «симку» в роуминге) ему будет не так просто из-за «залочки» на свою сеть, снять которую, конечно, можно, но большинству просто лень: по статистике «Билайна», за кодом разблокировки обращаются менее 5% покупателей.