Россияне покупают все больше смартфонов и приложений
Россия активно переходит на смартфоны. По данным аналитиков App Annie, мы в числе стран, где количество загрузок круто выросло в 2016 году. Создатели телефонов и приложений очень надеются на развивающиеся рынки, вроде нашего. Хотя наши расходы — 0,5% от общемировых, это уже пятый в мире результат. Топ покупателей мобильных приложений: Китай, США, Япония, Южная Корея и Великобритания.
«В мире три миллиарда используемых смартфонов. Через три года их будет в два раза больше, — обещает Эл Кампа, директор по маркетингу App Annie. — А людей-то почти 7 миллиардов. Рост в Америке и Европе небольшой, потому что там уже у всех есть смартфоны».
Еще три миллиарда смартфонов найдут владельцев в Индонезии, Бразилии, Индии и России.
Мы обожаем знакомых персонажей
Игра Pokemon Go стала одним из символов 2016 года. В июле люди начали шарить по кустам, залезать в фонтаны и падать в ямы, чтобы найти пиксельного Пикачу. Всего за три месяца игра заработала 800 млн долларов. Обычно успешные проекты «поднимали» такие деньги за год. У Clash of Clans ушло порядка 13 месяцев.
«У триумфа Pokemon Go два компонента, — загибает пальцы Эл Кампа. — Первый: старые и всеми любимые персонажи до сих пор популярны, и люди хотят с ними играть. Второй — это дополненная реальность и технология игры на карте. Плюс социальный компонент, когда ты можешь играть с друзьями».
Герои не умирают, но одного лишь чувства ностальгии мало, чтобы заработать. В конце года за покемонами рванули Братья Марио. Игру давно ждали, и после релиза Super Mario Run вышла в топы по скачиванию.
В феврале игру установили 78 млн человек, но в Nintendo расстроились из-за скромной прибыли. Бесплатным в Super Mario Run был только первый мир, все остальное стоило 10 долларов. Деньги заплатили около 10%, то есть игра заработала примерно 7,5 миллионов.
Даже такие цифры — гарантия того, что маховик сиквелов, ремейков и спин-оффов завертелся и в индустрии видеоигр.
Нас тошнит от виртуальной реальности (в прямом смысле)
Три года назад Facebook потратил два миллиарда долларов на стартап Oculus, который занимался виртуальной реальностью (VR). Марк Цукерберг представлял «виртуальный просмотр спортивных состязаний с лучших мест на трибуне, виртуальные уроки со всего мира, личные консультации с доктором — просто надев очки, не выходя из дома».
Пока нам все еще приходится выходить на улицу. Технология VR пошумела, впечатлила, но потом возникло слишком много вопросов. Летать и стрелять в очках интересно в первый раз, но что потом? Оборудование громоздкое. Да и — честно — сложно получать удовольствие, когда тебя укачивает.
Пока виртуальная реальность ждет доработки и ищет свою нишу.
Бесконтактная оплата набирает популярность
Бумажных денег нет, но мы держимся. Сначала люди сменили кэш на банковские карты, теперь оплачивают покупки касанием. Последние сомнения перед технологией бесконтактных платежей тают из-за удобства. Вжух, и покупка сделана! Хоть кроссовки для бега в магазине, хоть игра — в онлайн-маркете. Редкий случай, когда довольны и продавцы, и покупатели.
«В прошлом году сеть Starbucks заработала миллиарды долларов через систему оплаты внутри приложения, — рассказывает Эл Кампа. — Технология будет распространяться в ресторанах быстрого обслуживания. Может быть, в медиа и индустрии развлечений. Очень удобно, когда люди хотят сходить в кино, и им надо просто выбрать место и оплатить билет».
В России бесконтактными платежами, по подсчетам компании J"son Partners Consulting, пользуются 7,5 млн человек. С 2015 года количество покупок с бесконтактной картой Mastercard выросло в четыре раза.
Мы привыкаем к подписке в приложениях
Самая быстрорастущая техника монетизации копируется из телевидения. Создатели приложений берут пример с кабельных каналов, вроде Netflix и HBO, и вводят подписку. Пользователю так удобнее и легче. Дело в психологии, уверен Эл Кампа: «Решение о покупке отличается от концепции, когда ты апгрейдишься каждый раз. Играя, ты можешь купить персонажа, артефакты, часть карты. То есть, каждый раз заново решаешь покупать. С подпиской ты принимаешь решение только один раз и просто платишь каждый месяц. Для бизнеса это стабильный рост прибыли после того, как пользователь один раз принял решение о покупке».
Другой популярный путь — freemium. Пользователь может скачать бесплатную версию, которая вполне самостоятельная. И уже за деньги модифицировать приложение. «Должно быть что-то суперуникальное, за что люди захотят заплатить деньги. Однако должен быть баланс. Если вы слишком рано начнете требовать 10 долларов, как в Super Mario Run, не сможете увеличить эту плату в будущем», — предупреждает Кампа.
Игры приносят огромную прибыль
Игры в мобайле все круче, и их все больше. Конкуренция заставляет разработчиков вкладываться в качество, придумывать новые фишки. За это люди готовы платить. 81,5% всех покупок в App Store и Google Play — это игры.
Статистика по России чуть скромнее. Мобильных игрушек, посчитали эксперты App Annie, продали на 307 млн долларов. То есть 71,5% всех приложений, при объеме рынка в 429 миллионов.
Расходы пользователей на покупку приложений будут расти на 18% ежегодно. Компания DFC Intelligence считает, что в 2021 году половина всех проданных видеоигр будут мобильными. Платить будет проще, а смартфонов — больше. «Люди будут выбирать игры более внимательно, но и принимать решение о покупке станет легче. Поэтому доходы от мобильных игр будут расти», — считает аналитик Дэвид Коул.
У Google больше смартфонов, зато Apple больше зарабатывает
Маркет от Google опережает App Store по количеству скачиваний, однако, одно приложение в магазине Apple зарабатывает в четыре раза больше. Аналитики App Annie объясняют разрыв тем, что пользователи iPhone и iPad просто готовы платить чаще и больше. Смартфонов на Android куда больше, но они более дешевые и популярны в развивающихся странах.
Мощный перекос создает китайский рынок, крупнейший в мире. Там маркеты заработали 20 млрд долларов. Apple хозяйничает в Поднебесной со времен, когда сервисы Google не прошли цензуру. Альтернативные сторы «а-ля Google» не слишком популярны даже в совокупности.
Сражение между Apple и Google за китайский рынок пока безоговорочно за «яблоками». Google надеется наверстать выгоду на новых рынках.