Refurbished
Не спешите бежать за словарем — это обычно не переводится, а так и говорят: «реф». Refurbished означает «восстановленный». Как правило, схема работает следующим образом: принятые по гарантии сервис-центрами экземпляры того или иного устройства отправляются на завод, где их полностью разбирают, меняют неисправные детали и даже зачастую устанавливают всю начинку в новый корпус!
Именно оттуда, например, берутся продающиеся до сих пор iPhone 6 или 5S: с точки зрения покупателя они ничем не отличаются от абсолютно новых, ведь даже наушники и все бумажечки из комплекта здесь будут совершенно новыми.
В ряде случаев, однако, «рефы» могут иметь более скромную комплектацию, без оригинальных аксессуаров и в простой картонной коробке без изысков. Кстати, в «подозрительной» коробке могут продаваться и «свопы» (swap) — это экземпляры, изначально предназначенные для оперативной замены брака в сервис-центрах.
После окончания гарантийной поддержки устройства «своп» может попасть в свободную продажу, правда, к тому времени он будет интересен, скорее, коллекционерам, потому что устареет морально.
Не стоит путать с «рефами» отремонтированные в сервис-центре товары: такие устройства будут иметь следы износа и продавать их можно только как бывшие в употреблении с соответствующим уменьшением цены.
Порой можно «урвать» что-то с бешеными скидками! Приличный продавец всегда укажет причину уценки; он обязан сделать это по закону о защите прав потребителей.
В чем опасность: Ecли «реф» заводской, то срок его службы будет чуть меньше. Но вы вряд ли это заметите. Опаснее всего китайский «реф»: кое-как отремонтированные платы вставляют в подвалах в производимые здесь же поддельные корпуса. Такой девайс долго не проработает, если вообще включится после того, как вы его получили.
Как защититься: Покупать только у крупных ритейлеров или в фирменных магазинах марки. Если цена низкая, уточнить, не «реф» ли это.
OEM
Еще одно мудреное слово, означает «Original Equipment Manufacturer» и первоначально применялось для обозначения компьютерных комплектующих, предназначенных не для продажи конечному покупателю, а для компаний-сборщиков ПК.
То есть, например, видеокарту вы покупали не в большой красивой коробке с кучей дисков, проводочков и промо-кодов на какую-нибудь игру (Retail), а просто в антистатическом пакетике.
Сейчас в OEM-упаковке можно встретить не только комплектующие, но и, например, устройства, которые часто покупают партиями — будь то модемы/роутеры, флешки, картриджи, кабели и разного рода аксессуары вроде клавиатур, мышей и даже наушников. Естественно, такой товар дешевле.
В чем опасность: На OEM-поставки может не действовать официальная гарантия производителя, поэтому при поломке такого товара придется идти к продавцу, с которым «воевать», как правило, сложнее.
Как защититься: Заранее посмотреть на сайте производителя, как выглядит Retail-версия товара. Далее прикинуть, насколько велика экономия.
Витринный образец
Очень часто низкая цена в каталоге указана на витринный образец, существующий в единственном экземпляре. Это означает, что он несколько месяцев стоял у всех на виду, все его трогали, нажимали кнопки, засовывали пальцы, кто-то его чуть-чуть поцарапал, вот тут остался клеевой след от ценника, а пленка на экране давно утрачена.
Впрочем, гарантию на такие экземпляры дают полноценную, правда, есть нюансы: например, может незаметно потеряться какая-то мелочь из комплекта или будут выкручены транспортировочные болты (это актуально для крупной бытовой техники).
В чем опасность: На самом деле, практически ни в чем. Если нет механических повреждений, такой девайс не стыдно купить даже в подарок. Если это, конечно, не наушники или электрическая зубная щетка.
Как защититься: Спросить, не витринный ли это образец. В интернет-магазинах сигналом может стать доступность товара для самовывоза только в одной-двух точках по всему многомиллионному городу.
«Серый» товар
«Серый» товар — это модели, ввезенные в страну в обход официальных каналов, то есть, грубо говоря, контрабандой, без уплаты налогов и пошлин. Уже за счет этого цена может быть процентов на 20 ниже официальной.
«Серые» поставщики играют и на разнице цен в разных странах, а также вовсю пользуются рекламными акциями, например, «залоченные» и субсидируемые операторами смартфоны, телефоны и модемы затем «разлочиваются» и продаются в другой стране.
Сюда же относятся торговцы, заказывающие китайскую технику на Aliexpress и потом продающие ее здесь, и «чемоданные» курьеры с «Киндлами».
В чем опасность: официальной гарантии на «серый» товар нет, а продавец настолько мелок, что его «сервис-центр» — это дядя Улугбек с паяльником вон в том углу. «Серая» техника может не быть адаптированной для работы в России (например, у смартфонов не работает LTE или нет сервисов Google), а последствия ковыряния в прошивке с целью «разлочки» тоже непредсказуемы.
Как защититься: Проверять код модели (SKU), сверяя его с данными на официальном сайте производителя; проверять версию прошивки, сверяя ее с кодом официальной. Искать на коробке русские слова и надписи «ССЭ» и «РсТ».
Брак
Брак — понятие всеобъемлющее. Некоторые виды брака некритичны, например, поврежденная упаковка — повод для уценки, а уж механические повреждения корпуса запросто могут стать поводом для 50-процентной скидки.
Вопрос только в том, какие: если это парочка малозаметных царапин или вмятинка, которые вы сами легко могли бы поставить в первую неделю — можно покупать. Если же по девайсу явно долго били кувалдой, то нет.
Проблема только в том, что плохой продавец может и скрыть факт механических повреждений, а разбираться с ними придется вам. Кроме того, они могут возникнуть и при транспортировке — случаев приезда, скажем, разбитых планшетов — сколько угодно. Тут вам можно только посочувствовать, потому что доказывать, что разбили не вы, придется с помощью экспертизы за свой счет, и затем через суд возвращать деньги и возмещать стоимость экспертизы.
С экспертизой придется столкнуться и в том случае, если продавец неправильно хранил товар (например, в сырости или на морозе), что привело к его повреждению.
Кстати, расскажите нам о вашем случае покупки брака и последующих «войнах» с продавцом и сервис-центром в комментариях: пусть вся страна знает недобросовестные компании!
В чем опасность: Можно получить заведомо неисправную вещь, не подлежащую гарантийному ремонту. Или потом пройти семь кругов ада, доказывая, что это не вы ее испортили.
Как защититься: Покупать уцененный товар только в фирменных магазинах производителя или у крупных официальных ритейлеров, где не будут скрывать никаких нюансов. Проверить при доставке: если что-то смущает, то отказаться.
Нас обманывают при покупке смартфонов и авиабилетов, навязывают проблемную и залежавшуюся технику. О том, как распознать мошенников и нечестных продавцов, читайте в нашей серии материалов.